До сих пор ученые различных областей гуманитарных наук (философы, религиоведы, культурологи, историки, этнологи и проч.) не теряют интерес к изучению религии народов Древнего Востока. Особо их интересуют представления древних о загробной жизни. И, на самом деле, что происходило с человеком после его смерти по верованиям древних народов!?
В эпоху Среднего царства складывается и наиболее характерная идея египетского заупокойного культа – идея суда над душами умерших. Этой идеи еще нет в Текстах пирамид, а в памятниках Среднего царства она уже есть. Судьей душ считался сам Осирис, а помощниками его – боги 42 номов, а также боги Анубис, Тот и адское чудовище, пожирающее осужденные души. На этом страшном суде взвешивается сердце покойника и в зависимости от добрых дел и дурных дел, совершенных им при жизни, определяется судьба его души. Здесь перед нами вера в загробное воздаяние, противоречащая более ранней идее о посмертной жизни как о простом продолжении земной.
Древнейшие из этих формул восходят к Текстам пирамид (5-я и 6-я династии), их писали тогда на стенах гробниц фараонов; в переходное время эти тексты писались на саркофагах вельмож, а позже стали писать на папирусах и класть их на грудь мумии умершего. Так и составлялась эта знаменитая Книга мертвых с весьма противоречивым содержанием
В одних главах содержатся обращения от имени покойника к различным божествам с просьбой о защите от разных опасностей; порой умерший прямо называет себя именами этих божеств. Особенно интересна в этом отношении 17-я глава, где покойник говорит о себе: «Я – Атум, будучи единым. Я – Ра при его первом восходе. Я – великий, создавший себя сам…» и т.д. В других главах, напротив, отчетливо проводится идея загробного воздаяния за земные дела, идея, связанная с представлением о моральной ответственности. Такова особенно знаменитая 125-я глава, в которой умерший, как бы находясь уже перед судом Осириса, оправдывается, отрицая за собой различные грехи и дурные поступки. «Я не сделал ничего, что оскорбительно богам, — говорит на суде душа человека. – Я не позволял господину обижать его раба. Я не заставлял голодать. Я не причинял никому слез. Я никого не убивал… Я не грабил запасы в храмах. Я не уменьшал яств, посвященных богам».
Эта идея нравственной ответственности и связь ее с верой в загробную жизнь, в страшный суд чрезвычайно характерна. В этой связи можно утверждать, что эти представления древних египтян служат подтверждением того, что и в древнеегипетском обществе пророки Аллаха (мир им!) осуществляли призыв к единобожию. Осколки пророческих знаний сохранились в религиозной системе Древнего Египта, хотя и в весьма искаженном виде.
Впрочем, эта идея посмертного воздаяния за добрые и злые дела далеко не господствовала в египетских верованиях. Преобладало все-таки представление о возможности обеспечить благополучие души на том свете чисто магическими средствами. Одним из таких средств было употребление самого текста Книги мертвых, в том числе той же 125-й главы, текста, которому самому по себе приписывалось магическое значение. Помимо этого, вместе с Книгой мертвых на грудь мумии и около нее клались и другие колдовские предметы (так называемые ушебти), которые должны были застраховать душу покойного от всяких опасностей. Некоторые формулы Книги мертвых имели целью дать душе покойника способность превращаться в разных животных; другие представляют собой заклинания-обереги. Магические представления в цикле заупокойных верований египтян еще преобладали над религиозно-нравственными идеями. (Дополнительно об интересных фактах по данному вопросу вы можете прочитать в статье «Древнеегипетская книга мертвых» на этом же сайте).
А в вавилонской религии представления о загробной жизни были весьма смутны. По господствовавшим поверьям, души умерших идут в подземный мир, где ведут унылую жизнь без всякой надежды. Идеи загробного воздаяния вавилонская религия не знала. Даже представления о неодинаковости судьбы душ за гробом были, в отличие от египетской религии, не разработаны. Вся религия народов Месопотамии была ориентирована на земную жизнь, она не обещала человеку награды или утешения в потустороннем мире.
Интересно и то, что представления о загробном мире у маздаистов (зороастризм) не были связаны с погребальной практикой. В отличие от египтян, у которых душа считалась неразлучной с телом, поклонники Агура-Мазды совершенно не интересовались телом умершего. Душа же покойного, по учению маздаизма, испытывала различную участь в зависимости от земной жизни. Благочестивые почитатели Агура-Мазды, выполняющие все требования религии, попадают после смерти в светлое место, в царство Агура-Мазды, в рай. Нечестивые, не верующие в Агура-Мазду, нарушившие запреты или совершившие непростительный грех, попадают в ад, в царство Ангра-Майнью. В конце мира души грешников и сам Ангра-Майнью будут окончательно истреблены. Таким образом, маздаистское учение о загробной жизни представляет собой моральную идею воздаяния.