Аль-Азхар

В со­вре­мен­ной ис­то­ри­чес­кой на­уке су­щест­ву­ет оши­боч­ное мне­ние, что са­мые ста­рей­шие в ми­ре уни­вер­си­те­ты по­яви­лись вXI-XIIвеках на тер­ри­то­рии За­пад­ной Ев­ро­пы, са­мым пер­вым из ко­то­рых был Бо­лон­ский уни­вер­си­тет (г. Бо­лонья, Ита­лия), ос­но­ван­ный в 1088 го­ду. Од­на­ко име­ют­ся до­сто­вер­ные ис­то­ри­чес­кие ис­точ­ни­ки, под­тверж­да­ю­щие то, что лав­ры пер­вен­ст­ва в де­ле об­ра­зо­ва­ния уни­вер­си­те­тов при­над­ле­жат му­суль­ма­нам.

В ка­чест­ве яр­ко­го при­ме­ра мож­но при­вес­ти уни­вер­си­тет аль-Ка­ра­у­ин (г. Фес, Ма­рок­ко), ос­но­ван­ный в 859 го­ду и до сих пор яв­ля­ю­щий­ся по­сто­ян­но дей­ст­ву­ю­щим выс­шим учеб­ным за­ве­де­ни­ем.В этой свя­зи мож­но при­во­дить в при­мер и дру­гие уни­вер­си­те­ты, осо­бен­но на тер­ри­то­рии Ан­да­лу­сии.

Дру­гой при­мер — зна­ме­ни­тый аль-Аз­хар, ос­но­ван­ный еги­пет­ской ди­нас­ти­ей Фа­ти­ми­дов в 988 го­ду. Ис­то­рию это­го ву­за не­об­хо­ди­мо рас­смот­реть под­роб­нее, что­бы по­нять ха­рак­тер­ные осо­бен­нос­ти пер­вых в ми­ре уни­вер­си­те­тов, де­я­тель­ность ко­то­рых не­раз­рыв­но свя­за­на с ис­ла­мом.

С са­мо­го сво­е­го ос­но­ва­ния уни­вер­си­тет аль-Аз­хар рас­по­ло­жен в Ка­и­ре и был со­здан на ба­зе од­но­имен­ной ме­че­ти (по­стро­е­на в 970-972 гг.), ко­то­рая бы­ла на­зва­на в честь до­че­ри про­ро­ка Му­хам­ма­да (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет!) – Фа­ти­мы, имев­шей по­чет­ный эпи­тет — аз-За­хра (Бли­ста­тель­ная).

Пер­вые дис­цип­ли­ны это­го уни­вер­си­те­та – ко­ра­ни­чес­кие на­уки, не­сколь­ко поз­же в учеб­ную про­грам­му бы­ли до­бав­ле­ны ма­те­ма­ти­ка, аст­ро­но­мия, ес­тест­воз­на­ние и гео­гра­фия.

Учи­ты­вая тот факт, что пра­ви­те­ли ди­нас­ти­и­Фа­ти­ми­дов бы­ли ши­и­та­ми, пре­по­да­ва­ние ре­ли­ги­оз­ных дис­цип­лин в аль-Аз­ха­ре ве­лось с ши­ит­ской­ин­тер­п­ре­та­ци­ей. Пос­ле то­го, как кв­ласть в Ка­и­ре в 1171 го­ду пе­ре­шла к Са­лах ад-Ди­ну Ай­ю­би, пре­по­да­ва­ние в этом ву­зе ста­ло со­от­вет­ст­во­вать всем ка­но­нам ис­ла­ма.

