Крах христианизации

Воз­рос­ший в по­след­нее вре­мя ин­те­рес к ис­ла­му опре­де­ля­ет­ся все­об­щей тя­гой к его изу­че­нию и по­зна­нию, а так­же рос­том по­ли­ти­чес­кой ак­тив­нос­ти со­вре­мен­но­го ис­ла­ма. Мно­го­чис­лен­ные пуб­ли­ка­ции на ре­ли­ги­оз­ные те­мы, де­ся­ти­ле­ти­я­ми слу­жив­шие конъ­юнк­тур­ным за­да­чам ан­ти­ре­ли­ги­оз­ной про­па­ган­ды, пре­под­но­си­ли ис­лам в пре­па­ри­ро­ван­ном ви­де, на­вя­зы­вая по су­щест­ву од­нос­то­рон­нее не­га­тив­ное от­но­ше­ние к этой ре­ли­гии. По-дру­го­му скла­ды­ва­ет­ся си­ту­а­ция се­год­ня. Вы­зы­ва­ют ин­те­рес ис­то­ки этой ре­ли­гии и куль­ту­ры, сфор­ми­ро­ван­ной под его вли­я­ни­ем.

В Ка­зах­стан и Сред­нюю Азию ис­лам при­шел вмес­те с ара­ба­ми. С это­го вре­ме­ни он по­сте­пен­но рас­прост­ра­нял­ся и ов­ла­де­вал ума­ми всех на­ро­дов не толь­ко это­го ре­гио­на, но и По­волжья, Се­вер­но­го Кав­ка­за. Чис­лен­ность му­суль­ман, ис­по­ве­до­вав­ших ис­лам в Рос­сии, к на­ча­лу XX ве­ка, бы­ло бо­лее 25 млн. че­ло­век, из них по ко­ли­чест­ву на пер­вом мес­те сто­я­ли ка­за­хи – 3236394, уз­бе­ки за­ни­ма­ли вто­рое мес­то – 2037240. Третье мес­то при­над­ле­жа­ло тад­жи­кам – 1428000.

Все ка­за­хи счи­та­ли се­бя му­суль­ма­на­ми. Для них ис­лам яв­лял­ся един­ст­вен­ной идео­ло­ги­чес­кой плат­фор­мой, со­глас­но по­ло­же­ни­ям ко­то­рой, они стро­и­ли свою ду­хов­ную жизнь. Прин­ци­пы ис­ла­ма вы­со­ко це­ни­лись и стро­го со­блю­да­лись. Ка­за­хи, как и все му­суль­ма­не, счи­та­ли ис­лам един­ст­вен­но пра­виль­ным ве­ро­убеж­де­ни­ем, по срав­не­нию с дру­ги­ми.

Рус­ские учё­ные вся­чес­ки при­ни­жа­ли роль ис­ла­ма в ду­хов­ной жиз­ни ка­за­хов. Од­на­ко и у них встре­ча­ют­ся фак­ты, го­во­ря­щие о том, что ка­за­хи сто­я­ли на бо­лее вы­со­кой сту­пе­ни куль­тур­но­го раз­ви­тия, чем дру­гие не­рус­ские на­ро­ды За­пад­ной Си­би­ри и что это­му в боль­шей сте­пе­ни спо­соб­ст­во­ва­ла му­суль­ман­ская ре­ли­гия.

