Кофе впервые проник в Египет в 16 веке. Согласно книге Джонатана Морриса “Кофе: глобальная история”, группа студентов Аль-Азхара в то время стала свидетелем того, как некоторые выходцы из Йемена потягивали темный напиток перед занятияеми или выполнением длительных религиозных ритуалов. Естественно, любопытство студентов Аль-Азхара росло; вскоре они решили попробовать тот же напиток, надеясь достичь желаемого эффекта.
Люди начали употреблять горький напиток в мечетях во время суфийского ритуала зикра и религиозных праздников, таких как мавлид, празднование рождения Пророка Мухаммада (САВ).
Вскоре после этого кофейни начали открываться на каждом углу, и кофе стал доступен широким массам. Эти кофейни стали сродни социальным клубам, позволяя людям собираться в общественных местах только для того, чтобы выпить кофе во время разговора.
Такие собрания привлекли внимание властей, так что они приравняли кофе к алкоголю. Именно тогда возник вопрос о допустимости кофе. Некоторые исламские школы и ученые также усматривали в кофе проблему; одним из примеров был шейх Али Ахмед Сонбати, который в 1572 году утверждал, что кофе опьяняет и поэтому должен быть запрещен.
Опасения возникли, когда кофейни начали становиться местом для общения, а не просто местом для распития кофе. Опасаясь характера дискуссий, которые там возникали, египетские власти попытались запретить кофейни.
Несмотря на попытки остановить деятельность кофеен, они оставались популярными в Египте и на всем Ближнем Востоке.
Почему кофейни создали эту политическую и культурную нестабильность? Кофейни были продолжением частного пространства и дополнением к общественному окружению. Позже они вышли за пределы домашнего хозяйства, в котором люди привыкли принимать гостей; это повлияло на модель внутреннего гостеприимства с ростом урбанизации и миграции.
Понятие “буржуазная публичная сфера” определяется как объединение частных лиц, противостоящее государству и политической власти. Эта концепция была придумана немецким философом Юргеном Хабермасом, что позволило историкам понять, как кофейни способствовали формированию этой культурной сферы.
Краткая история кофеен
Чтобы понять, почему эти “публичные собрания” были очень важными для властей, нужно посмотреть на исторический контекст того времени. Это было время османского владычества. В ближневосточных странах, которые пытались добиться независимости, происходили политические волнения.
Таким образом, кофейни быстро стали восприниматься как общественный центр, где люди могли собираться вместе и обсуждать вопросы, не касающиеся политики, такие как литература и общие интересы. Это было также пространство, которое позволяло обмениваться знаниями. Позже он превратился в пространство, где люди могли обсуждать текущие новости и комментировать политические события.
Отношение к кофейням выходит за рамки кофе и общественных собраний. Сельма Озкосак пишет в своей книге “Кофейни: переосмысление общественного и частного в Стамбуле в начале нового времени”, что ответ заключается в “отслеживании их (кофеен) соотношения с более широкими событиями, такими как уровень урбанизации, миграция и последующий рост общественной коммуникации, а также их связи с трансформацией модели традиционного домашнего гостеприимства и эволюцией общественного и частного пространства”.
Кофе был превращен в товар торговцами, которые хотели создать спрос на него, чтобы иметь возможность продавать свою продукцию. Торговцы в стремлении увеличить прибыль воспользовались особенностями кофе: поскольку кофе имеет практически неограниченные срок годности, его можно легко хранить в течение длительного периода, и люди будут покупать его оптом из-за его высокого потребления.
Поэтому торговцы думали о другом способе дальнейшего увеличения спроса на кофе, открывая кофейни в обмен на свою ответственность и монополию на предложение кофе.
До того, как появились кофейни, люди собирались вместе только в определенных случаях. Другими местами общения были питейные заведения, где подавались алкогольные и безалкогольные напитки и еда, но к которым ранее также проявлялось негативное отношение со стороны общественности.
Люди также могли общаться в общественных банях и парикмахерских. Когда кофейни были запрещены, мини-версии кофеен открывались внутри парикмахерских. Кофе также подавали в общественных банях для мужчин и женщин.
Не только у властей имелись проблемы с существованием кофеен. Люди, живущие в окрестностях, где были расположены кофейни, чувствовали себя неловко из-за этого учреждения и ставили под сомнение его мораль.
Абд аль-Кадир аль-Джазири, мусульманский автор 16 века, отмечал, что люди, которые ходили в кофейни в Египте, были наркоманами, и что завсегдатаи проводили там весь день, в то время как благочестивые люди заходили туда на рассвете за чашкой кофе и уходили.
Социальная и политическая роль кофеен
Кофейни стали восприниматься негативно, как места, связанные с преступной деятельностью и проституцией. Гавази, непокрытые женщины, которые танцевали в общественных местах, в основном присутствовали в кофейнях как форма развлечения для мужчин, приходивших сюда, чтобы провести свое время за чашкой кофе.
Эти учреждения стали частью общественного пространства, доступного для людей различного происхождения и социального положения. Хотя люди с разным бэкграундом, возможно, и сидели в разных углах кофейни, тем не менее, она сближала людей, и дискуссии становились общими.
Кофейни, появившиеся рядом с мечетями, были идеальным местом для привлечения наибольшего количества мужчин и со временем заменили в этой роли сами мечети.
Важно отметить, что кофейни были доступны только для мужчин. Женщины могли пить кофе только в общественных банях, поскольку они были единственным законным поводом для них покинуть дом.
Непристойное увеличение кофеен в городе приводит к городской миграции из-за новых возможностей трудоустройства.
Часто владелец кофейни проживал в районе, близком к кофейне, или в комнате внутри кофейни. Иногда в этих кофейнях даже хватало места для размещения сотрудников. Кофейни стали желанным вариантом для трудоустройства рабочего класса.
Но для правящего класса кофейни представляли угрозу. Очевидно, что правящий режим боялся разговоров людей о государственной политике. Интересно видеть не только социальный подъем напитка, который был очень глубоко укоренен в арабской культуре, но и изменение социальной структуры, поведения и общественного пространства в результате появления и укоренения кофеен.
Несмотря на все попытки ограничить распространение кофе и кофеен, они продолжали распространяться не только по всему Ближнему Востоку, но и по всему миру, причем кофе стал сегодня легальным “наркотиком” номер один, как некоторые могли бы его назвать.
Источник: http://islamosfera.ru