Письменная фиксация Корана

Вот уже более 1400 лет назад человечеству было ниспослано последнее Священное Писание, и, несмотря на внушительный отрезок времени, разделяющий нас от того события и позволяющий изучить вопрос ниспослания и содержания Божественного Писания вдоль и поперек, до сих пор остаются некоторые малоизученные аспекты, которые вызывают большое сомнение как среди научных кругов, так и среди практикующего мусульманского населения. Что из себя представляет Коран? Как и когда он был ниспослан, и был ли он ниспослан за один раз и целиком? Пользуемся ли мы ныне оригинальной версией Корана или же это его искаженная версия? В чем отличие Корана от других Священных Писаний? На эти и многие другие вопросы мы постараемся найти ответы в данной статье.

Коран и другие Священные Писания

В первую очередь следует сказать, что, хоть Коран и является одним из Писаний Откровения, присутствует существенная деталь, отличающая его от Ветхого и Нового Заветов и заключающаяся в его аутентичности. Коран – это Откровение и Речь Бога, которая была передана Пророку Мухаммаду (с) на арабском языке ангелом Джабраилом (библ. Гавриил). Что же касается Ветхого и Нового Заветов (которые мусульмане тоже чтят как Священные Писания), то ни для кого не секрет, что бытует мнение о том, что многие дошедшие до сегодняшнего поколения тексты в них были не раз отредактированы и причем до такой степени, что ныне их восстановление и возвращение к оригиналу не представляется возможным[1].

Традиционно принято считать, что авторами этих священных текстов являются люди, которые указаны в самих текстах, или же те, кого принято называть авторами согласно традиционному литературному анализу. При этом некоторые исследователи предпочитают полагать, что настоящие имена авторов большинства книг Ветхого Завета и всех Евангелий ­– неизвестны, ведь они писались десятками людей на протяжении многих веков, и на данный момент представляется невозможным установить точность авторства.

Изначально оригинал Библии был написан на древнегреческом (Новый Завет) и древнееврейском языке (Ветхий Завет). То есть на данный момент имеющаяся Библия представляет собой переводы утерянного оригинала, среди которых в России, например, канонизированным считается синодальный перевод, осуществленный в течение XIX века и утвержденный Святейшим Правительствующим Синодом.

В отличие от Корана Христианское Откровение основано на человеческих свидетельствах. Многие люди, не читавшие Коран, ошибочно предполагают, что Коран похож на Евангелие и представляет собой своего рода житие Мухаммада (с), подобно тому как в Евангелии содержатся описания рождения, жизни, проповеди и смерти пророка Исы (библ. Иисус) (а). Аналог Евангелия имеется и у мусульман, однако это вовсе не Коран, а так называемая сунна Пророка Мухаммада (с), состоящая из преданий (хадисов), в которых излагаются истории, связанные с ним. Коран же, в свою очередь, является Речью Бога, которая в виде откровений передавалась Мухаммаду для донесения до человечества. В этом и заключалась пророческая миссия последнего посланника – распространение слова Божьего. Так, в Священном Коране цитируется обращение Господа к Мухаммаду (с): «Воистину, на тебе [лежит] лишь [обязанность] явного доведения [откровения]»[2]

Ниспослание Корана

В исламской традиции принято считать, что Коран был ниспослан двумя путями: сначала одним разом в священный месяц рамадан, а затем постепенно и по частям на протяжении 23 последовательных лет.

Пророк Мухаммад (с) начал получать Божественные откровения в 610 году, когда ему было 40 лет, и именно в это время началась его пророческая миссия. Необходимо понимать, что Коран затрагивает множество различных тем, положений, предписаний и историй, который нуждаются в классификации. Постепенное ниспослание Божественных откровений и перерывы между ними позволяли мусульманам размышлять над каждым из айатов в момент его ниспослания, способствовали аккумуляции времени для их заучивания и соблюдению коранических предписаний на практике.

