12 урок. Глаголы в предложениях

Внимательно прочитайте следующие предложения и поразмыслите над глаголами:

.الرَّجُلانِ يَجْلِسَان •
.الطُّلَّابُ يَكْتُبُونَ •
.يَجْلِسُ الرَّجُلَانِ •
.يَكْتُبُ الطُّلَّابُ •

Сравни глаголы в каждом вышеперечисленном предложении. На что вы обратили внимание?
В первом предложении слово الرَّجُلانِ  в двойственном числе, и глагол يَجْلِسَان  тоже в двойственном числе. Также, во втором предложении слово الطُّلَّابُ во множественном числе, и глагол يَكْتُبُونَ  во множественном числе соответственно.

Что касается третьего предложения, то глагол يَجْلِسُ  в единственном числе несмотря на то, что слово  الرَّجُلَانِ в двойственном. То же самое, в четвертом предложении глагол  يَكْتُبُ  указывает на единственное число, несмотря на то что слово  الطُّلَّابُ во множественном.

Почему?
Дело в том, что когда предложение начинается с глагола, как это показано в третьем и четвертом примере, в таком случае глагол всегда склоняется в единственном числе, независимо от того в единственном числе имя существительное, в двойственном или во множественном.

Просмотрите еще примеры:

.ذَهَبَ الطَّالِبَانِ إِلى الْمَدْرَسَةِ –
.ذَهَبَتِ الطَّالِبَتَانِ إِلى الْمَدْرَسَةِ –
يَلْعَبُ الطِّفْلانِ –
.تَلْعَبُ الطِّفْلاتَانِ –
.ذَهَبَ الطُّلَّابُ إِلى الْمَدْرَسَةِ –
.ذَهَبَتِ الطَّالِبَاتُ إِلى الْمَدْرَسَةِ –
.يُصَلِّي الْمُسْلِمُونَ –
.تُصَلّي الْمُسْلِمَاتُ –

УПРАЖНЕНИЯ

№1. Образуйте из следующих предложений женский род.

.أَنَا مُعَلِّمٌ –
.يَدْرُسُ الطَّالبُ اللُّغَةَ العَرَبِيَّةَ –
.أَنْتَ تِلْمِيذٌ –
.هَلْ هُوَ عَرَبِيٌّ –
.هُمْ فَرَنْسِيُّونَ –
.نَحْنُ مُهَنْدِسَانِ –
.المُسْلِمُونَ صَادِقُون –
.هُمَا رَجُلاَنِ –
.هَلْ أَنْتُمْ مِصْرِيُّونَ –
.هُمْ مُجْتَهِدُونَ في دِرَاسَتِهِم –
.الأَطِبَّاءُ يَعْمَلُونَ فِي الْمُسْتَشْفَى –
.اِسْتَيْقَذْتُ مِنَ النَّوْمِ مُبَكِّراً –
:اَلإِجَابَةُ
.أَنَا مُعَلِّمَةٌ –
.تَدْرُسُ الطَّالِبَةُ اللُّغَةَ الْعَرَبِيَّةَ –
………. –

№2. Выберите правильный ответ:

.الطُّلَّابُ …… (ذَهَبْتُمْ – ذَهَبُوا) إِلى الْمَدْرَسَةِ –
هَلْ …… (قَرَأْتُمْ – قَرَأْتُنَّ) الْقُرآنَ الْكَرِيمَ يَا أَبْنَائِي؟ –
.يَكتُبُ – يَكْتُبُونَ) الطُّلَّابُ الدَّرْسَ) …… –
فِي أَيِّ سَاعَةٍ ….. (تَذْهَبِينَ – تَذْهَبُ) إِلى الجَامِعَةِ يَا عَائِشَةُ؟ –
هَلْ ….. (سَمِعْتُمْ – سَمِعْتُنَّ) الأَخْبَارَ يَا بَنَاتِي؟ –
.أَخَواتي ….. (تَذْهَبْنَ – يَذْهَبْنَ) إِلى الْمَدْرَسَةِ بِالْحَافِلَةِ –

№3. Исправьте выделенные синим цветом глаголы:

يَا مَريَمُ هَلْ تَعْلَمُ الإِجَابَةَ؟ –
الطَّالِبَاتُ يُخْرِجُونَ منَ الْمَدْرَسَةِ في السَاعَةِ الْوَاحِدَةِ –
أَيْنَ تَذْهَبْنَ يَا أَيصْدِقَائِي؟ –
أُخْتِي يَدْرُسُ فِي المَدْرَسَةِ الثَّانَوِيَّةِ –
مَذَا تَكْتُبُونَ يَا طَالِبَتَانِ؟ –