В современной исторической науке существует ошибочное мнение, что самые старейшие в мире университеты появились вXI-XIIвеках на территории Западной Европы, самым первым из которых был Болонский университет (г. Болонья, Италия), основанный в 1088 году. Однако имеются достоверные исторические источники, подтверждающие то, что лавры первенства в деле образования университетов принадлежат мусульманам.
В качестве яркого примера можно привести университет аль-Карауин (г. Фес, Марокко), основанный в 859 году и до сих пор являющийся постоянно действующим высшим учебным заведением.В этой связи можно приводить в пример и другие университеты, особенно на территории Андалусии.
Другой пример — знаменитый аль-Азхар, основанный египетской династией Фатимидов в 988 году. Историю этого вуза необходимо рассмотреть подробнее, чтобы понять характерные особенности первых в мире университетов, деятельность которых неразрывно связана с исламом.
С самого своего основания университет аль-Азхар расположен в Каире и был создан на базе одноименной мечети (построена в 970-972 гг.), которая была названа в честь дочери пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!) – Фатимы, имевшей почетный эпитет — аз-Захра (Блистательная).
Первые дисциплины этого университета – коранические науки, несколько позже в учебную программу были добавлены математика, астрономия, естествознание и география.
Учитывая тот факт, что правители династииФатимидов были шиитами, преподавание религиозных дисциплин в аль-Азхаре велось с шиитскойинтерпретацией. После того, как квласть в Каире в 1171 году перешла к Салах ад-Дину Айюби, преподавание в этом вузе стало соответствовать всем канонам ислама.
При мамлюках университет стал получать финансовые дотации из вакфов (религиозное имущество, в основном состоящее из пожертвований). На эти деньги было отреставрировано здание, построены новые учебные корпуса, построена библиотека, увеличено содержание преподавателей и студентов. Указом султана Бейбарса мечеть аль-Азхара снова стала вести пятничные хутбы (этим правом обладали лишь самые крупные мечети).
На протяжении многих веков аль-Азхар продолжал оставаться главным центром юридическо-богословских дисциплин и арабской филологии на Ближнем Востоке.
В периоды правления египетских наместников Османской империи Мухаммада Али и Исмаил-паши в концеXIXвека аль-Азхар вновь становится главным и независимым мусульманским научным центром всего мусульманского мира. Для регулирования ее деятельности был принят специальный закон об аль-Азхаре с введением квалификационного экзамена для получения диплома международного образца. Реформа во внутреннем распорядке вуза были неразрывно связаны с именем знаменитого Мухаммада Абдо, который в 1890 году возглавил первый совет по управлению аль-Азхаром.
В 1961 году руководством Египта на базе аль-Азхара были открыты несколько светских факультетов (медицины, сельского хозяйства, административных дел и торговли, политехнический и пр.). В том же году открывается специальный женский факультет.
В аль-Азхаре преподавали многие научные светила мусульманского мира (ибн аль-Хайсам, аль-Багдади, ибн Халдун и пр.).
Многие великие события, оказавших немаловажную роль на историю Египта зарождались или происходили внутри аль-Азхара. Преподаватели и студенты этого вуза всегда находились в авангарде национально-освободительного движения. Недаром многие политические деятели Египта выпускали свои прокламации в форме обращения к преподавателям и студентам аль-Азхара.
Под конец остается добавить, что и в наши дни аль-Азхар является предметом вожделения для мусульманской молодежи. А учеба в нем и получение диплома этого вуза –гарантией жизненного благополучия для его выпускников практически во всех мусульманских странах мира.