Откровения, впоследствии оформившиеся в текст Священной Книги, Пророк (с) получал по поводу каких-либо частных происшествий, исторических событий и определенных людей. Порой это происходило во время какого-либо сражения, а иногда и в мирное время. Были случаи, когда Пророку (с) ниспосылалась целая сура[3], а иногда – лишь ее часть. Все ситуации и события, по поводу которых ниспосылались откровения, в мусульманской литературе именуются обстоятельствами ниспослания айатов. Изучением этих причин тщательно занимаются комментаторы и толкователи Корана, поскольку необходимым условием верного, объективного и истинного понимания смысла айатов является понимание обстоятельств и причин, вследствие которых они были ниспосланы. А для этого требуется достаточно высокий уровень научно-религиозной подготовки и профессионализм.

Постепенность ниспослания откровений является одной из особенностей Корана, которая отличает его от других Небесных Писаний, например свитков пророка Ибрахима (библ. Авраам) (а) и заповедей пророка  Мусы (библ. Моисей) (а). По этой причине язычники критиковали мусульман и спрашивали о том, почему Мухаммаду Коран не был ниспослан сразу, и в ответ Аллах ниспослал Мухаммаду (с) следующее откровение: «Так [сделали Мы для того], чтобы укрепить им сердце твоё, и [потому тебе] читали Мы его размеренно»[4]. В другой суре Аллах говорит: «И Коран — отделили Мы в нём [истину ото лжи], дабы читал ты его людям с расстановкой, и ниспослали Мы его [постепенным] ниспосланием»[5].

Феномен пророчества Мухаммада (с)

Но как обычный человек был способен запоминать такой объем текстов, говорить на чистейшем арабском языке (ставшим впоследствии образцом и основой арабской грамматики) и владеть колоссальным количеством информации, касающейся абсолютно любых сфер, начиная от биологии и заканчивая судопроизводством, философией и, естественно, теологией?

Дело в том, что Мухаммад (с) не был «обычным человеком». Согласно исламской концепции Мухаммад (с) был награжден безгрешностью и невероятным уровнем интеллекта. Оба эти качества позволяют утверждать, что все откровения, полученные от Всевышнего, были сохранены им в своем первозданном и неискаженном виде, а также демонстрируют то, насколько, вопреки расхожему в мусульманской среде мнению, образованным человеком был Мухаммад (с). Мнение о неграмотности Пророка (с) получило распространение из-за неверного толкования Корана, в котором Бог называет Мухаммада «уммий».

Арабское прилагательное «уммий» происходит от корневого слова «умм» (с араб. «мать»). Это слово люди используют по отношению к Мухаммаду (с), подразумевая под этим то, что он не получил формального образования и все его знания были получены им от своей матери. Однако не все знают, что есть и другая, более достоверная, трактовка этого слова, согласно которой человека, которого так именовали, ассоциировали с Меккой, также именовавшейся в то время как «Умм ал-кура» (с араб. «Мать поселений»).

Во 2-ом айате суры «Ал-Джуму̒а» («Соборная») говорится: «Он — Тот, Кто отправил к неграмотным Посланника из их [среды, который] читает им айаты Его, и очищает их, и обучает их Писанию и мудрости, и, поистине, были они до этого, несомненно, в заблуждении явном».

В данном айате словом «уммийун» (неграмотные) названы именно жители Мекки, поскольку они не имели ни Писания, ни посланного Богом лидера. Несмотря на то, что Мухаммад (с) и был родом из Мекки, он разительно отличался от народа, к которому был послан в качестве пророка. Он стал посланником Господа, явившим на свет последнее Небесное Писание — книгу, которая наделена глубочайшим содержанием и которая заключает в себе всю высочайшую культуру исламской религии.

В одном из достоверных исламских преданий Имам Бакир (а) так отвечает на вопрос о грамотности Пророка (с): «Так как же он обучал их (мекканцев – прим пер.) тому, чего сам не знал? Клянусь Аллахом, он умел читать и писать на семидесяти двух (или он сказал: семидесяти трёх) языках. А уммий он назван потому, что был родом из Мекки, которая известна как Умм ал-кура (мать городов). Таково слово Аллаха: „…дабы предостерегал ты Мать поселений (жителей Мекки) и тех, кто вокруг неё“[6]»[7].