До­сто­ин­ст­ва ис­ла­ма от­ли­ча­ли мно­гие лич­нос­ти с ми­ро­вой из­вест­ностью. Ар­тур Лео­нард: "Ис­лам стал той ве­хой на стра­ни­цах ми­ро­вой ис­то­рии, всю зна­чи­мость ко­то­рой наш мир смо­жет по­стичь, лишь, под­няв­шись на долж­ную вы­со­ту". Ан­глий­ский ма­те­ма­тик, ло­гик, со­цио­лог, фи­ло­соф Берт­ран Рас­сел: "Пре­вос­ход­ст­во Вос­то­ка бы­ло не толь­ко во­ен­ным. На­ука, фи­ло­со­фия, по­э­зия и все ви­ды ис­кус­ст­ва про­цве­та­ли в ми­ре Му­хам­ме­да, тог­да как Ев­ро­па бы­ла по­гру­же­на в вар­вар­ст­во. Ев­ро­пей­цы с их не­прос­ти­тель­ной узостью взгля­дов на­зы­ва­ют этот пе­ри­од "тём­ным ве­ком", но толь­ко в Ев­ро­пе он был "тём­ным", фак­ти­чес­ки толь­ко в хрис­ти­ан­ской Ев­ро­пе, так как Ис­па­ния, ко­то­рая бы­ла му­хам­ме­дан­ской (т.е. ис­лам­ской), име­ла боль­шую куль­ту­ру". Ро­берт Бли­фолт (ис­то­рик): "Если бы не ара­бы, со­вре­мен­ная ев­ро­пей­ская ци­ви­ли­за­ция ни­ког­да бы не при­о­бре­ла тот ха­рак­тер, ко­то­рый по­зво­лил ей пре­одо­леть все фа­зы эво­лю­ции; и хо­тя нет ни еди­ной сфе­ры че­ло­ве­чес­кой де­я­тель­нос­ти, в ко­то­рой бы не ощу­ща­лось ре­ша­ю­щее вли­я­ние ис­лам­ской куль­ту­ры, ни­где оно не вы­дер­жа­но так яр­ко, как в ес­тест­вен­ных на­уках и на­уч­ном ду­хе. Этот дух был вне­сен в ев­ро­пей­ский мир ара­ба­ми".

Од­на­ко цар­ское пра­ви­тель­ст­во и рус­ская пра­во­слав­ная цер­ковь не­добро­же­ла­тель­но от­но­си­лись к ис­ла­му и вся­чес­ки его при­тес­ня­ли и лю­дей ис­по­ве­ду­ю­щих его. До­ста­точ­но от­ме­тить, что при­ка­за­ми цар­ских чи­нов­ни­ков в рус­ско-ка­зах­ских шко­лах, мед­ре­се и мек­те­бах от­ме­ча­лись по­ми­мо дней рож­де­ния цар­ст­ву­ю­щей фа­ми­лии, вос­шест­вия ца­рей на пре­стол и т.д., празд­но­ва­лись ре­ли­ги­оз­ные да­ты. Так, на­при­мер, рас­по­ря­же­ни­ем по­пе­чи­те­ля Орен­бург­ско­го учеб­но­го окру­га от 19 ян­ва­ря 1883 го­да долж­ны бы­ли празд­но­вать­ся:

1 ян­ва­ря – Но­вый год

6 ян­ва­ря – "Бо­го­яв­ле­ние Гос­под­не"

2 фев­ра­ля – "Сре­те­ние Гос­под­не"

25 мар­та – "Бла­го­ве­ще­ние пре­свя­той де­вы Ма­рии"

9 мая – па­мять Чу­до­твор­ца Ни­ко­лая

29 июня – па­мять Пет­ра и Пав­ла

6 ав­гус­та – "Успе­ние пре­свя­той де­вы Ма­рии"

29 ав­гус­та – "Усек­но­ве­ние гла­вы Иоан­на Крес­ти­те­ля"

8 сен­тяб­ря – "Рож­дест­во Бо­го­ро­ди­цы"

14 сен­тяб­ря – "Воз­дви­же­ние Кре­с­та Гос­под­не"

1 ок­тяб­ря – "По­кров пре­свя­той бо­го­ро­ди­цы"

22 ок­тяб­ря – "Празд­ник Ка­зан­ской Божь­ей ма­те­ри"

21 но­яб­ря – "Вве­де­ние в храм пре­свя­той бо­го­ро­ди­цы"

6 де­каб­ря – па­мять Чу­до­твор­ца Ни­ко­лая и т.д.

Ре­ли­ги­оз­ные празд­ни­ки от­ме­ча­ли все ве­ру­ю­щие. Од­на­ко их празд­но­ва­ние в шко­лах, где ос­нов­ной кон­тин­гент уча­щих­ся со­став­ля­ли де­ти ка­за­хов, име­ло осо­бое зна­че­ние. Сис­те­ма пра­во­слав­ных празд­ни­ков бы­ла на­прав­ле­на на вы­тес­не­ние му­суль­ман­ских.

