Дружба народов России и Палестины имеет давние и глубокие корни. В начале 80-х годов прошлого века известный автор исторических работ по Палестине, путешественник и большой энтузиаст изучения культурного наследия народов Ближнего Востока Василий Николаевич Хитрово разработал план создания общественной организации – Российского Палестинского Общества (РПО), которая занималась бы изучением Палестины и сопредельных с ней стран, распространяла бы знания о народах этого региона среди широкой русской общественности, взяла бы на себя заботу о развитии культурных и общественных связей между Россией и народами Ближнего Востока.
В.Н. Хитрово собрал уникальную коллекцию книг по палестиноведению, которую он впоследствии передал РПО. Еще до официального создания Общества В.Н. Хитрово в 1881 году издал первый номер «Палестинского сборника» (всего до 1917 года было опубликовано 90 выпусков – авт.). В мае 1882 года было получено разрешение на организацию Российского палестинского общества.
В числе основателей Общества были видные ученые и писатели, путешественники: поэт и драматург Т.И. Филиппов, А.А. Голенищев-Кутузов, известный историк Д.Ф. Кобеко, профессор В.Г. Василевский, археолог М.А. Веневитинов, историк А.А. Олясницкий, литератор С.И. Пономарев.
Ученым секретарем Российского Палестинского Общества был утвержден инициатор его создания В.Н. Хитрово. Устав Общества предусматривал в числе прочих дел строительство в Палестине школ и больниц для арабов, оказание им материальной поддержки. Эти благородные начинания и их практическое осуществление очень быстро сделали Общество популярным среди местного населения Палестины.
В конце прошлого века в обществе состоялось пять тысяч членов. Оно было демократической организацией, где участвовало много простых людей, тружеников, особенно крестьян, которые своими взносами и пожертвованиями содействовали развитию дружбы с палестинским народом. В начале XX века для посещения Палестины из России отправлялось примерно по 12 тысяч человек ежегодно. Восемьдесят процентов из них составляли зажиточные крестьяне и мещане. Российского Палестинского Общество покупало в Палестине, Сирии и Ливане земельные участки, строило школы, госпитали, странноприимные дома и храмы.
В Иерусалиме, например, Общество приобрело несколько земельных участков с постройками – земельный участок Баб-Хотта с домом, земельный участок Этмени, земельный участок Керм-аль-Бадм на Масленой горе, земельный участок Арз-аль-Хабаиль, земельный участок Керм-аль-Газаль, земельный участок с храмом Марии Магдалены и др. Общая площадь принадлежащих РПО участков в Иерусалиме составляет семь гектаров. Имеется земельная собственность РПО и в других городах Палестины: Бейт-Джала, Иерихоне, Назарете, Хайфе, во многих других селениях и деревнях. Общая площадь земельных владений РПО, расположенных в Палестине, Сирии и Ливане, к началу первой мировой войны составляла более 70 га.
Общество располагало уникальной библиотекой и другими историческими экспонатами, которые хранились в его представительстве в Иерусалиме.
Значительная часть средств Общества шла на благотворительные и просветительские цели. К началу первой мировой войны РПО имело в Палестине 102 школы, в которых занималось более 12 тысяч арабских мальчиков и девочек.
Общество содержало больницы, поликлиники и амбулатории, которые лечили арабов из местного населения. Большие средства выделялись на проведение научных исследований в Палестине, выплачивались стипендии ученым, которые вели свои исследования в странах Ближнего Востока, финансировались археологические раскопки. В частности, на средства РПО в Иерусалиме произведены археологические раскопки на так называемом «русском месте». Здесь русские исследователи сделали важные археологические и исторические открытия, высоко оцененные мировой наукой. РПО пробуждало в широкой русской общественности интерес к истории и культуре народов Ближнего Востока, играло важную роль в распространении образования, здравоохранения и общей культуры среди арабских народов.
Арабы находили в России теплый прием и гостеприимство. Тысячи арабских детей получили образование в русских школах. Учение проходило по трехступенчатой системе. Самые маленькие дети играли и учились говорить. Те, кто постарше, обучались школьным предметам, а юноши, кроме академического образования, получали производственные, трудовые навыки: в программе были уроки труда.
Существовали также педагогические училища с двухлетним сроком обучения. Здесь программа включала: русский, арабский, греческий и французский языки, арифметику, географию, историю, геологию. Лучшие студенты получали право завершить дальнейшее бесплатное образование в России, а по возвращении на Родину – преподавать в русской школе.
Из числа воспитанников русских школ вышли многие арабские просветители, писатели, переводчики. Они переводили на арабский язык произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, Ф.М. Достоевского, А.М. Горького и др. Воспитанники русских школ играли важную роль во взаимном обогащении культур России и Палестины.
