19 урок. Указательные местоимения, личные местоимения, множественные числа глаголов

В этом уроке мы разберем следующие темы:
– Указательные местоимения для дальнего расстояния;
– Множественные личные местоимения;
– Множественная форма глагола прошедшего времени.
– Местоимение (بَعْضٌ) “некоторый”.

1. Указательные местоимения для дальнего расстояния.

Мы уже с вами проходили указательные местоимения для дальнего расстояния мужского (ذَلِكَ) и женского родов (تِلْكَ) в единственном числе. В этом уроке мы разберем с вами форму для множественного числа.

Форма множественного числа (أُولَـٰئِكَ)  “те” является неизменной по форме и применяется только в отношении людей, мужского и женского родов.

Давайте посмотрим на примеры:

 
الْمُفْرَدُ: ذَلِكَ أَبٌ.
ед.ч.: (Вон) тот – отец.
الْجَمْعُ: أُولَـٰئِكَ آبَاءٌ.
мн.ч.: (Вон) те – отцы.
   
الْمُفْرَدُ: تِلْكَ أُمٌّ.
ед.ч.: (Вон) та – мать.
 
الْجَمْعُ: أُولَـٰئِكَ أُمَّهَاتٌ.
мн.ч.: (Вон) те – матеря.
   
الْمُفْرَدُ: مَنْ ذَلِكَ الرَّجُلُ؟
ед.ч.: Кто тот человек?
 
الْجَمْعُ: مَنْ أُولَـٰئِكَ الرِّجَالُ؟
мн.ч.: Кто те люди?
   
الْمُفْرَدُ: أَيْنَ تِلْكَ الْبِنْتُ؟
ед.ч.: Где та девочка?
 
الْجَمْعُ: أَيْنَ أُولَـٰئِكَ الْبَنَاتُ؟
мн.ч.: Где те девочки?
   
الْمُفْرَدُ: ذَلِكَ حَاجٌّ.
ед.ч.: (Вон) тот – паломник.
 
الْجَمْعُ: أُولَـٰئِكَ حُجَّاجٌ.
мн.ч.: (Вон) те – паломники.
   
الْمُفْرَدُ: تِلْكَ مُمَرِّضَةٌ.
ед.ч.: (Вон) та – медсестра.
 
الْجَمْعُ: أُولَـٰئِكَ مُمَرِّضَاتٌ.
мн.ч.: (Вон) те – медсестры.

 

2. Личные местоимения и притяжательные местоимение.

Здесь, мы рассмотрим с вами два личных местоимения мужского и женского родов , а также два притяжательных местоимения мужского и женского родов.

Обратите внимание на то, что личные местоимения пишутся отдельно, тогда как притяжательные местоимения примыкают к именам существительным.

Просмотрите таблицу, в ней указаны личные местоимения, а также притяжательные местоимения мужского рода:

 
هُوَ طَوِيلٌ
Он высокий.
هُوَ
л.м.: он
 
هُمْ طِوَالٌ
Они высокие.
هُمْ
л.м.: они
 
بَيْتُهُ
его дом
ـهُ
пр.м.: его
 
 بَيْتُهُمْ
их дом
ـهُمْ
пр.м.: их

 

В этой таблице показаны личные и притяжательные местоимения женского рода:

 
هِيَ مَرِيضَةٌ
Она – больна.
هِيَ
л.м.: она
 
هُنَّ مَرِيضَاتٌ
Они – больны.
هُنَّ
л.м.: они
 
كِتَابُهَا
ее книга
ـهَا
пр.м.: ее
 
كِتَابُـهُنَّ
их книга
ـهُنَّ
пр.м.: их

 

Просмотрите примеры:

 
هُوَ مُدَرِّسٌ / هُمْ مُدَرِّسُونَ
он учитель / они учителя
 
ذَلِكَ طَالِبٌ هُوَ مِن أَمْرِيكَا / أُولَئِكَ طُلابٌ هُمْ مِن أَمْرِيكَا
(Вон) тот студент, он из Америки / (Вон) те студенты, они из Америки.
 
هِيَ مُدَرِّسَةٌ / هُنَّ مُدَرِّسَاتٌ
она учительница / они учительницы
 
تِلْكَ تِلْمِيْذَةٌ، هِيَ مُجْتَهِدَةٌ / أُوْلَئِكَ تِلْمِيذَاتٌ، هُنَّ مُجْتَهِدَاتٌ
(Вон) та ученица, она прилежная / (Вон) те ученицы, они прилежные.

 

  
الْمُفْرَدُ: هُوَ مُسْلِمٌ.
ед.ч.: Он мусульманин.
  
الْجَمْعُ: هُمْ مُسْلِمُونَ.
мн.ч.: Они мусульмане.
     
الْمُفْرَدُ: لِي أَخٌّ كَبِيرٌ، هُوَ فِي الْجَامِعَةِ.
ед.ч.: У меня есть старший брат, он в университете.
  