Но, пе­ре­до­вые лю­ди Рос­сии вы­со­ко от­зы­ва­лись об ис­ла­ме и Ко­ра­не. Дух Ко­ра­на по­рой окры­лял ве­ли­ких рус­ских по­этов: Дер­жа­ви­на, Пуш­ки­на, Бу­ни­на, Гу­ми­лёва. Вы­со­ко от­зы­вал­ся об ис­ла­ме из­вест­ный рус­ский пи­са­тель Л.Н. Толс­той. В пись­ме к Е.Е. Ве­ки­ло­вой от 13-16 мар­та 1909 го­да он пи­сал: "… для ме­ня не мо­жет быть ни­ка­ко­го со­мне­ния в том, что ма­го­ме­тан­ст­во по сво­им внеш­ним фор­мам сто­ит не­срав­ни­мо вы­ше цер­ков­но­го пра­во­сла­вия. Так, что если че­ло­ве­ку по­став­ле­но пра­во вы­бо­ра: дер­жать­ся цер­ков­но­го пра­во­сла­вия или ма­го­ме­тан­ст­ва, то для вся­ко­го ра­зум­но­го че­ло­ве­ка не мо­жет быть со­мне­ния в вы­бо­ре и вся­кий пред­по­чтёт ма­го­ме­тан­ст­во с при­зна­ни­ем од­но­го дог­ма­та еди­но­го бо­га и его про­ро­ка вмес­то то­го слож­но­го и не­по­нят­но­го бо­го­сло­вия – тро­и­цы, ис­куп­ле­ния, та­инств, бо­го­ро­ди­цы, свя­тых и их изо­бра­же­ний и слож­ных бо­го­слу­же­ний". Та­ков был от­вет Л.Н. Толс­то­го на пись­мо Е.Е. Ве­ки­ло­вой, в ко­то­ром она со­об­ща­ла, что два её сы­на, один – сту­дент Тех­но­ло­ги­чес­ко­го ин­сти­ту­та в Пе­тер­бур­ге, дру­гой – юн­кер Алек­сан­дров­ско­го во­ен­но­го учи­ли­ща, про­сят у неё раз­ре­ше­ния пе­рей­ти из пра­во­сла­вия в ис­лам, и по­про­си­ла со­ве­та как ей по­сту­пить. Сре­ди пи­сем Л.Н. Толс­то­го мож­но встре­тить до­воль­но мно­го, со­дер­жа­щих вос­хва­ле­ние ис­ла­ма.

Про­по­ве­дуя хрис­ти­ан­ст­во сре­ди му­суль­ман, пра­во­слав­ное ду­хо­вен­ст­во стал­ки­ва­лось с со­вер­шен­но не­ожи­дан­ным яв­ле­ни­ем: уча­ще­ни­ем слу­ча­ев пе­ре­хо­да рус­ских и ка­за­ков из пра­во­сла­вия в ис­лам.

При­ме­ча­тель­на судь­ба кресть­я­ни­на Толс­ти­ко­ва Оси­па Ми­хай­ло­ви­ча, ко­то­рый в 1904 го­ду при­нял ис­лам, изу­чил араб­ский язык и по­ме­нял свое имя на Аб­дул­лу Ада­мо­ва. Од­на­ко цер­ков­ные влас­ти всё вре­мя пы­та­лись вер­нуть его в ло­но "свя­той" пра­во­слав­ной церк­ви, на­силь­но по­сла­ли в Том­ский муж­ской мо­на­с­тырь, но, не­смот­ря на  все эти ис­пы­та­ния, Толс­ти­ков от­ве­тил ре­ши­тель­ным от­ка­зом на пред­ло­же­ния свя­щен­ни­ков.

В от­ли­чии от на­силь­ст­вен­ной хрис­ти­а­ни­за­ции ка­за­хов, пе­ре­ход пра­во­слав­ных в ис­лам но­сил добро­воль­ный ха­рак­тер. На­при­мер, в 1910 го­ду в Се­ми­па­ла­тин­ской об­лас­ти при­ня­ли ис­лам 13 че­ло­век. В 1911 го­ду на имя ге­не­рал-гу­бер­на­то­ра Тур­кес­тан­ско­го края по­сту­пи­ла оче­ред­ная свод­ка. В ней, в част­нос­ти ука­зы­ва­лось, что пе­ров­ский ме­ща­нин Зу­мер, иудей­ско­го ис­по­ве­да­ния об­ра­ща­ет­ся с прось­бой о раз­ре­ше­нии ему пе­рей­ти в ис­лам. В дру­гом ра­пор­те, на­прав­лен­ном в Сыр­дарь­ин­ское прав­ле­ние, по­ка­за­но, что кресть­я­нин Ни­ки­фор Сло­бо­дин пе­ре­хо­дит из пра­во­сла­вия в ис­лам всей семь­ей — 7 че­ло­век.

