История исламской цивилизации в Андалусии

Во многих книгах по истории мы не однократно читали как авторы излагали сведения о развитии исламской цивилизации в период с  середины VIII в. н.э. до начала XIII века н.э. Именно этот период считается рассветом исламской культуры, когда мусульмане показали себя с лучшей стороны во многих аспектах человеческой жизни как наука, политика, экономика и др.

Достижения мусульман, с точки зрения эпох правления и территориального плана можно разделить на два периода. События произошедшие в период правления омейядской династии с центром в Кордове и события произошедшие в период правления аббасидской династии с центром в Багдаде.

Во время правления первых правителей ислама омейядской династии, которое длилось 90 лет были расширены территории халифата в западном и восточном направлении.

Во времена правления омейядского халифа аль-Валида бин Малика жившего в Дамаске, мусульмане смогли начать освоение Иберийского полуострова.  Иберийский полуостров — это старое название региона Испании и Португалии. С начала 5-го века ( в 406 году) регион был завоеван вандалами и стал называться Вандалусией. Однако с 711 года  Иберийский полуостров и юг Франции попадают во власть ислама, управляемого тогда арабскими князьями и берберами. С тех пор регион стал называться как Андалусия.

Испания сегодня является для Европы неким связующим звеном между европейской и мусульманской культурами в ее различных областях, будь это политическая сфера, социальная или экономическая. Европейцы признают, что Испания и по сей день находится под влиянием ислама нежели другие ее соседи, особенно это можно наблюдать в сфере прогрессивного мышления и научных тенденций. Однако не стоит забывать, что научно технический прогресс Европы сегодня имеет корни, укрепившиеся именно на основе  сокровищниц исламских научных достижений классического периода.  

Процесс прихода Ислама в Испанию

Пиренейский полуостров Европы, на территории которого расположена Португалия и Испания, находясь на юге европейского контингента отделен от африканского материка небольшим узким проливом, который имеет название Гибралтарский пролив.  Он связывает между собой атлантический океан и средиземное море.

Пиренейский полуостров, был завоеван нацией визиготами вандалами в 507 году, которые основав свое королевство переименовывают  полуостров в Вандалуссию. Арабы в последствии далеко не отходя от этого  названия переименовывают территорию в Андалусию.

Испания переходит под контроль мусульман во времена омейядского халифа аль-Валида (705-715 гг). Однако до этого им пришлось войти в земли северной Африки при правлении Абд аль-Малика (685-705 гг.) ставшего наместником на тех территориях. Позже аль-Валид заменят его другим своим наместником Мусой бин Нуширом, и тот окончательно подчиняет себе Алжир и Марокко.

В истории открытия Испании мусульманами упоминаются три великих личности того времени Тариф бин Малик, Тарик бин Зияд и Муса бин Нушир. Однако первым, кто принес ислам в Андалусию является Тарик бин Зияд. Он сумел переплыть залив и водрузить знамя на горные местности  на пути ко всему полуострову. В последствии эти местности были названы в его честь габаль ат-тарик, что в переводе «гора ат-Тарика», а также и весь залив «габаль ат-тарик«, которое звучит в нашем понимании как «гибралтарский залив«.

Наместник Муса бин Нушир отправляет войско численностью в 7000 регулярный солдат и 5000 добровольцев во главе с Тариком бин Зияда. Естественно по тем временам это войско было не сопоставимо с тем, что имели тогда готы. Их армия насчитывала более 100000 тысяч регулярных солдат.  Однако несмотря на численное меньшинство и благодаря своему мастерству полководца  Тарик бин Зияд добивается победы, покорив короля Фодерика в Бакке, а также другие на мало важные регионы как Кордова, Толедо  и всю территорию Испании.

Конечно победе сопутствовало не только мастерство полководца, солдаты которого были сильны духом, но системный упадок испанского общества того времени в целом.

Политические события

На смену правления омейядской династии приходит династия аббасидов, со своим центром в Багдаде. Остатки омейядской верхушки тогда подверглись жестоким гонениям. Были истреблены все те, кто по мнению аббасидов мог составлять притязания на преемственность власти. Однако резню смог избежать молодой омейядский эмир Амир Абдуррахман бин Муавийья Малик бин Хишам. Он бежал в Египет, откуда смог утвердить и удерживать свою власть на протяжении шести лет. После продолжающихся притеснений со стороны аббасидов эмир был вынужден перейти залив и окончательно обосноваться в Андалусии.

На то время в Андалусии правил наместник бывшего уже омейядского халифа, который был назначен сроком на три года, но ввиду гражданской войны он смог удержать и оттянуть свое правление над Андалусией сроком на шесть лет, однако затем  сместившись окончательно становится правителем Кордовы. Именно ему приписывают историки роль основателя халифата омейядской династии в Кордове и именно с ним связываю начало всей культурной эпохи Кордовского халифата Андалусии.

 



Оставить ответ