Чудо Мухаммада (с)

Все пророки являлись к своему народу с чудом, в котором они более всего нуждались и которым особенно интересовались. Подобное соответствие способностей пророков своеобразным «тенденциям» в обществе способствовало тому, чтобы, используя имеющиеся «рычаги влияния», более эффективно воздействовать на массы.

Так, например, во времена пророка Мусы (библ. Моисей) (а) среди жителей Египта было особенно развито колдовство, и существовало множество колдунов, известных своей способностью наводить порчу. Неоднократно в Коране[8] говорится, как Фараон наслал своих колдунов на пророка Мусу (а), которого назвал сумасшедшим чародеем, желающим вывести сынов Израилевых с территории Египта. Договорившись с Фараоном, который пообещал им приблизить их к своему трону, они бросили вызов Мусе (а) и захотели устрашить его своим колдовством. В Коране описывается, как они бросили перед ним свои веревки и посохи, которые задвигались подобно змеям. Однако способности Моисея (а) оказались сильнее: он бросил свой посох, который также превратился в большую змею, поглотившую все, что они наколдовали. Толпа, собравшаяся на это зрелище, была ошеломлена, а сами колдуны признали поражение и, согласно Корану, сказали: «Мы уверовали в Господа миров, Господа Моисея и Аарона»[9].

Во времена пророка Исы (а) израильтяне достигли больших успехов в сфере медицины, именно поэтому целительские способности этого пророка (а) привлекали их особое внимание и внушали доверие. В Священном Коране сообщается о том, что пророк Иса (а) сказал: «Поистине, я пришёл к вам со знамением от Господа вашего. Поистине, я сотворю для вас из глины то, что подобно образу птицы, и подую я на это, и будет оно [превращено в] птицу с соизволения Аллаха. И исцелю слепого и прокажённого, и оживлю мёртвых с соизволения Аллаха, и поведаю вам о том, что едите вы и чем запасаетесь в домах ваших. Поистине, во [всём] этом, несомненно, [есть] знамение для вас, если вы верующие».

Чудом Мухаммада (с) был Коран – Писание, которое не имеет времени и было явлено  человечеству на века вне зависимости от места обитания людей, их нации и языка, на котором они говорили. Это – книга вечности о вечности, которая не может устареть и стать анахронизмом. Арабский мир еще до ислама (времена, которые в исламской традиции принято называть «джахилиййа») славился своей великой поэзией. Многие арабы были известны своим прекрасным красноречием, одаренностью, потрясающим чувством слога и, характерного для арабских стихов, ритма.

Арабская литература, как известно, уходит своими корнями в глубокую древность[10]. Поэзия V-VII веков стала развиваться неимоверными темпами, и до наших дней дошли имена более ста известных доисламских поэтов, к которым можно отнести Имру ал-Кайса (500-540), Тарафа (543-569), Антара ибн Шаддада (525-615) и др.

В этих условиях Мухаммаду (с) предстояло «жечь сердца людей глаголами», которые в результате оформились в книгу, подобие которой, как заявлено в самом Коране, невозможно найти. Коран является вершиной слога арабского языка. Известный востоковед Б.Я. Шидфар в своей книге так говорит о Коране: «Если великолепные образы джахилийской поэзии скользят по поверхности явлений, не задевая их сущности, не пытаясь объяснить их, то в Коране, зародыше формирующейся монотеистической религии, мы видим попытку объяснения «вечных вопросов», которые волновали человечество с незапамятных времен: для чего создан человек и все мироздание, какова цель жизни человека и его судьба. Доисламские поэты попросту не ставили себе таких вопросов и шли по пути, проторенному их предшественниками. А попытки философского осмысления действительности выступают в их стихах в виде афоризмов. В Коране же мы видим попытку создать определенную философскую систему»[11].

Структура стихосложения в Коране не была похожа ни на одну из литературных категорий времен джахилиййи, и в этом заключалась отличительная особенность этого Небесного Писания.  Арабы долго не могли поверить в истинность слов Бога и предполагали, что Мухаммад (с) либо колдун, либо сумасшедший, ибо им представлялось невероятным то, чтобы кто-то так превосходил известнейших поэтов в красноречии и красоте слога. В Коране приводится айат о том, что они говорили: «Неужели мы в самом деле оставим богов наших из-за поэта одержимого?»[12]. Но в другой суре Всевышний заявляет: «И не [является] он (Коран) словами поэта. [Как] мало веруете вы! И не [является] словами прорицателя. [Как] мало поминаете вы [назидание]!»[13].

