Самыми крупными территориально-географическими общностями являются Восток (Азия) и Запад (Европа), которые начиная с эпохи античности и до наших дней постоянно противопоставляются друг другу. Рассмотрим подробнее, в чем же их особенности.
Запад – это вера в разум, Восток – убеждение в том, что настоящая истина, истина в последней инстанции может быть достигнута только религиозным путем. Запад утерял важную взаимосвязь религии и повседневной жизни (принцип: богу богово – кесарю кесарево), а на Востоке религия и жизнь человека составляют нерасторжимое единство. На Востоке основная цель религии – духовное освобождение, в котором разум подчиняется религиозным ценностям. Религия служит руководством для жизни и достижения счастья в обоих мирах. На Западе же религия нужна для отправления ритуальных обрядов (венчание, погребение, крещение и т.д.).
Восток – это прежде всего производитель риса, Запад – производитель пшеницы. Рисоводство требует от людей терпеливости, упорства, следования установленным в коллективе правилам и законам. Климатические условия, в которых они трудятся, делают их не очень энергичными. Выращивание пшеницы требует меньшего труда и не столь однообразно, как рисоводство. Хлеборобы поэтому не так терпеливы, а необходимость иметь калорийную пищу, теплую одежду и теплое жилье наделяет их крепким здоровьем, подвижностью и предприимчивостью. Отсюда – их агрессивность, оптимизм, способность приспосабливаться к новому образу жизни, изобретательность и склонность к критическому мышлению.
Представители Востока склонны к созерцательности, замкнуты, эмоциональны, сентиментальны, обладают богатым воображением, поэтичны и находят удовлетворение в исполнении религиозных обрядов. Представители Запада демонстрируют противоположные качества: отличаются практичностью, открытостью, пытливостью ума, решительностью, стремлением всегда смотреть вперед, оценивать успех по материальным меркам, опираться не на эмоции, а на разум, но отвергая религиозные ценности.
Так, например, для западного человека красота – внутренняя ценность, воплощенная в объекте, а в буддизме же можно обойтись без всяких объектов и достичь нирваны как эстетической цели.
Анализ мировоззренческих систем Запада и Востока приводит к выводу, что о превосходстве Востока, сохранившего вечные религиозные ценности, над утратившим их Западом.
По материалам: Философское наследие народов Востока и современность. М., «Наука», 1983.