Синкретический облик дракона тысячелетиями волновал воображение людей. Он известен и создателям древнейших цивилизаций, и эскимосам, не знавшим классового общества, и современным развитым народам. Распространение мифа о драконе столь универсально, что известный швейцарский психиатр и историк религии К.-Г. Юнг отнес дракона к системе архетипов человечества – наследственно передающихся схем, эмоционально окрашенных, но априорно формирующих представления. Говоря простым языком, человечество сохранило в своей памяти информацию о звероящерах (динозавров), о жестокой реальности, в которой жили наши далекие предки.
Историкам религии, мифологии и искусства еще трудно проследить все этапы генезиса образа дракона. Но ясно, что среди всех других синкретических существ: грифонов, василисков, единорогов, химер и т.п. – дракон наиболее популярен. Можно сказать, что он в отличие от своих собратьев всемирно распространен. Есть все основания считать, что он пришел к нам из глубокой древности. Отличие дракона среди аналогичных созданий заключается также и в его максимально выраженной синкретичности: дракон – не просто единение атрибутов одного хищного зверя и одной птицы, как это имеет место, например, у грифона или василиска (змея и птица). В китайской традиции дракон объединяет атрибуты минимум девяти существ. У него голова верблюда, шея змеи, когти орла, чешуя карпа, брюхо моллюска, лапы тигра, уши коровы, рога оленя, глаза демона… И каждый из органов несет свою функцию.
Одно из древнейших известных канонических изображений дракона (в виде рептилии) доносит до нас оттиск аккадской печати. Мы видим на нем эпизод космической битвы «бога» Мардука с женским драконом Тиамат. Последняя решила мстить за убийство своего супруга Апсу, олицетворявшего водную стихию и «творца» первоначального мира, младшим поколениям «богов». Для этой цели она создала себе помощников, которые после победы Мардука вместе с ней стали знаками зодиака. Сама она на печати изображалась как огромная рептилия с чешуйчатым телом и двумя когтистыми лапами. Иногда она была представлена в виде крылатого хищника. Перед битвой противники Мардука напились вина, приготовленного из кунжута, и поели. Мардук же, наполнившись огнем, вошел в нутро Тиамат и расчленил чудовище. Ее сторонников он поймал сетью. Из тела Тиамат он заново сделал Небо и Землю, а побежденные «боги» стали созвездиями. У своих поверженных врагов Мардук отобрал Таблицы судеб и повесил их себе на грудь.
Если обратится к древнеегипетской мифологии, то львиный образ дочери солнечного «бога» Ра – Хатор соответствует древнейшему образу китайского дракона, который в своем генезисе шел от тигриной маски. По-видимому, хищники из семейства кошачьих, обладающие способностью видеть в темноте, повсюду наделялись драконьими чертами.
Мудрость дракона заключена в его способности быть носителем острого зрения и света. Это свойство дракона приходится отыскивать в переплетениях бесчисленных сюжетов, где дракон выступает как существо тьмы, в образе того или иного животного, заглатывавшего светило или невинную жертву. Убийство дракона солнечным «богом», громовержцем, святым или героем легло в основу многих популярных сюжетов, увлекательных повествований, а в ряде случаев – чуть ли не целых мифологических систем. Даже в Библии есть описание драконообразного существа – Левиафана: «от его чиханья показывается свет; глаза у него – как ресницы зари» (Иов. 41,10).
Анализ имеющихся материалов об образе дракона позволяет прийти к мнению, что дракон сопровождал человечество начиная с самых ранних этапов его становления. На нем замкнуты важнейшие институты духовного самоопределения человека, трансляции культуры и социально-полового регулирования общества.
Эта роль дракона в истории человечества объясняется тем, что он был наделен основными ощущениями человека, что дракону была передана деятельность органов чувств человека. Причем понятие о драконе формировалось главным образом из совокупности деятельности трех из них: зрительного, обонятельного и в меньшей мере слухового (хотя с ним ассоциирован звук в его максимальном выражении – громовых раскатах).
Тактильные и вкусовые восприятия для дракона менее характерны. Тем не менее они образуют многочисленные мировые сюжеты о съеденных драконом людях, большинство которых в конечном счете все-таки спаслись.
Литература:
1) Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1978.
2) Антес Р. Мифология в древнем Египте // Мифология древнего мира. М., 1977.
3) Чеснов Я.В. Дракон: метафора внешнего мира // Мифы, культы, обряды народов зарубежной Азии. М., 1986.