21 урок. Рациональные и иррациональные существительные. Форма множественного числа

В этом уроке мы рассмотрим:

  • Рациональные и иррациональные имена существительные
  • Новая форма ломанного множественного числа

1. Рациональные и иррациональные имена существительные

В арабском языке существительные делятся на две категории, подобно которым не существуют в других языках. Эти существительные называют: рациональными и иррациональными. В русской грамматике подобные существительные называют “одушевленными” и “не одушевленными”.

Рациональные существительные – относятся к людям. Их также называют разумными существительными, по арабский  عَاقِلٌ . Помимо человека, ангелы, джинны (в исламе), дьявол включены в этот класс. Некоторые примеры рациональных существительных “доктор, мальчик, человек” – то есть  رَجُلٌ، وَلَدٌ، طَبِيبٌ

Иррациональные существительные – не относятся к людям. Их также называют не разумными,غَيْرُ عَاقِلٍ . Иррациональные существительные относятся к неживым объектам, животным, предметам, такие как деревья и растения и т. д. Некоторые примеры иррациональных существительных: “дерево, тетрадь, книга” – то есть كِتَابٌ، دَفْتَرٌ، شَجَرَةٌ .

  • В форме единственного числа нет разницы между этими двумя группами, однако существует очень важное различие в форме множественного числа двух этих групп. Множественные числа рациональных существительных имеют свою форму, указывающий на тот или иной род, тогда как множественные числа иррациональных существительных имеют форму женского рода.  Эта концепция требует некоторой практики для понимания, и мы рассмотрим некоторые примеры ниже.
  • Ниже мы видим, как местоимения, относящиеся к рациональным существительным, изменяются во множественном числе, например هَذَا (это) становится هَؤُلاءِ (те) во множественном числе.
    • هَذَا وَلَدٌ  (это мальчик), если изменить на множественное число, станет هَؤُلاءِ أَوْلادٌ (это мальчики)
    • هُوَ رَجُلٌ (он человек) станет هُمْ رِجَالٌ (они мужчины)
    • ذَلِكَ مُدَرِّسٌ (тот – учитель) станет أُولَئِكَ مُدَرِّسُونَ (те – учителя)
    • هِيَ طَالِبَةٌ (она студентка) станет هُنَّ طَالِبَاتٌ  (они студентки)
  • Здесь местоимения преобразуются в женский род. Прилагательные следующие за формой множественного числа иррациональных существительных будут в форме женского рода:
    • هَذَا كَلْبٌ (это собака), если изменить на множественное число, станет هَذِهِ كِلابٌ (это собаки).
    • هُوَ حِمَارٌ صَغِيرٌ (он маленький осел) станет هِيَ حَمِيرٌ صَغِيرَةٌ (они маленькие ослы)

Давайте рассмотрим некоторые примеры, чтобы понять это правило:

Это новый студент, он из Бельгии.
هَذَا طَالِبٌ جَدِيدٌ، هُوَ مِنْ بَلْجِيكَا. الْمُفْرَدُ
Это новые студенты, они из Бельгии.
هَؤُلاءِ طُلابٌ جُدُدٌ، هُمْ مِنْ بَلْجِيكَا. الْجَمْعُ
Это новая книга, она из Бельгии.
هَذَا كِتَابٌ جَدِيدٌ، هُوَ مِنْ بَلْجِيكَا. الْمُفْرَدُ
Это новые книги, они из Бельгии.
هَذِهِ كُتُبٌ جَدِيدَةٌ، هِيَ مِنْ بَلْجِيكَا. الْجَمْعُ

 

2. Новая форма ломанного множественного числа

Мы уже узнали с вами, что «ломанное множественное число» представляет собой форму существительного, в котором первоначальная форма слова изменяется в значительной степени.

Существует более двадцати моделей разбитого множественного числа для арабских существительных и прилагательных. Одну из них мы разберем в этом уроке.

مَسَاجِدُ مَفَاعِلُ مَسْجِدٌ
мечети (форма) мечеть

 

Просмотрите примеры:

هَذَا دَفْتَرُ حَامِدٍ. الْمُفْرَدُ
Это тетрадь Хамида
هَذِهِ دَفَاتِرُ حَامِدٍ. الْجَمْعُ
Это тетради Хамида
هَذَا مَكْتَبُ الْمُدَرِّسِ. الْمُفْرَدُ
Это стол учителя
هَذِهِ مَكَاتِبُ الْمُدَرِّسِ. الْجَمْعُ
Это столы учителя
هَذَا فُنْدُقٌ غالٍ. الْمُفْرَدُ
Это дорогой отель
هَذِهِ فَنَادِقُ غَالِيَةٌ. الْجَمْعُ
Это дорогие отели

 

Упражнения

1. Подставьте в пустые места подходящие указательные местоимения (هَذَا، هَذِهِ، هَؤُلاءِ)  . В качестве подсказки используйте аудио.
…… أَقْلامٌ 
…… مُدَرِّسَاتٌ
…… رَجُلٌ
…… كِتَابٌ
…… أَخَوَاتِي
…… عَيْنٌ
…… طَبِيبَاتٌ
…… كُتُبٌ
…… رِجَالٌ
…… دَجَاجَةٌ
…… سَيَّارَات
…… سَمَكٌ
…… مُمَرِّضَةٌ
…… مُجْتَهِدٌ
…… جِبَالٌ
2. Образуйте множественное число из этих предложений, как показано в примере. В качестве подскажи используйте аудио.

الْمِثَالُ: الْبَابُ مَفْتُوحٌ – الأَبْوَابُ مُفْتُوحَة

النَّجْمُ جَمِيلٌ
هَذَا الْقَلَمُ جَدِيدٌ
ذَلِكَ الْبَيْتُ جَمِيلٌ
ذَلِكَ الْكِتَابُ قَدِيمٌ
ذَلِكُ الْجَبَلُ بَعِيدٌ

Новые слова

كَلْبٌ \ كِلابٌ
حِمَارٌ \ حَمِيرٌ
собака / собаки осел / ослы
بَلْجِيكَا
دَفْتَرٌ \ دَفَاتِرُ
Бельгия тетрадь / тетради
مَكْتَبٌ \ مَكَاتِبُ
فُنْدُقٌ \ فَنَادِقُ
стол / столы отель / отели
غَالٍ
غَالِيَةٌ
дорогой дорогая