В самом Коране не раз подчеркивается факт того, что невозможно создать ему аналога: «И если пребываете вы в сомнении о том, что ниспослали Мы рабу Нашему, то приведите [хоть одну] суру, подобную его [сурам]…»[14]. Многие мыслители и поэты на протяжении долгого времени после ниспослания Корана не могли осознать смысла слов данного айата, который воспринимали как вызов. Не раз они пытались привести стихи на подобие тем, что были явлены в Коране, не понимая, что пытаются состязаться с Богом в своем желании уподобить свои слова и мысли ­– Речам Бога. Эти люди не имели и малейшего представления о математическом коде и чуде Корана. Появлялись действительно талантливые поэты, которые сочиняли стихи, сравнимые с айатами Корана, но лишь с лингвистической точки зрения.

Важно заметить, что именно после ниспослания Корана и распространения ислама началась тотальная активизация всей исламской культуры, сопровождавшаяся также взлетом науки. Ни для ко­го не сек­рет, что в сред­ние ве­ка ис­лам­ский мир был цент­ром на­уч­ной мыс­ли и находился в аван­гар­де человеческой ци­ви­ли­за­ции. Это время, именуемое в истории как «золотой век ислама» ознаменовалось ко­лос­саль­ны­ми до­сти­же­ни­я­ми в на­уч­ной, эко­но­ми­чес­кой и куль­тур­ной жиз­ни.

Однако Коран занимает уникальное место среди всех Писаний Откровения не только благодаря своей структуре, содержанию и смыслу, но и по причине своей бесспорной достоверности. Возможно, Коран ожидала бы та же самая судьба, что постигла Ветхий и Новый Заветы, претерпевшие многократные изменения, но Аллах в Коране говорит: «Поистине, Мы ниспослали Напоминание, и, поистине, Мы его оберегающие [от искажения]»[15].

Так из чего состоит история фиксации Корана в письменном виде? Откуда появился тот текст Корана, которым и по сей день пользуются мусульмане по всему миру?

Передача Божественных откровений

Как уже говорилось ранее, айаты Корана ниспосылались Мухаммаду (с) в качестве откровений через ангела Джабраила. Некоторые суры были ниспосланы в виде откровений в Мекке и ее окрестностях и потому называются мекканскими, другие были ниспосланы в Медине и именуются соответственно названию этого города. Пророк (с) уделял особое внимание тому, чтобы текст и смысл ниспосланных айатов оставались неизменными и неискаженными, и с этой целью выполнял три следующих действия:

1. Сразу же после ниспослания какого-либо айата(-ов), Пророк (с) повторял его и никогда не предавал забвению. В Священном Коране говорится: «Вскоре дадим Мы прочесть тебе [Коран], и не забудешь ты [ничего]…»[16]. Мухаммад (с) часто повторял их по различным поводам: он цитировал слова Господа во время своих проповедей, когда объяснял религиозные законы и говорил об исламских моральных ценностях; он произносил айаты Корана во время обязательных и желательных молитв; каждый день повторял айаты и в особенности – в дни священного месяца рамадан.

Еще раз подчеркнем, что, согласно исламской традиции, Всевышний одарил Пророка (с) безгрешностью и неповторимым умом, благодаря которым он знал весь Коран наизусть и мог произнести его в порядке ниспослания айатов. Пророк (с) был пречист от того, чтобы совершать какие-либо ошибки в понимании, запоминании или передаче Корана.