Русские школы были источником знаний и культуры среди арабов. Одна из воспитанниц русской школы в Назарете Кульсум Оде (Оде-Васильева) писала: «Характерный штрих рисует разницу в целях между деятельностью европейских миссионерских обществ и Российского Палестинского общества. Первые старались обращать арабов-мусульман в христианство и резко высказывались против ислама. А вот в школах Палестинского общества не только никогда не делали этого, но и старались знакомить нас, арабов, со славным прошлым нашего народа, даже с возникновением ислама, знакомили с историей родной литературы».
Эта арабская девушка, окончившая русскую школу, впоследствии переехала в Россию. После Великой Октябрьской революции она стала профессором. В 1928 году издала «Хрестоматию арабских авторов», что позволило еще больше сблизить культуру двух народов. Ее мемуары опубликованы в «Палестинском сборнике» за 1965 год.
Члены РПО принимали активное участие в становлении научных и литературных журналов в Сирии, Палестине, Ираке – таких, как «Аль-Машрик», «Лучет-аль-Араб», «Лучет-аль-Араб», «Ан-Нафагис», «Ал-Асрийт». Редакторами этих журналов были известные арабские ученые и общественные деятели арабского востока Люис Шейло и Анастас аль-Кармели.
Профессор П.И. Медников на средство РПО осуществил фундаментальное историческое исследование и опубликовал одну из лучших книг об истории Палестины: «Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов».
РПО выпустило «Каталог греческих рукописей Иерусалимской библиотеки»; книгу «Путь к Синаю. 1881 г.» известного русского путешественника А.В. Елисеева; «Раскопки на Русском месте близ храма Вознесения в Иерусалиме», «Памятники грузинской старины в Святой Земле и на Синае» А.А. Цигарели, «Описание Турецкой империи. Между 1671-1686 гг.» П.К. Сирку.
Российское Палестинское общество финансировало и поддерживало работу известного русского византиста П.И. Кондакова, который в 1906 году опубликовал книгу по палестинской и сирийской археологии «Археологическое путешествие по Сирии и Палестине» («Палестинский сборник», № 61, 1914). Эта книга явилась большим научным событием.
В 1907 году к 20-летию РПО был опубликован каталог библиотеки Общества, основу которой составило собрание книг В.Н. Хитрово, подаренных им Обществу. В этой уникальной библиотеке особый упор делался на книги по палестиноведению, но имеются и книги по общим вопросам истории и культуры народов Ближнего Востока. Согласно каталогу, в библиотеке было 12 000 книг.
В 1903 году в Одессе была издана книга И. Белкина «Современная Палестина», в которой дано описание физических, этнографических и политических характеристик Палестины и соседних с ней стран. Научная и издательская деятельность РПО была очень обширной и здесь невозможно перечислить все труды, изданные Палестинским Обществом или по его инициативе. Многие из них были переведены на иностранные языки и получили высокую оценку иностранных ученых.
После октябрьской революции Советское государство выступило 3 декабря 1917 г. с обращением ко всем трудящимся мусульманам России и Востока. В нем говорилось: «Теперь, когда война и разруха расшатывают устои старого мира, когда весь мир пылает негодованием против империалистов-захватчиков, когда всякая искра возмущения превращается в мощное пламя революции…теперь молчать нельзя. Не теряйте же времени и сбрасывайте с плеч виновных захватчиков ваших земель. Вы сами должны быть хозяевами вашей страны».
29 августа 1919 г. Советское правительство официально признало Российское палестинское общество, включив его в систему Академии наук. Была признана юридическая правопреемственность Российского палестинского общества на всю его собственность, научную и просветительскую деятельность на территории СССР и за границей.
9 декабря 1922 г. Главнаука Наркомпроса РСФСР утвердила новый Устав общества. Президентом Российского палестинского общества стал известный арабист академик И.Ю. Крачковский, который на этом посту оставался вплоть до смерти в 1951 году.
В нашей стране были созданы новые центры арабистики – в Ташкенте, Баку, Киеве и других городах. Начиная с лета 1918 г. в Санкт-Петербургском Университете стал считаться курс новой арабском литературы. Как отмечал И.Ю. Крачковский, в это время «почти каждое учреждение, занятое вопросами истории культуры, в той или иной мере, дает у себя место арабистике Институт истории искусств, Академия истории материальной культуры, Государственный музей «Эрмитаж», «Всемирная литература», Украинская Академия наук, ряд учреждений в Москве и в союзных республиках – отражают это внимание».
В первой половине 20-х годов по предложению М. Горького издательство «Всемирная литература» начало печатать на русском языке арабских писателей. Книга Оде-Васильевой была переведена и издана в востоковедных центрах Упсала (Швеция), Берлина, Гамбурга, Лондона, Нью-Йорка. Эта книга легла в основу выпущенной в Бейруте хрестоматии арабских авторов для старших классов средней арабской школы.
По материалам: Палестина в петле сионизма. М., «Юридическая литература», 1988.