У рус­ских жен­щин при­няв­ших ис­лам от­би­ра­ли де­тей. Так, у ка­зач­ки Аг­ра­фе­ны Ива­нов­ны Бо­ро­ди­хи­ной по­ли­ция ли­ши­ла де­тей: од­но­му — 2 го­да, дру­го­му — два ме­ся­ца и в "20-гра­дус­ный мо­роз от­пра­ви­ли в Чер­но­рецк за 53 вер­сты".

Пос­ле Ука­за 1905 го­да да­ю­ще­го "сво­бо­ду ве­ры", ко­ли­чест­во же­ла­ю­щих пе­рей­ти из пра­во­сла­вия в ис­лам уве­ли­чи­лось. По ра­пор­ту епи­ско­па Тур­кес­тан­ско­го и Таш­кент­ско­го к 1907 го­ду в Тур­кес­та­не "до 500 рус­ских де­ву­шек от­па­ли в ис­лам". Но боль­ше все­го вол­но­ва­ло цер­ков­но­го слу­жи­те­ля то, что на­ря­ду с ми­ря­на­ми в ис­лам пе­ре­хо­ди­ли и те, кто дол­жен был вес­ти ра­бо­ту с от­ступ­ни­ка­ми – свя­щен­ни­ки.

Цар­ские чи­нов­ни­ки за­пре­ща­ли стро­и­тель­ст­во бо­лее од­ной ме­че­ти в во­лос­ти. Од­на­ко та­кие ме­ры да­ва­ли об­рат­ный эф­фект: ме­че­ти стро­и­ли де­сят­ка­ми – кон­спи­ра­тив­ным об­ра­зом. Как от­ме­чал в сво­ем до­кла­де Ка­ра­та­ев, опуб­ли­ко­ван­ным в жур­на­ле "Ай­кап", "в од­ной об­лас­ти бы­ло бо­лее ты­ся­чи ме­че­тей". В слу­чае об­на­ру­же­ния та­кие ме­че­ти под­вер­га­лись унич­то­же­нию.

Му­суль­ман­ский во­прос всё ча­ще вы­сту­пал на по­вест­ку дня. Он рас­смат­ри­вал­ся на все­воз­мож­ных со­бра­ни­ях, за­се­да­ни­ях чи­нов­ни­ков. Оце­ни­вая си­ту­а­цию, сло­жив­шу­ю­ся во­круг му­суль­ман­ско­го во­про­са чи­нов­ни­ки ко­ло­ни­аль­ной ад­ми­нист­ра­ции вы­нуж­де­ны при­знать, что "про­грес­сив­ное дви­же­ние му­суль­ман все­го ми­ра убеж­да­ет в том, что в бу­ду­щем ис­ла­му, бу­дет отве­де­на все­мир­ная куль­тур­ная роль".

Все на­ро­ды Сред­ней Азии счи­та­ли се­бя му­суль­ма­на­ми. Да­же в 1921 го­ду мест­ное на­се­ле­ние на во­прос о на­цио­на­ль­нос­ти отве­ча­ло — "му­суль­ма­нин". Это яв­ля­ет­ся под­тверж­де­ни­ем един­ст­ва ре­ли­гии и тра­ди­ций, стрем­ле­ни­ем быть вмес­те.

Ца­ризм и его при­спеш­ни­ки из ря­дов Рус­ской пра­во­слав­ной церк­ви не смо­ги на­вя­зать ка­за­хам свою ре­ли­ги­оз­ную сис­те­му цен­нос­тей, но их уси­лия не про­шли да­ром, сви­де­тель­ст­вом че­му яв­ля­ют­ся та­кие фак­ты, как пре­не­бре­же­ние ка­за­ха­ми сво­е­го язы­ка, тра­ди­ций, ре­ли­гии, сле­пое под­ра­жа­ние за­пад­ной куль­ту­ре в одеж­де, по­ве­де­нии и да­же в осо­бен­нос­тях сти­ля мыш­ле­ния.

Из на­уч­но­го на­сле­дия ка­зах­стан­ско­го ис­то­ри­ка З.Т. Сад­ва­ка­со­вой



Оставить ответ