Источники исламской культуры: Коран

 

Определение Корана: его названия, особенности, ниспослание по частям

Коран всегда был и остается основой исламской культуры, интеллектуальных движений и умственной деятельности. Аяты Корана побуждают людей размышлять и вдумываться в его содержание, как сказано: «Благословенная Книга, которую Мы ниспослали тебе, чтобы они размышляли над её аятами и чтобы вразумились обладающие разумом» (сура «Сад», аят 29).

Если другие народы создают свою культуру и определяют свою идентичность, то Коран создал исламскую умму (общину) и озарил её путь среди других народов. Далее освещены важные аспекты, связанные с Кораном:

1. Определение Корана:

Слово «Коран» происходит от арабского глагола «قرأ» (читать) и имеет форму «فُعلان» (фу’лан), аналогичную словам «غُفران» (прощение) и «شُكران» (благодарность). Аллах говорит: «Не шевели языком своим, чтобы поспешить с ним. Воистину, на Нас возложено собрать его и внушить его тебе. Когда Мы внушим тебе его, следуй за внушенным» (сура «Воскрешение», аяты 16-18).

Аллах Всемогущий обещал Своему Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, собрать Коран в его сердце и облегчить его произнесение и чтение. Когда Аллах дал ему способность произносить и читать его, он должен был следовать за этим чтением.

2. Названия Корана:

У Корана много названий, каждое из которых отражает его величие и значимость. Среди самых известных названий:

  1. Коран: «Воистину, этот Коран наставляет к тому, что является наипрямейшим, и возвещает верующим, которые творят праведные дела, что для них уготована великая награда» (сура «Аль-Исра», аят 9).
  2. Книга: «Мы ниспослали вам Книгу, в которой ваше наставление. Неужели вы не разумеете?» (сура «Пророки», аят 10).
  3. Фуркан: «Благословен Тот, кто ниспослал Фуркан Своему рабу, чтобы он был для миров предостережением» (сура «Фуркан», аят 1).
  4. Зикр: «Воистину, Мы ниспослали Зикр, и Мы будем его хранить» (сура «Аль-Хиджр», аят 9).

3. Особенности Корана:

  • Передача по цепочке предания : Аллах гарантировал сохранение Корана таким, каким он был ниспослан Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, без изменений и искажений. Его передача осуществлялась от поколения к поколению устно, в виде чтения, и его запись в рукописях служит дополнительным подтверждением.
  • Сбор в одну книгу: Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, поручал своим писцам записывать ниспосланные аяты. После его смерти, когда произошли войны отступников и многие хранители Корана погибли, мусульмане опасались утраты части Корана. Тогда по указанию Абу Бакра, при поддержке Умара ибн Аль-Хаттаба, Коран был собран в одну книгу. Позже, при Османе, было создано несколько копий этой книги, чтобы распространить её по регионам.
  • Чудо: Все пророки были наделены чудесами, подтверждающими их истину, и Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, не стал исключением. Однако его вечным чудом, остающимся до Судного дня, является Коран.
  • Содержит всю посланную весть: Коран включает в себя всю суть Ислама. Его чудо – это его послание, и само послание является чудом.

4. Ниспослание Корана по частям:

Коран начал ниспосылаться с первых пяти аятов суры «Аль-Алак» (Сгусток): «Читай во имя Господа твоего, который сотворил. Сотворил человека из сгустка. Читай, и Господь твой – самый великодушный, который научил с помощью пера, научил человека тому, чего он не знал» (сура «Аль-Алак», аяты 1-5). Коран продолжал ниспосылаться в течение тринадцати лет в Мекке, в зависимости от событий и обстоятельств, и этот период называется мекканским Кораном. Затем, после переселения (хиджры), Коран ниспосылался в Медине на протяжении десяти лет, в основном затрагивая вопросы законодательства и формирования общества.

Вопрос о ниспослании Корана по частям был поднят неверующими, и Аллах ответил на это, разъяснив мудрость такого ниспослания: «И те, которые не веруют, говорят: «Почему Коран не был ниспослан ему весь сразу?» Мы ниспослали его так, чтобы укрепить твое сердце, и Мы разъясняли его постепенно» (сура «Фуркан», аяты 32-33).

Среди причин такого ниспослания:

  1. Укрепление сердца Пророка: Каждое ниспослание аятов приносило Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, утешение в трудные моменты.
  2. Облегчение для запоминания и понимания: Арабское общество того времени в основном было неграмотным, и постепенное ниспослание Корана облегчало запоминание и усвоение его содержания.
  3. Постепенное воспитание и законодательство: Коран постепенно приводил людей к отказу от языческих обычаев и поднимал их к высотам человеческого достоинства.
  4. Учет событий и обстоятельств: Коран сопровождал развитие исламской общины, отвечая на возникающие вопросы и корректируя поведение мусульман.

5. Учёт событий и обстоятельств:

Коран ниспосылался в течение всей истории становления исламской общины. Каждый раз, когда возникали сомнения или обвинения со стороны неверующих, Коран давал на них ответы и разъяснял истину: «И они не придут к тебе с каким-либо примером, кроме как Мы приведем тебе истину и лучшее объяснение» (сура «Фуркан», аят 33). Также мусульмане часто задавали Пророку вопросы, касающиеся различных аспектов их жизни, и Коран давал ответы на эти вопросы, устанавливая Божьи законы. Иногда мусульмане допускали ошибки, и Коран приходил для их исправления и наставления. Если бы Коран был ниспослан сразу целиком, эти вопросы и ситуации не могли бы быть учтены, а его постепенное ниспослание имело большой воспитательный эффект.

Таким образом, постепенное ниспослание Корана учло все жизненные обстоятельства, сделав его понятным и доступным для людей.

Автор; профессор доктор Фатхи Мухаммад аль-Зугби



Оставить ответ