В этом уроке мы разберем следующие темы:
— Указательные местоимения для дальнего расстояния;
— Множественные личные местоимения;
— Множественная форма глагола прошедшего времени.
— Местоимение (بَعْضٌ) «некоторый».
1. Указательные местоимения для дальнего расстояния.
Мы уже с вами проходили указательные местоимения для дальнего расстояния мужского (ذَلِكَ) и женского родов (تِلْكَ) в единственном числе. В этом уроке мы разберем с вами форму для множественного числа.
Форма множественного числа (أُولَـٰئِكَ) «те» является неизменной по форме и применяется только в отношении людей, мужского и женского родов.
Давайте посмотрим на примеры:
![]() |
|
الْمُفْرَدُ: ذَلِكَ أَبٌ. ед.ч.: (Вон) тот — отец. |
الْجَمْعُ: أُولَـٰئِكَ آبَاءٌ. мн.ч.: (Вон) те — отцы. |
||
![]() |
|
الْمُفْرَدُ: تِلْكَ أُمٌّ. ед.ч.: (Вон) та — мать. |
|
الْجَمْعُ: أُولَـٰئِكَ أُمَّهَاتٌ. мн.ч.: (Вон) те — матеря. |
|
![]() |
|
الْمُفْرَدُ: مَنْ ذَلِكَ الرَّجُلُ؟ ед.ч.: Кто тот человек? |
|
الْجَمْعُ: مَنْ أُولَـٰئِكَ الرِّجَالُ؟ мн.ч.: Кто те люди? |
|
![]() |
|
الْمُفْرَدُ: أَيْنَ تِلْكَ الْبِنْتُ؟ ед.ч.: Где та девочка? |
|
الْجَمْعُ: أَيْنَ أُولَـٰئِكَ الْبَنَاتُ؟ мн.ч.: Где те девочки? |
|
![]() |
|
الْمُفْرَدُ: ذَلِكَ حَاجٌّ. ед.ч.: (Вон) тот — паломник. |
|
الْجَمْعُ: أُولَـٰئِكَ حُجَّاجٌ. мн.ч.: (Вон) те — паломники. |
|
![]() |
|
الْمُفْرَدُ: تِلْكَ مُمَرِّضَةٌ. ед.ч.: (Вон) та — медсестра. |
|
الْجَمْعُ: أُولَـٰئِكَ مُمَرِّضَاتٌ. мн.ч.: (Вон) те — медсестры. |
2. Личные местоимения и притяжательные местоимение.
Здесь, мы рассмотрим с вами два личных местоимения мужского и женского родов , а также два притяжательных местоимения мужского и женского родов.
Обратите внимание на то, что личные местоимения пишутся отдельно, тогда как притяжательные местоимения примыкают к именам существительным.
Просмотрите таблицу, в ней указаны личные местоимения, а также притяжательные местоимения мужского рода:
|
هُوَ طَوِيلٌ Он высокий. |
هُوَ л.м.: он |
|
هُمْ طِوَالٌ Они высокие. |
هُمْ л.м.: они |
|
بَيْتُهُ его дом |
ـهُ пр.м.: его |
|
بَيْتُهُمْ их дом |
ـهُمْ пр.м.: их |
В этой таблице показаны личные и притяжательные местоимения женского рода:
|
هِيَ مَرِيضَةٌ Она — больна. |
هِيَ л.м.: она |
|
هُنَّ مَرِيضَاتٌ Они — больны. |
هُنَّ л.м.: они |
|
كِتَابُهَا ее книга |
ـهَا пр.м.: ее |
|
كِتَابُـهُنَّ их книга |
ـهُنَّ пр.м.: их |
Просмотрите примеры:
|
هُوَ مُدَرِّسٌ / هُمْ مُدَرِّسُونَ он учитель / они учителя |
|
ذَلِكَ طَالِبٌ هُوَ مِن أَمْرِيكَا / أُولَئِكَ طُلابٌ هُمْ مِن أَمْرِيكَا (Вон) тот студент, он из Америки / (Вон) те студенты, они из Америки. |
|
هِيَ مُدَرِّسَةٌ / هُنَّ مُدَرِّسَاتٌ она учительница / они учительницы |
|
تِلْكَ تِلْمِيْذَةٌ، هِيَ مُجْتَهِدَةٌ / أُوْلَئِكَ تِلْمِيذَاتٌ، هُنَّ مُجْتَهِدَاتٌ (Вон) та ученица, она прилежная / (Вон) те ученицы, они прилежные. |
![]() |
|
الْمُفْرَدُ: هُوَ مُسْلِمٌ. ед.ч.: Он мусульманин. |
|
الْجَمْعُ: هُمْ مُسْلِمُونَ. мн.ч.: Они мусульмане. |
|
![]() |
|
الْمُفْرَدُ: لِي أَخٌّ كَبِيرٌ، هُوَ فِي الْجَامِعَةِ. ед.ч.: У меня есть старший брат, он в университете. |
|
الْجَمْعُ: لِي إِخْوَةٌ كِبَارٌ، هُمْ فِي الْجَامِعَةِ. мн.ч.: У меня есть старшие братья, они в университете. |
|
![]() |
|
الْمُفْرَدُ: أَبُوهُ طَبِيبٌ. ед.ч.: Его отец врач. |
|
الْجَمْعُ: أَبُوهُمْ طَبِيبٌ. мн.ч.: Их отец врач. |
|
![]() |
|
الْمُفْرَدُ: هِيَ صَائِمَةٌ. ед.ч.: Она постящияся. |
|
الْجَمْعُ: هُنَّ صَائِمَاتٌ. мн.ч.: Они постящиеся. |
|
![]() |
|
الْمُفْرَدُ: هِيَ طَالِبَةٌ، بَيْتُهَا عِنْدَ الْمَسْجِدِ. ед.ч.: Она студентка, ее дом возле мечети. |
|
الْجَمْعُ: هُنَّ طَالِبَاتٌ، بَيْتُهُنَّ عِنْدَ الْمَسْجِدِ. мн.ч.: Они студентки, их дом возле мечети. |
|
![]() |
|
الْمُفْرَدُ: كِتَابُهَا فِي الْحَقِيبَةِ. ед.ч.: Ее книга в портфеле. |
|
الْجَمْعُ: كِتَابُهُنَّ فِي الْحَقِيبَةِ. мн.ч.: Их книга в портфеле. |
3. Глагол прошедшего времени 3 лица мужского и женского родов
В уроке мы проходили глагол прошедшего времени 1 и 2 лица. В этом уроке мы разберем форму глагола для 3 лица.
