15 урок. Разбор падежей

Разбор падежей. Анализ – التَّحْلِيل

Внимательно прочтите предложения:

 مُحَمَّدٌ ذَهَبَ إِلى الْمَدْرَسَةِ
 الفاعل = مُحَمَّدٌ

Имя существительное مُحَمَّدٌ  “Мухаммад” стоит в именительном падеже, который отвечает на вопрос “кто?”, “что?”. Признаком именительного, в данном случае, служит окончание ун .

По арабский грамматический разбор данного слова выглядит следующим образом:

مُحَمَّدٌ – فَاعِلٌ مَرْفُوعٌ وَ عَلاَمَةُ رَفْعِهِ الضَّمَّةُ

مَرْفُوعٌ – означает, что имя существительное поставлено в именительном падеже.
عَلاَمَةُ رَفْعِهِ – признаком того, что имя в именительном падеже есть его окончание الضَّمَّةُ.

А теперь, взгляните на следующее предложение:

 رَأَيْتُ مُحَمَّدًا
 المَفْعُول بِهِ – مُحَمَّدًا

Имя существительное مُحَمَّدًا  стоит в винительном падеже который отвечает на вопрос “кого?”, “что?”.
Признаком внительного падежа в данном случае, как и всегда, служит окончание ан.

По арабский грамматический разбор данного слова  выглядит таким образом:

مُحَمَّدًا – مَفْعولٌ بِهِ مَنْصُوبٌ وَعَلَامَةُ نَصْبِهِ الْفَتْحَةُ

مَنْصُوبٌ – означает то, что имя существительное стоит в винительном падеже.
عَلَامَةُ نَصْبِهِ – признаком того, что имя  в винительном  падеже является его окончание الْفَتْحَةُ.

Таким образом мы выяснили, что в  арабском языке имена существительные в предложениях могут находится в двух падежах: в именительном и винительном.
الفَاعِل – всегда будет в именительном падеже.
الْمَفْعُول بِهِ – всегда будет в винительном падеже.
Есть также и родительный падеж, но о нем мы поговорим в разделах о предлогах и частицах арабского языка.

УПРАЖНЕНИЯ

Найдите субъекты الفاعل и объекты المَفْعُول بِهِ  действий в этих предложениях:

.وَضَعْتُ الْكُتُبَ فِي الْحَقِيبَةِ
.يَذْهَبُ الطَّالِبُ إِلى المَدْرَسَةِ فِي الصَّبَاحِ
.يُفَكِّرُ الإنْسَانُ بِالعَقْلِ
.يَأْمُرُ الإسْلاَمُ بِالصِّدْقِ
.تَخْتَلِفُ الحَيَاةُ الآنَ عَنِ الحَيَاةِ فِي المَاضِي
.نَصَحَنِي الطَّبِيبُ بِمُمَارَسَةِ الرِّيَاضَةِ
.لَا يَحْدُثُ شَيءٌ فِي الدُّنْيَا إِلَّا بِإِذْنِ اللهِ
.دَائِمًا يَنْتَصِرُ الْحَقُّ عَلَى الْبَاطِلِ فِي النِّهَايَةِ
.يَحْتَاجُ الإِنْسَانُ إِلَى التَّرْوِيحِ عَنِ النَّفْسِ
هَلْ نَظَفْتَ الْبَيْتَ؟