2. Пророк Мухаммад (с) вслух произносил суры и айаты Корана перед своими сподвижниками, которые впоследствии выучили их из его уст. Более того – Мухаммад (с) уделял внимание тому, чтобы мусульмане, которые выучили Коран наизусть (таких людей называи «хафизы»), произносили его без ошибок, для этого он просил их читать выученные суры в его присутствии и сразу же исправлял их ошибки и недочеты. Благодаря этому методу довольно большое количество сподвижников выучило Коран наизусть, и особо прославившимися среди них были семеро человек. Так, великий исламский ученый и богослов Джалаладдин ас-Суйути (1445–1505) писал: «Среди тех людей, которые цитировали Коран в присутствии Пророка (с), семеро получили наибольшую известность. Ими были: Усман ибн ‘Аффан, Али, Убайй, Зайд ибн Сабит, Ибн Мас‘уд, Абу-л-дарда и Абу Муса ‘Ашари[17]».

Безусловно, перед Пророком (с) стояла важная задача сохранить текст Божественных откровений, и поначалу это происходило благодаря устной передаче айатов людьми, которые знали их наизусть. Появилось большое количество людей, которые выучили либо Коран целиком, либо же часть из него. Как уже говорилось ранее, этих людей называли либо «хафиз», что происходит от арабского глагола «хафиза» – хранить, либо «курра’» – то есть чтецами, от арабского «кара’а» – читать. Несмотря на то, что не имеется достоверной информации о точном количестве таких людей, тем не менее, имеются некоторые предания, которые дают представление об их приблизительном количестве.

Ас-Суйути в своей книге так цитировал слова мусульманского богослова и мыслителя Абу Абдаллаха ал-Куртуби (1214–1273): «Семьдесят чтецов Корана были убиты в битве Йамама, и такое же количество было убито у колодца Ма’уна[18]». Таким образом, благодаря содержащейся в предании информации можно предположить, что людей, выучивших Коран наизусть было достаточно много, поскольку уже 140 было убито во время этих двух сражений.

Однако  некоторые исследователи считают, что людей, знавших Коран наизусть было значительно меньше. Так, например, выдающийся исследователь и хадисовед шейх Абд-ал-хайй Каттани (ум. 1962) пишет: «Во времена Пророка Мухаммада (с) всего десять человек знали Коран наизусть: Али, Усман, Убайй ибн Ка‘б, Ма‘аз ибн Джабал, Абу-л-дарда, Зайд ибн Сабит, Абу Зайд Ансари, Тамим Дари, ‘Убада ибн Сабит и Абу Аййуб»[19].

3. Посланник Аллаха (с) был озабочен не только устной передачей Небесного Писания, но и сохранением Корана в письменном виде[20]. Для этого он отобрал особо талантливых и проверенных людей. Сразу же после ниспослания айата Пророк (с) вызывал к себе одного из этих людей и диктовал. После – он просил писца прочитать то, что тот записал с целью исправить имевшиеся ошибки, связанные даже с правописанием букв. Пророк (с) по указаниям Аллаха просил писца записывать новое откровение под каким-то определенным айатом и в какой-то определенной суре[21]. В одном из преданий Пророк (с) так наставлял одного из своих писцов: «Сначала тщательно обмакни перо, немного наклони его, букву ‘ба’ выпиши четче, отдели друг от друга зубцы буквы ‘син’, не искривляй и округляй букву ‘мим’, выпиши ярче слово ‘Аллах’, растяни и выдели немного слово ‘ар-рахман’…»[22]

Кто и как записывал Коран

По некоторым данным у Посланника Аллаха (с) было порядка 43 писцов[23], но не все из них были допущены к тому, чтобы записывать откровения от Бога. Ранее упомянутый шейх Абд-ал-хайй Каттани в своем произведении писал: «Усман ибн ‘Аффан и Али были писцами откровения, когда их не было, эту честь доверяли Убайу ибн Ка‘бу и Зайду ибн Сабиту. Если же и их не было, то это дело поручалось другим писцам, которые были рядом с Пророком (с), таким как: Муавийа, Джабир ибн Саид, ‘Ала’а Хадрами и Ханзала ибн Раби‘»[24].