الْجَمْعُ: لِي إِخْوَةٌ كِبَارٌ، هُمْ فِي الْجَامِعَةِ.
мн.ч.: У меня есть старшие братья, они в университете.
    
الْمُفْرَدُ: أَبُوهُ طَبِيبٌ.
ед.ч.: Его отец врач.
  
الْجَمْعُ: أَبُوهُمْ طَبِيبٌ.
мн.ч.: Их отец врач.
     
الْمُفْرَدُ: هِيَ صَائِمَةٌ.
ед.ч.: Она постящияся.
  
الْجَمْعُ: هُنَّ صَائِمَاتٌ.
мн.ч.: Они постящиеся.
     
الْمُفْرَدُ: هِيَ طَالِبَةٌ، بَيْتُهَا عِنْدَ الْمَسْجِدِ.
ед.ч.: Она студентка, ее дом возле мечети.
  
الْجَمْعُ: هُنَّ طَالِبَاتٌ، بَيْتُهُنَّ عِنْدَ الْمَسْجِدِ.
мн.ч.: Они студентки, их дом возле мечети.
     
الْمُفْرَدُ: كِتَابُهَا فِي الْحَقِيبَةِ.
ед.ч.: Ее книга в портфеле.
  
الْجَمْعُ: كِتَابُهُنَّ فِي الْحَقِيبَةِ.
мн.ч.: Их книга в портфеле.

 

3. Глагол прошедшего времени 3 лица мужского и женского родов 

В уроке мы проходили глагол прошедшего времени 1 и 2 лица. В этом уроке мы разберем форму глагола для 3 лица.
К исходной трех буквенной форме глагола (здесь это ذَهَبَ ) добавляются суффиксы, которые указывают на род и число. При этом не обязательно дублировать глаголы с личными местоимениями.
Внимательно посмотрите на таблицу:

  
ذَهَبَ
ушел
  
هُوَ
он
  
ذَهَبُوا
ушли
  
هُمْ
они
  
ذَهَبَتْ
ушла
  
هِيَ
она
  
ذَهَبْنَ
ушли (ж.р.)
  
هُنَّ
они (ж.р.)

 

Применение трех буквенных глаголов в сочетании с теми же суффиксами:

  
الْمُفْرَدُ: هُوَ ذَهَبَ عِنْدَ الْمُدَرِّسِ.
ед.ч.: Он пошел к учителю.
  
الْجَمْعُ: هُمْ ذَهَبُوْا عِنْدَ الْمُدَرِّسِ.
мн.ч.: Они пошли к учителю.
    
الْمُفْرَدُ: الطَّالِبُ خَرَجَ مَعَ زَمِيلِهِ.
ед.ч.: Студент вышел со своим другом.
  
الْجَمْعُ: الطُّلابُ خَرَجُوا مَعَ زُمَلائهِمْ.
мн.ч.: Студенты вышли со своими друзьями.
    
الْمُفْرَدُ: الْوَلَدُ جَلَسَ فِي الْمَطْعَمِ.
ед.ч.: Мальчик сел в столовой.
  
الْجَمْعُ: الأَوْلادُ جَلَسُوْا فِي الْمَطْعَمِ.
мн.ч.: Дети сели в столовой.
    
الْمُفْرَدُ: هِيَ وَقَفَتْ عِنْدَ الْبَابِ.
ед.ч.: Она остановилась возе двери.
  
الْجَمْعُ: هُنَّ وَقَفْنَ عِنْدَ الْبَابِ.
мн.ч.: Они (ж.р.) остановились возле двери.
    
الْمُفْرَدُ: هِيَ كَتَبَتْ عَلَى السَّبُّورَةِ.
ед.ч.: Она написала на доске.
  
الْجَمْعُ: هُنَّ كَتَبْنَ عَلَى السَّبُّورَةِ.
мн.ч.: Они (ж.р.) написали на доске.
    
الْمُفْرَدُ: بِنْتُ طَاهِرٍ جَلَسَتْ فِي السَّيَّارَةِ.
ед.ч.: Дочь Тахира села в машину.
  
الْجَمْعُ: بَنَاتُ طَاهِرٍ جَلَسْنَ فِي السَّيَّارَةِ.
мн.ч.: Дочери Тахира сели в машину.

 

4. Местоимение (بَعْضٌ) “некоторый”.

Данное слово, (بَعْضٌ) “некоторый”,  имеет свойство спрягаться в арабском языке в трех падежах, также как и имена существительные. К этому местоимению могут добавляться и слитные личные местоимения.

Давайте рассмотрим внимательно следующие примеры:

 
هَؤُلاءِ النِّسَاءُ مُمَرِّضَاتٌ
(Вот) эти женщины медсестры.
 
بَعْضُهُنَّ مِنْ إِيطَالِيَا وَبَعْضُهُنَّ مِنْ فَرَنْسَا.
Некоторые из них из Италии, некоторые из них из Франции.
    
هَؤُلاءِ الرِّجَالُ حُجَّاجٌ
(Вот) эти люди паломники.
 