К исходной трех буквенной форме глагола (здесь это ذَهَبَ ) добавляются суффиксы, которые указывают на род и число. При этом не обязательно дублировать глаголы с личными местоимениями.
Внимательно посмотрите на таблицу:
|
ذَهَبَ ушел |
|
هُوَ он |
|
ذَهَبُوا ушли |
|
هُمْ они |
|
ذَهَبَتْ ушла |
|
هِيَ она |
|
ذَهَبْنَ ушли (ж.р.) |
|
هُنَّ они (ж.р.) |
Применение трех буквенных глаголов в сочетании с теми же суффиксами:
![]() |
|
الْمُفْرَدُ: هُوَ ذَهَبَ عِنْدَ الْمُدَرِّسِ. ед.ч.: Он пошел к учителю. |
|
الْجَمْعُ: هُمْ ذَهَبُوْا عِنْدَ الْمُدَرِّسِ. мн.ч.: Они пошли к учителю. |
|
![]() |
|
الْمُفْرَدُ: الطَّالِبُ خَرَجَ مَعَ زَمِيلِهِ. ед.ч.: Студент вышел со своим другом. |
|
الْجَمْعُ: الطُّلابُ خَرَجُوا مَعَ زُمَلائهِمْ. мн.ч.: Студенты вышли со своими друзьями. |
|
![]() |
|
الْمُفْرَدُ: الْوَلَدُ جَلَسَ فِي الْمَطْعَمِ. ед.ч.: Мальчик сел в столовой. |
|
الْجَمْعُ: الأَوْلادُ جَلَسُوْا فِي الْمَطْعَمِ. мн.ч.: Дети сели в столовой. |
|
![]() |
|
الْمُفْرَدُ: هِيَ وَقَفَتْ عِنْدَ الْبَابِ. ед.ч.: Она остановилась возе двери. |
|
الْجَمْعُ: هُنَّ وَقَفْنَ عِنْدَ الْبَابِ. мн.ч.: Они (ж.р.) остановились возле двери. |
|
![]() |
|
الْمُفْرَدُ: هِيَ كَتَبَتْ عَلَى السَّبُّورَةِ. ед.ч.: Она написала на доске. |
|
الْجَمْعُ: هُنَّ كَتَبْنَ عَلَى السَّبُّورَةِ. мн.ч.: Они (ж.р.) написали на доске. |
|
![]() |
|
الْمُفْرَدُ: بِنْتُ طَاهِرٍ جَلَسَتْ فِي السَّيَّارَةِ. ед.ч.: Дочь Тахира села в машину. |
|
الْجَمْعُ: بَنَاتُ طَاهِرٍ جَلَسْنَ فِي السَّيَّارَةِ. мн.ч.: Дочери Тахира сели в машину. |
4. Местоимение (بَعْضٌ) «некоторый».
Данное слово, (بَعْضٌ) «некоторый», имеет свойство спрягаться в арабском языке в трех падежах, также как и имена существительные. К этому местоимению могут добавляться и слитные личные местоимения.
