Вера в загробное воздаяние

Вера в загробную жизньДо сих пор уче­ные раз­лич­ных об­лас­тей гу­ма­ни­тар­ных на­ук (фи­ло­со­фы, ре­ли­гио­ве­ды, куль­ту­ро­ло­ги, ис­то­ри­ки, эт­но­ло­ги и проч.) не те­ря­ют ин­те­рес к изу­че­нию ре­ли­гии на­ро­дов Древ­не­го Вос­то­ка. Осо­бо их ин­те­ре­су­ют пред­став­ле­ния древ­них о за­гроб­ной жиз­ни. И, на са­мом де­ле, что про­ис­хо­ди­ло с че­ло­ве­ком пос­ле его смер­ти по ве­ро­ва­ни­ям древ­них на­ро­дов!?

В эпо­ху Сред­не­го цар­ст­ва скла­ды­ва­ет­ся и на­ибо­лее ха­рак­тер­ная идея еги­пет­ско­го за­упо­кой­но­го куль­та – идея су­да над ду­ша­ми умер­ших. Этой идеи еще нет в Текс­тах пи­ра­мид, а в па­мят­ни­ках Сред­не­го цар­ст­ва она уже есть. Судь­ей душ счи­тал­ся сам Оси­рис, а по­мощ­ни­ка­ми его – бо­ги 42 но­мов, а так­же бо­ги Ану­бис, Тот и ад­ское чу­до­ви­ще, по­жи­ра­ю­щее осуж­ден­ные ду­ши. На этом страш­ном су­де взве­ши­ва­ет­ся серд­це по­кой­ни­ка и в за­ви­си­мос­ти от добрых дел и дур­ных дел, со­вер­шен­ных им при жиз­ни, опре­де­ля­ет­ся судь­ба его ду­ши. Здесь пе­ред на­ми ве­ра в за­гроб­ное воз­да­я­ние, про­ти­во­ре­ча­щая бо­лее ран­ней идее о по­смерт­ной жиз­ни как о прос­том про­дол­же­нии зем­ной.

Древ­ней­шие из этих фор­мул вос­хо­дят к Текс­там пи­ра­мид (5-я и 6-я ди­нас­тии), их пи­са­ли тог­да на сте­нах гроб­ниц фа­ра­о­нов; в пе­ре­ход­ное вре­мя эти тек­с­ты пи­са­лись на сар­ко­фа­гах вель­мож, а поз­же ста­ли пи­сать на па­пи­ру­сах и класть их на грудь му­мии умер­ше­го. Так и со­став­ля­лась эта зна­ме­ни­тая Кни­га мерт­вых с весь­ма про­ти­во­ре­чи­вым со­дер­жа­ни­ем

В од­них гла­вах со­дер­жат­ся об­ра­ще­ния от име­ни по­кой­ни­ка к раз­лич­ным бо­жест­вам с прось­бой о за­щи­те от раз­ных опас­нос­тей; по­рой умер­ший пря­мо на­зы­ва­ет се­бя име­на­ми этих бо­жеств. Осо­бен­но ин­те­рес­на в этом от­но­ше­нии 17-я гла­ва, где по­кой­ник го­во­рит о се­бе: «Я – Атум, бу­ду­чи еди­ным. Я – Ра при его пер­вом вос­хо­де. Я – ве­ли­кий, со­здав­ший се­бя сам…» и т.д. В дру­гих гла­вах, на­про­тив, от­чет­ли­во про­во­дит­ся идея за­гроб­но­го воз­да­я­ния за зем­ные де­ла, идея, свя­зан­ная с пред­став­ле­ни­ем о мо­раль­ной от­вет­ст­вен­нос­ти. Та­ко­ва осо­бен­но зна­ме­ни­тая 125-я гла­ва, в ко­то­рой умер­ший, как бы на­хо­дясь уже пе­ред су­дом Оси­ри­са, оправ­ды­ва­ет­ся, от­ри­цая за со­бой раз­лич­ные гре­хи и дур­ные по­ступ­ки. «Я не сде­лал ни­че­го, что оскор­би­тель­но бо­гам, — го­во­рит на су­де ду­ша че­ло­ве­ка. – Я не по­зво­лял гос­по­ди­ну оби­жать его ра­ба. Я не за­став­лял го­ло­дать. Я не при­чи­нял ни­ко­му слез. Я ни­ко­го не уби­вал… Я не гра­бил за­па­сы в хра­мах. Я не умень­шал яств, по­свя­щен­ных бо­гам».

Эта идея нрав­ст­вен­ной от­вет­ст­вен­нос­ти и связь ее с ве­рой в за­гроб­ную жизнь, в страш­ный суд чрез­вы­чай­но ха­рак­тер­на. В этой свя­зи мож­но утверж­дать, что эти пред­став­ле­ния древ­них егип­тян слу­жат под­тверж­де­ни­ем то­го, что и в древ­не­еги­пет­ском об­щест­ве про­ро­ки Ал­ла­ха (мир им!) осу­щест­вля­ли при­зыв к еди­но­бо­жию. Оскол­ки про­ро­чес­ких зна­ний со­хра­ни­лись в ре­ли­ги­оз­ной сис­те­ме Древ­не­го Егип­та, хо­тя и в весь­ма ис­ка­жен­ном ви­де.

