Еще с древних времен известно о борьбе за господство в странах Передней Азии. Различные державы особенно стремились овладеть Сирией, Месопотамией и Египтом – богатейшими и культурными районами древнего мира. Самую ожесточенную войну за эти районы вели Византийская империя и Сасанидский Иран. Однако обе эти державы потеряли Переднюю Азию в результате великих арабских завоеваний.
Потеряв эти земли, римские папы не теряли надежды на их возврат. Некоторые папы (Григорий VII, Виктор ІІІ, Урбан II) берутся за этот вопрос серьезно, проводя соответствующие переговоры с европейскими королями. Однако истинный вдохновитель крестовых походов был не из числа римских пап, а был простым нищим отшельником. Представляем его имя широкой публике – Петр Амьенский из Пикардии по прозвищу «Петр Пустынник».
Совершив однажды паломничество в Святую Землю, Петр начинает распространять по городом и селам Европы клевету о «притеснениях» со стороны мусульман христианских общин Палестины и призывает народ христианский начать поход против «неверных» (для христианской системы миросозерцания вообще характерно рассматривать представителей иной религии как язычников или еретиков). Кстати, во время т.н. «похода бедноты», Петр Амьенский показал свою трусливую сущность, бросив на произвол судьбы (большинство крестьян было уничтожено, а остальные обращены в рабство) крестьянские отряды и бежав в Константинополь.
И вообше, клевета об агрессивном отношении мусульман к христианам и их святыням служила оправданием жестокости крестоносцев против носителей ислама. Отсюда – рассказы об осквернении святынь, изображение ислама как дьявольского и языческого культа, основная черта которого – идолопоклонство. Нередко в ход пускались и визуальные средства. Известно, что Конрад Монферратский, сеньор Тира и один из вдохновителей третьего крестового похода, заказал художникам большое полотно, на котором был изображен Иерусалим и главный храм города – церковь «Гроба Господня». На этой огромной картине художник нарисовал мусульманского всадника, топчущего «гроб Иисуса». По свидетельству арабского историка Бего-аддина, Конрад Монферратский выставлял это полотно на всех рынках и во всех местах общественных собраний. Христианские священники с криками «О горе!» переносили картину с места на место, ломая руки и взывая к собравшейся публике.
О другом примечательном эпизоде рассказывает арабский историк Ибн-аль-Асир. После взятия в 1187 г. мусульманами Иерусалима в Акре можно было часто видеть траурные процессии, в которых участвовали христианские монахи, священники и франкские рыцари, все одетые в черное. Они несли перед собой большую картину; на ней был изображен Иисус Христос, которого бил мусульманин, так что по лицу Иисуса текла кровь. Христиане показывали эту картину возбужденной толпе и говорил: «Вот Мессия, убитый Мухаммадом, пророком мусульман».
Большой интерес вызывает вопрос о причинах возникновения крестовых походов в страны Восточного Средиземноморья. Так, например, католические историки считали их результатом религиозного энтузиазма, протестантские – папского своекорыстия, просветители – безумием необразованных людей, экономисты – результатом кризиса феодального хозяйства Западной Европы. Современные историки приводят более точные версии основных причин возникновения крестовых походов.
Крупные феодалы – короли, графы и герцоги стремились путем захватов богатых земель расширить свои владения, увеличить доходы и усилить влияние в Европе. Кроме крупных и мелких феодалов, в крестовых походах приняли участие также и представители купеческой верхушки многих городов. Особенно большую роль сыграли купцы итальянских городов Генуи и Венеции, стремившихся к захвату территорий в Передней Азии, к ликвидации торгового соперничества Византии и к укреплению своей роли посредников между Востоком и Западом.