Давайте рассмотрим внимательно следующие примеры:
![]() |
|
هَؤُلاءِ النِّسَاءُ مُمَرِّضَاتٌ (Вот) эти женщины медсестры. |
|
بَعْضُهُنَّ مِنْ إِيطَالِيَا وَبَعْضُهُنَّ مِنْ فَرَنْسَا. Некоторые из них из Италии, некоторые из них из Франции. |
|
![]() |
|
هَؤُلاءِ الرِّجَالُ حُجَّاجٌ (Вот) эти люди паломники. |
|
بَعْضُهُمْ مِنَ الْهِنْدِ وَبَعْضُهُمْ مِنَ الصِّيْنِ. Некоторые из них из Индии, а некоторые из них из Китая. |
|
![]() |
|
أُولَئِكَ الأَوْلادُ طُلابٌ (Вон) те дети ученики. |
|
بَعْضُهُمْ فِي الْفَصْلِ وَبَعْضُهُمْ فِي الْمَلْعَبِ Некоторые из них в классе, некоторые из них на стадионе. |
Новые слова
|
هُمْ они |
|
أُولَئِكَ эти |
|
ذَهَبُوا они ушли |
|
هُنَّ они (ж.р.) |
|
بَعْضٌ неоторые |
|
ذَهَبْنَ они ушли (ж.р.) |
|
إِيطَالِيَا Италия |
|
زَارَ посещать |
|
نَصْرَانِيٌّ \ نَصَارَى христианин / христиане |
|
الْمَلْعَبُ стадион |
Упражнения
1. Вставьте подходящие местоимения (ذَلِكَ، تِلْكَ، أُولَئِكَ) в пустые места:
|
….. أُخْتِي (Вон) тот мой брат. |
|
….. أَخِي (Вон) та моя сестра. |
|
….. طَبِيبَةٌ جَدِيدَة (Вон) та новый врач. |
|
….. تُجَّارٌ (Вон) те торговцы. |
|
….. مُدَرِّسَاتٌ (Вон) те учительницы. |
|
….. طَالِبٌ (Вон) тот студент. |
|
….. أُمَّهَاتُ الطَّالِبَاتِ (Вон) те матеря студенток. |
|
….. آبَاءُ الطُّلابِ (Вон) те отцы студентов. |
2. Образуйте множественное число из этих предложений.
Пример:
|
مَثَالٌ: ذَلِكَ الرَّجُلُ مُدَرِّسٌ |
|
أُولَئِكَ الرِّجَالُ مُدَرِّسُونَ |
|
مِنْ أَيْنَ ذَلِكَ الْمُدَرِّسُ؟ | |
مَنْ ذَلِكَ الْفَتَى؟ |
|
هَذَا الطَّالِبُ مِنْ إِنْكِلْتِرَا وَذَلِكَ مِنْ فَرَنْسَا | |
تِلْكَ الْفَتَاةُ بِنْتُ الطَّبِيبِ |
|
هَذِهِ الْمَرْأَةُ مُمَرِّضَةٌ وَتِلْكَ طَبيبةٌ | |
أَذَلِكَ الْمُهَنْدِسُ مُسْلِمٌ؟ |
|
تِلْكَ الْفَتَاةُ الصَّغِيرَةُ أُخْتُ حَامِدٍ | |
مَنْ هَذَا الْوَلَدُ الطَّوِيلُ؟ |
3. Образуйте множественные числа из этих предложений.
|
الْمُدَرِّسَةُ خَرَجَتْ مِنَ الْفَصْلِ | |
الطَّالِبُ ذَهَبَ إِلَى الْمُسْتَشْفَى |
|
الْوَلَدُ نَجَحَ فِي الامْتِحَانِ | |
الْبِنْتُ دَخَلَتِ الْبَيْتَ |
|
الْفَتاةُ فَتَحَتِ الْبابَ | |
الْمُعَلِّمُ زَارَ الْفَصْلَ |
|
الابْنُ دَرَسَ الْكِتَابَ | |
الطَّالِبَةُ كَتَبَتْ عَلَى الْكَرَّاسَةِ |
4. Ответь на вопросы как показано в примере (аудио используйте в качестве подсказки):
Пример:
|
مَثَالٌ:أَهَؤُلاءِ الرِّجَالُ مُسْلِمُونَ؟ (مُسْلِمٌ – نَصْرَانِيٌّ) |
|
بَعْضُهُمْ مُسْلِمُونَ وَبَعْضُهُمْ نَصَارَى. |
|
أَهَؤُلاءِ النَّاسُ مُهَنْدِسُونَ؟ (مُهَنْدِسٌ – تَاجِرٌ) |
|
أَهَؤُلاءِ النِّسَاءُ طَبِيبَاتٌ؟ (طَبِيبَةٌ – مُمَرِّضَةٌ) |
|
أَأُولَئِكَ الْبَنَاتُ طَوِيلاتُ؟ (طَوِيلَةٌ – قَصِيرَةٌ) |
|
أَهَؤُلاءِ الْفِتِيَةُ لاعِبُونَ؟ (لاعِبٌ – طَالِبٌ) |
|
أَهَؤُلاءِ صَدِيقَاتٌ؟ (صَدِيقَةٌ – زَمِيلَةٌ) |
|
أَأُولَئِكَ الرِّجَالُ أَغْنِيَاءُ؟ (غَنِيٌّ – فَقِيرٌ) |
|
أَأُولَئِكَ مُفَتِّشُونَ؟ (مُفَتِّشٌ – مُوَجِّهٌ) |
|
أَأُولَئِكَ النِّسَاءُ خَالاتٌ؟ (خَالَةٌ – أُمٌّ) |