Имеются некоторые сведения, согласно которым, помимо вышеперечисленных людей, которые записывали суры Корана для Пророка (с), имелись и те, кто записывали айаты Корана для себя и собирали свои личные копии, скорее всего представлявшие собой неполные варианты Корана. В одном из исламских преданий говорится: «Теми, кто собрал Коран при жизни Пророка (с) были: Али ибн Абу Талиб (а), Са‘д ибн Убайд, Абу-л-дарда, Увайм ибн Зайд, Ма‘аз ибн Джабал, Абу Зайд, Сабит ибн Зайд, Убайй ибн Ка‘аб, ‘Убайд ибн Му‘авийа и Сабит ибн Заххак»[25]. Если кто-либо из них и имел свое собрание ниспосланных сур, то они имели два существенных изъяна: во-первых, они не были собраны в виде книги, и, во-вторых, они отличались порядком глав[26].

Писцы записывали каждую суру со слов: «Бисми-ллахи-р-рахмани-р-рахим», после которой продолжался текст самой суры, пока снова не повторялось «Бисми-ллахи-р-рахмани-р-рахим». Именно эта формула ниспосылалась в откровении в начале каждой суры и поначалу служила для мусульман ориентиром, по которому они понимали, где заканчивается одна сура и начинается другая[27].

Материал, на котором записывался Коран

Безусловно, особую важность в исследовании записей Корана представляет то, каким именно был материал, на котором писали в конце VI века.

Во-первых, точно известно, что во времена Пророка Мухаммада (с) уже существовала бумага, которую называли «киртас», свидетельством чего является сам Священный Коран, в котором говорится: «И если бы ниспослали Мы тебе Писание на [листе] бумаги, так что прикоснулись бы они к нему руками своими, то непременно сказали бы те, которые не уверовали: ”Не [является] это [ничем иным], кроме как колдовством явным”»[28].

Помимо бумаги, для записи текстов[29] также использовались белые и тонкие каменные плиты, пластины из меди, железа и цинка, кора финиковых пальм, лопаточные кости верблюдов и коз, куски дерева и т.д.[30] В одном из преданий говорится, что Пророк после ниспослания откровения однажды велел: «Скажите, чтобы пришел Зайд и захватил с собой доску, перо и лопатку», и когда тот пришел, Пророк (с) продиктовал ему новый айат[31].

Первый этап унификации Корана

Записанные айаты Корана приносились Мухаммаду (с), который хранил их у себя дома в особом месте. Согласно некоторым преданиям, умирая, Посланник Аллаха (с) даровал этот Коран Али ибн Абу Талибу (а) и сказал: «О Али, Коран за моим ложем, и он записан на свитках, шелке и бумаге. Собери его и не растеряй, как иудеи, не сумевшие сохранить Тору»[32]. Али (а) дал слово Пророку (с) о том, что вы не выйдет из дома, пока не закончит собирать его, и, согласно некоторым преданиям, через три дня он завершил работу над Кораном, который ныне находится у сокрытого Имама Махди (а). Коран Имама Али (а) ничем не отличался от Корана, которым мусульмане пользуются и по сей день. Судя по дошедшей до нас информации, количество и названия сур, а также содержание айатов были теми же.

Таким образом, первый полный экземпляр Корана был записан еще при жизни Пророка Мухаммада (с) и осуществлялся под его бдительным руководством, а далее – был собран и упорядочен на бумаге Имамом Али (а).

Второй экземпляр был записан и собран во времена правления Абу Бакра, который впоследствии передал этот Коран Умару, а тот – своей дочери Хафсе. Однако у народа не было полного собрания коранических сур, люди передавали друг другу лишь те копии, которые были созданы еще во времена Пророка (с) и в результате сбились в вопросе порядка ниспослания как сур, так и айатов. При этом каждые из племен защищали свою собственную «версию» Корана и считали ее единственно верной. В связи с этими расхождениями и спорами возникла необходимость исключить все различия и разночтения и объединить всех мусульман, значительно пополнивших к тому времени свои ряды новообращенными. Дело в том, что в период правления Усмана арабский халифат значительно расширил свои границы и вышел за пределы Аравийского полуострова. Арабский язык получил широкое распространение, но завоеванные народы не могли в полной мере освоить диалектные тонкости, которыми  владели племенные группы арабов. Мусульмане, для которых арабский язык не был родным, допускали ошибки при чтении Корана.