بَعْضُهُمْ مِنَ الْهِنْدِ وَبَعْضُهُمْ مِنَ الصِّيْنِ.
Некоторые из них из Индии, а некоторые из них из Китая.
    
أُولَئِكَ الأَوْلادُ طُلابٌ
(Вон) те дети ученики.
 
بَعْضُهُمْ فِي الْفَصْلِ وَبَعْضُهُمْ فِي الْمَلْعَبِ
Некоторые из них в классе, некоторые из них на стадионе.

Новые слова

 
هُمْ
они
 
أُولَئِكَ
эти
 
ذَهَبُوا
они ушли
 
هُنَّ
они (ж.р.)
 
بَعْضٌ
неоторые
 
ذَهَبْنَ
они ушли (ж.р.)
 
إِيطَالِيَا
Италия
 
زَارَ
посещать
 
نَصْرَانِيٌّ \ نَصَارَى
христианин / христиане
 
الْمَلْعَبُ
стадион

Упражнения

1. Вставьте подходящие местоимения (ذَلِكَ، تِلْكَ، أُولَئِكَ) в пустые места:

 
….. أُخْتِي
(Вон) тот мой брат.
 
….. أَخِي
(Вон) та моя сестра.
 
….. طَبِيبَةٌ جَدِيدَة
(Вон) та новый врач.
 
….. تُجَّارٌ
(Вон) те торговцы.
 
….. مُدَرِّسَاتٌ
(Вон) те учительницы.
 
….. طَالِبٌ
(Вон) тот студент.
 
….. أُمَّهَاتُ الطَّالِبَاتِ
(Вон) те матеря студенток.
 
….. آبَاءُ الطُّلابِ
(Вон) те отцы студентов.

 

2. Образуйте множественное число из этих предложений.

Пример:

 
مَثَالٌ: ذَلِكَ الرَّجُلُ مُدَرِّسٌ
 
أُولَئِكَ الرِّجَالُ مُدَرِّسُونَ

 

 
مِنْ أَيْنَ ذَلِكَ الْمُدَرِّسُ؟  
مَنْ ذَلِكَ الْفَتَى؟
 
هَذَا الطَّالِبُ مِنْ إِنْكِلْتِرَا وَذَلِكَ مِنْ فَرَنْسَا  
تِلْكَ الْفَتَاةُ بِنْتُ الطَّبِيبِ
 
هَذِهِ الْمَرْأَةُ مُمَرِّضَةٌ وَتِلْكَ طَبيبةٌ  
أَذَلِكَ الْمُهَنْدِسُ مُسْلِمٌ؟
 
تِلْكَ الْفَتَاةُ الصَّغِيرَةُ أُخْتُ حَامِدٍ  
مَنْ هَذَا الْوَلَدُ الطَّوِيلُ؟

 

3. Образуйте множественные числа из этих предложений.

 
الْمُدَرِّسَةُ خَرَجَتْ مِنَ الْفَصْلِ  
الطَّالِبُ ذَهَبَ إِلَى الْمُسْتَشْفَى
 
الْوَلَدُ نَجَحَ فِي الامْتِحَانِ  
الْبِنْتُ دَخَلَتِ الْبَيْتَ
 
الْفَتاةُ فَتَحَتِ الْبابَ  
الْمُعَلِّمُ زَارَ الْفَصْلَ
 
الابْنُ دَرَسَ الْكِتَابَ  
الطَّالِبَةُ كَتَبَتْ عَلَى الْكَرَّاسَةِ

 

4. Ответь на вопросы как показано в примере (аудио используйте в качестве подсказки):

Пример:

 
مَثَالٌ:أَهَؤُلاءِ الرِّجَالُ مُسْلِمُونَ؟
(مُسْلِمٌ – نَصْرَانِيٌّ)
 
بَعْضُهُمْ مُسْلِمُونَ وَبَعْضُهُمْ نَصَارَى.

 

 
أَهَؤُلاءِ النَّاسُ مُهَنْدِسُونَ؟
(مُهَنْدِسٌ – تَاجِرٌ)
 
أَهَؤُلاءِ النِّسَاءُ طَبِيبَاتٌ؟
(طَبِيبَةٌ – مُمَرِّضَةٌ)
 
أَأُولَئِكَ الْبَنَاتُ طَوِيلاتُ؟
(طَوِيلَةٌ – قَصِيرَةٌ)
 
أَهَؤُلاءِ الْفِتِيَةُ لاعِبُونَ؟
(لاعِبٌ – طَالِبٌ)
 
أَهَؤُلاءِ صَدِيقَاتٌ؟
(صَدِيقَةٌ – زَمِيلَةٌ)
 
أَأُولَئِكَ الرِّجَالُ أَغْنِيَاءُ؟
(غَنِيٌّ – فَقِيرٌ)
 
أَأُولَئِكَ مُفَتِّشُونَ؟
(مُفَتِّشٌ – مُوَجِّهٌ)
 
أَأُولَئِكَ النِّسَاءُ خَالاتٌ؟
(خَالَةٌ – أُمٌّ)