При мам­лю­ках уни­вер­си­тет стал по­лу­чать фи­нан­со­вые до­та­ции из вак­фов (ре­ли­ги­оз­ное иму­щест­во, в ос­нов­ном со­сто­я­щее из по­жерт­во­ва­ний). На эти день­ги бы­ло от­рес­тав­ри­ро­ва­но зда­ние, по­стро­е­ны но­вые учеб­ные кор­пу­са, по­стро­е­на биб­лио­те­ка, уве­ли­че­но со­дер­жа­ние пре­по­да­ва­те­лей и сту­ден­тов. Ука­зом сул­та­на Бей­бар­са ме­четь аль-Аз­ха­ра сно­ва ста­ла вес­ти пят­нич­ные хут­бы (этим пра­вом об­ла­да­ли лишь са­мые круп­ные ме­че­ти).

На про­тя­же­нии мно­гих ве­ков аль-Аз­хар про­дол­жал ос­та­вать­ся глав­ным цент­ром юри­ди­чес­ко-бо­го­слов­ских дис­цип­лин и араб­ской фи­ло­ло­гии на Ближ­нем Вос­то­ке.

В пе­ри­о­ды прав­ле­ния еги­пет­ских на­мест­ни­ков Ос­ман­ской им­пе­рии  Му­хам­ма­да Али и Ис­ма­ил-па­ши в концеXIXвека аль-Аз­хар вновь ста­но­вит­ся глав­ным и не­за­ви­си­мым му­суль­ман­ским на­уч­ным цент­ром все­го му­суль­ман­ско­го ми­ра. Для ре­гу­ли­ро­ва­ния ее де­я­тель­нос­ти был при­нят спе­ци­аль­ный за­кон об аль-Аз­ха­ре с вве­де­ни­ем ква­ли­фи­ка­ци­он­но­го эк­за­ме­на для по­лу­че­ния дип­ло­ма меж­ду­на­род­но­го об­раз­ца. Ре­фор­ма во внут­рен­нем рас­по­ряд­ке ву­за бы­ли не­раз­рыв­но свя­за­ны с име­нем зна­ме­ни­то­го Му­хам­ма­да Аб­до, ко­то­рый в 1890 го­ду воз­гла­вил пер­вый со­вет по управ­ле­нию аль-Аз­ха­ром.

В 1961 го­ду ру­ко­вод­ст­вом Егип­та на ба­зе аль-Аз­ха­ра бы­ли от­кры­ты не­сколь­ко свет­ских фа­куль­те­тов (ме­ди­ци­ны, сель­ско­го хо­зяй­ст­ва, ад­ми­нист­ра­тив­ных дел и тор­гов­ли, по­ли­тех­ни­чес­кий и пр.). В том же го­ду от­кры­ва­ет­ся спе­ци­аль­ный жен­ский фа­куль­тет.

В аль-Аз­ха­ре пре­по­да­ва­ли мно­гие на­уч­ные све­ти­ла му­суль­ман­ско­го ми­ра (ибн аль-Хай­сам, аль-Баг­да­ди, ибн Хал­дун и пр.).

Мно­гие ве­ли­кие со­бы­тия, ока­зав­ших не­ма­ло­важ­ную роль на ис­то­рию Егип­та за­рож­да­лись или про­ис­хо­ди­ли внут­ри аль-Аз­ха­ра. Пре­по­да­ва­те­ли и сту­ден­ты это­го ву­за всег­да на­хо­ди­лись в аван­гар­де на­цио­на­ль­но-осво­бо­ди­тель­но­го дви­же­ния. Не­да­ром мно­гие по­ли­ти­чес­кие де­я­те­ли Егип­та вы­пус­ка­ли свои про­кла­ма­ции в фор­ме об­ра­ще­ния к пре­по­да­ва­те­лям и сту­ден­там аль-Аз­ха­ра.

Под ко­нец ос­та­ет­ся до­ба­вить, что и в на­ши дни аль-Аз­хар яв­ля­ет­ся пред­ме­том вож­де­ле­ния для му­суль­ман­ской мо­ло­де­жи. А уче­ба в нем и по­лу­че­ние дип­ло­ма это­го ву­за –га­ран­ти­ей жиз­нен­но­го бла­го­по­лу­чия для его вы­пуск­ни­ков прак­ти­чес­ки во всех му­суль­ман­ских стра­нах ми­ра.



Оставить ответ