Работа по составлению единого свода Священного Писания была поручена Усманом Зайду ибн Сабиту – одному из самых известных экспертов в Коране, который собрал Коран еще во времена Абу Бакра и знал его наизусть в произношении Мухаммада (с). Впоследствии была организована комиссия из 12 человек, которые тщательно записывали все айаты Корана, сверяли написание и правильное произношение – произношение на языке племени курайш (родом из которого был сам Мухаммад (с)). В результате глубокого анализа и трудоемкой работы удалось записать окончательный вариант Корана, сведенный в единый свод. Однако прежде чем его распространять, Усман приказал всем мусульманам принести ему все имеющиеся копии Корана и затем сжег их в попытке обеспечить полное единообразие Священного Писания по всей мусульманской умме.

Второй этап унификации Корана

После кодификации Корана появились новые задачи, которые необходимо было решить и связаны они были с отсутствием системы диакритических знаков. До возникновения ислама арабская письменность не была широко распространена и не отличалась единообразностью. Арабское письмо в VII веке передавало лишь консонантную основу текста, при этом один и тот же знак использовался для обозначения сразу нескольких звуков. Например, такие буквы как «ба», «та», «са» и «йа» можно отличить друг от друга только благодаря диакритическим точкам, однако во времена ниспослания Корана эти буквы имели абсолютно идентичное написание. Помимо диакритических точек, первые списки Корана также не имели гласных. Иными словами, такая запись сохраняла только согласные звуки, и слова могли быть огласованы различно.  Все это провоцировало в мусульманской среде процесс «фабрикации» вариантов осмысления и понимания текста Священного Писания.

Видя этот существенный изъян и понимая важность дальнейшей работы над унификацией Корана для ислама, Имам Али (а) взял на себя инициативу по изменению существующих обстоятельств и поручил работу над Кораном своему ученику Абу ал-Асваду ад-Дуали (ум. 688), который впоследствии под руководством Имама Али (а) создал первый свод правил арабского языка и первой системы огласовок (знаков, обозначающих гласные звуки) для арабского письма. Важно отметить, что грамматика создавалась ради Корана, и опираясь на него. Священное Писание стало основой арабской грамматики и словесности.

Поначалу огласовки представляли собой жирные точки, расставляемые над или под буквой (фатха, касра, дамма). Современный вид огласовки приобрели во времена аль-Халила ибн Ахмада (ум. 791), разработавшего также ряд дополнительных знаков (хамза, ташдид и др.).

На втором этапе были расставлены диакритические точки и разработаны обозначения для долгих и кратких гласных. По приказу губернатора Ирака аль-Хаджжаджа ибн Йусуфа (ум. 714) эта задача была поручена Насру ибн Асиму (ум. 707) и Яхйе ибн Йамуру (ум. 746). Тогда же ввели знаки, разделяющие текст Корана на 30 частей (джузов), что  имело практическую ценность и облегчало чтение Корана во время ночных молитв в священный месяц рамадан.

Структура Корана

Какова же структура Корана? В первую очередь необходимо подчеркнуть, что начало и конец каждой коранической суры, а также начало и конец каждого айата Корана были определены Пророком Мухаммадом (с) по указанию самого Аллаха. Важно понимать, что никто иной не вносил своих изменений в существующий порядок.

Священный Коран состоит из 114 сур (глав) и все они, кроме суры «Ат-Тауба» начинаются с фразы: «Бисмиллахи-р-рахмани-р-рахим», что переводится как: «Именем Аллаха, Всемилостивейшего, Милостивого». Каждая сура состоит из определенного набора айатов, при этом самые длинные из них находятся в начале Корана, а самые короткие – в конце. Самой длинной сурой в Коране является сура «Ал-Бакара» (пер. «Корова»), состоящая из 286 айатов; самая короткая сура – «Ал-Каусар» (пер. «Изобилие»), включающая в себя 3 айата.

Суры в Коране расположены не в порядке ниспослания, первой является сура «Ал-Фатиха» (пер. «Открывающая»), ниспосланная в Мекке и состоящая из 7 айатов. Эта сура, содержащая в себе информацию о единобожии, в то же время представляет собой наиболее распространенную молитву, которую мусульмане рецитируют по многочисленным поводам. Эта сура по праву названа квинтэссенцией Корана и, согласно некоторым преданиям, награда тому, кто прочитал ее равна награде прочитавшего 2/3 Корана[33].