Впро­чем, эта идея по­смерт­но­го воз­да­я­ния за добрые и злые де­ла да­ле­ко не гос­под­ст­во­ва­ла в еги­пет­ских ве­ро­ва­ни­ях. Пре­об­ла­да­ло все-та­ки пред­став­ле­ние о воз­мож­нос­ти обес­пе­чить бла­го­по­лу­чие ду­ши на том све­те чис­то ма­ги­чес­ки­ми сред­ст­ва­ми. Од­ним из та­ких средств бы­ло упо­треб­ле­ние са­мо­го текс­та Кни­ги мерт­вых, в том чис­ле той же 125-й гла­вы, текс­та, ко­то­ро­му са­мо­му по се­бе при­пи­сы­ва­лось ма­ги­чес­кое зна­че­ние. По­ми­мо это­го, вмес­те с Кни­гой мерт­вых на грудь му­мии и око­ло нее кла­лись и дру­гие кол­дов­ские пред­ме­ты (так на­зы­ва­е­мые ушеб­ти), ко­то­рые долж­ны бы­ли за­стра­хо­вать ду­шу по­кой­но­го от вся­ких опас­нос­тей. Не­ко­то­рые фор­му­лы Кни­ги мерт­вых име­ли целью дать ду­ше по­кой­ни­ка спо­соб­ность пре­вра­щать­ся в раз­ных жи­вот­ных; дру­гие пред­став­ля­ют со­бой за­кли­на­ния-обе­ре­ги. Ма­ги­чес­кие пред­став­ле­ния в цик­ле за­упо­кой­ных ве­ро­ва­ний егип­тян еще пре­об­ла­да­ли над ре­ли­ги­оз­но-нрав­ст­вен­ны­ми иде­я­ми. (До­пол­ни­тель­но об ин­те­рес­ных фак­тах по дан­но­му во­про­су вы мо­же­те про­чи­тать в статье «Древ­не­еги­пет­ская кни­га мерт­вых» на этом же сай­те).

А в ва­ви­лон­ской ре­ли­гии пред­став­ле­ния о за­гроб­ной жиз­ни бы­ли весь­ма смут­ны. По гос­под­ст­во­вав­шим по­верь­ям, ду­ши умер­ших идут в под­зем­ный мир, где ве­дут уны­лую жизнь без вся­кой на­деж­ды. Идеи за­гроб­но­го воз­да­я­ния ва­ви­лон­ская ре­ли­гия не зна­ла. Да­же пред­став­ле­ния о не­оди­на­ко­вос­ти судь­бы душ за гро­бом бы­ли, в от­ли­чие от еги­пет­ской ре­ли­гии, не раз­ра­бо­та­ны. Вся ре­ли­гия на­ро­дов Ме­со­по­та­мии бы­ла ори­ен­ти­ро­ва­на на зем­ную жизнь, она не обе­ща­ла че­ло­ве­ку на­гра­ды или уте­ше­ния в по­тус­то­рон­нем ми­ре.

зороастризмИн­те­рес­но и то, что пред­став­ле­ния о за­гроб­ном ми­ре у маз­да­ис­тов (зо­ро­аст­ризм) не бы­ли свя­за­ны с по­гре­баль­ной прак­ти­кой. В от­ли­чие от егип­тян, у ко­то­рых ду­ша счи­та­лась не­раз­луч­ной с те­лом, по­клон­ни­ки Агу­ра-Маз­ды со­вер­шен­но не ин­те­ре­со­ва­лись те­лом умер­ше­го. Ду­ша же по­кой­но­го, по уче­нию маз­да­из­ма, ис­пы­ты­ва­ла раз­лич­ную участь в за­ви­си­мос­ти от зем­ной жиз­ни. Бла­го­чес­ти­вые по­чи­та­те­ли Агу­ра-Маз­ды, вы­пол­ня­ю­щие все тре­бо­ва­ния ре­ли­гии, по­па­да­ют пос­ле смер­ти в свет­лое мес­то, в цар­ст­во Агу­ра-Маз­ды, в рай. Не­чес­ти­вые, не ве­ру­ю­щие в Агу­ра-Маз­ду, на­ру­шив­шие за­пре­ты или со­вер­шив­шие не­прос­ти­тель­ный грех, по­па­да­ют в ад, в цар­ст­во Ан­гра-Майнью. В кон­це ми­ра ду­ши греш­ни­ков и сам Ан­гра-Майнью бу­дут окон­ча­тель­но истреб­ле­ны. Та­ким об­ра­зом, маз­да­ист­ское уче­ние о за­гроб­ной жиз­ни пред­став­ля­ет со­бой мо­раль­ную идею воз­да­я­ния.

Рейтинг данной статьи. Дайте свою оценку

0%
0%
Потрясающе
  • User Ratings (2 Votes)
    7.6


Оставить ответ