Короткие суры, ниспосланные в Мекке и Медине, находятся в конце Корана и включают в себя группу коротких айатов. Самой последней сурой Корана является сура «Ан-Нас» (пер. «Люди»), состоящая из 6 айатов.

Что касается названий сур, то они были даны позднее и не сразу по причине того, что  считалось невозможным смешивать Слова Бога (тексты откровений) с речью обычных людей (заглавиями сур, придуманными людьми). В большинство случаев названия сур в Коране вписывались в пустые места между сурами, на полях или же над орнаментом. Позже заглавия стали частью орнаментированной заставки и порой состояли из информации о количестве айатов и месте ниспослания.

Вывод

Таким образом, Священный Коран, который ныне используется мусульманами по всему миру является тем самым первозданным оригиналом, который был собран еще во времена Пророка Мухаммада (с). В результате определенных этапов унификации и кодификации Коран обрел свой сегодняшний вид и представляет собой не только Священное Писание, не только свод исламских законов, не только достоверный исторический очерк, но и книгу, используя текст которой совершаются различные религиозные мусульманские ритуалы (чтение пятикратных намазов, чтением молитв и т.д.), что даже сейчас ставит эту книгу в ряд наиболее часто используемых. И, безусловно, эта уникальная книга, наравне с прочими Священными Писаниями, заслуживает более пристального изучения и обсуждения во всех касающихся его вопросах.


 

[1] Price. R. Searching for the Original Bible. World of the Bible Ministries, 2007. – р.22.
[2] Коран, 16:82.
[3] Сура – глава Корана, объединяющая определенную группу айатов.
[4] Коран, 25:32.
[5] Коран, 17:106.
[6] Коран, 42:7.
[7] Ас-Садук. ‘Илал аш-шара’и‘. – Т. 1. – c. 124.
[8] Коран, 113:109-126, 10:79-81, 20:63-79.
[9] Коран, 26:47-48.
[10] Резван Е. А. Коран и его мир. Спб., 2001. – c. 98.
[11] Шидфар Б.Я. Образная система арабской классической литературы (VI–XII  вв.). М., 2011. – c. 101.
[12] Коран, 37:36.
[13] Коран, 69:41-42.
[14] Коран, 2:23.
[15] Коран, 15:9.
[16] Коран, 87:6.
[17] Ас-Суйути Дж. Ал-иткан фи ‘улум ал-Куран. – Т.1. – с. 96.
[18] Ас-Суйути Дж. Ал-иткан фи ‘улум ал-Куран. – Т.1. – с. 94.
[19] Ал-Каттани А. Ал-таратиб ал-идариййа. –  Т.1. – с. 46.
[20] Бюкай М. Библия, Коран и наука. Киев. 2001., – с. 180.
[21] Йа‘куби А. Тарих. – Т. 2., – с. 43.
[22] Шахид ас-Сани. Мунйат ал-мурид. Наджаф., 1991., – с. 161.
[23] Ал-Каттани А. Ал-таратиб ал-идариййа. – Т.1. – с. 115-116.
[24] Ал-Каттани А. Ал-таратиб ал-идариййа. – Т. 1. – с. 114.
[25] Ибн ан-Надим. Фехрист. – с. 47.
[26] Ибн ан-Надим. Фехрист. – с. 43-48.
[27] Йа‘куби А. Тарих. – Т. 2., – с. 34.
[28] Коран, 6:7.
[29] В Индии также писали на кусках белого шелка, а в Иране использовали дублёную кожу, которая называлась «адим».
[30] Ал-Каттани А. Ал-таратиб ал-идариййа. –  Т.1. – с. 122.
[31] Аз-Зинджани. Тарих ал-Кур’ан. – с. 52.
[32] Маджлиси М. Б. Бихар ал-анвар, Т. 92. – с. 48.
[33] Ат-Табарси. Маджма‘ ал-байан. – Т. 1., – с. 17.

Источник: http://quranica.ru/

 



Оставить ответ