Но самую активную роль в крестовых походах играла римско-католическая церковь. Все дело в том, что ко времени первого крестового похода западная (Рим) и восточная (Константинополь) окончательно отделились друг от друга. С этого момента стремление западной церкви подчинить себе восточную составляло один из главных пунктов в реакционной теократической программе папства, желавшего поставить власть римского папы выше иной светской и духовной власти. Удачными походами на Восток католическая церковь рассчитывала также увеличить количество епархий и повысить таким образом свои доходы. Кроме того, уходившие в поход лица зачастую жертвовали свои сбережения церкви или отдавали под ее покровительство свое имущество. Богатства церкви в результате этого непрерывно росли.
Европейцы имели преувеличенные представление о легкости завоевания стран Восточного Средиземноморья, раздробленных на ряд феодальных владений – сельджукские эмираты, враждовавшие друг с другом. В Европе существовало издавно сложившееся убеждение относительно «сказочных» богатств Востока, стоявшего по своей материальной и духовной культуре в то время значительно выше Запада.
Многочисленные богомольцы (паломники), отправлявшиеся в Иерусалим на поклонение «Гробу Господню», и купцы, торговавшие со странами Передней Азии, бывая в городах Византии, Сирии и Палестины, неизменно удивлялись красоте и изяществу зданий и храмов, изобилию богатых лавок и рынков и всевозможныъ невиданных на Западе товаров. Возвращаясь на родину, купцы и паломники приносили с собой восторженные отзывы о богатствах Востока. Так в странах Западной Европы складывалось мнение о заморских странах, полных изобилия, которые не только выгодно, но и не трудно завоевать.
Еще одна важная причина возникновения и эскалации крестовых походов – это стремление европейских королей и римских пап избавиться от неимущих рыцарей-бунтарей. А все дело было в порядке наследования у средневековых феодалов. К XI веку в феодальной системе происходят важные изменения. Если ранее, после смерти феодала земля делилась между его сыновьями, то теперь пожизненный бенефиций превращается наследственный феод по принципу майората (право старшинства), т.е. всю землю наследовал только старший сын. Остальные дети феодалов получали в наследство только воинское снаряжение и немного денег.
Главной целью системы майората было стремление предотвратить раздробление феодальных земель. В итоге этой наследственной политики в Западной Европе образовался многочисленный слой рыцарей, не имевших земельных наделов и жаждавших захвата и грабежа чужих территорий. Эти рыцари не гнушались заниматься разбоем, грабя купцов, государственных чиновников, богатых феодалов и просто зажиточных крестьян.
Короли и папы, чтобы обуздать бесчинства неимущих рыцарей были вынуждены выдвинуть политическую программу, ради достижения которой можно было «сплавить» надоедливых и непокорных рыцарей как можно дальше. Палестина как объект экпансии подходила прежде всего. Хитры были руководители христианского мира: «Завоюют рыцари Палестину – хорошо, не завоюют и погибнут на Востоке – тоже неплохо».
И вот папа Урбан II поддерживает эту программу и на Клермонском соборе в 1095 году обещает участникам похода против мусульман аннулирование долгов, заботу о семьях и прощение грехов.
Лозунгом первой колониальной экспансии стало «Освобождение Гроба Господня». Папа провозгласил, что нужно спасать из рук «неверных» Палестину – Святую Землю. Все закричали: «Так хочет Бог!» — и пошли.
Первый удар крестоносцев был такой, что они одолели сельджукскую конницу. И так как мусульмане меньше всего ожидали такого удара, то крестоносному войску удалось достигнуть Иерусалима и даже взять его. Однако из 110 тысяч европейцев, переправившихся через Геллеспонт, до Иерусалима дошло около 20 тысяч. Таковы были потери. Первый крестовый поход удался христианам только потому, что для мусульман, живших в Палестине, он был неожиданным. Они недоумевали: в чем они провинились? Ведь они не мешали христианским паломниками-пилигримам посещать христианские святыни на палестинской земле и молиться. Наоборот, они их охраняли, они их очень уважали. В исламе Иисус и Дева Мария чрезычайно уважаемые праведники, причем Иисус входит в пятерку величайших пророков Аллаха. Никакого преследования за веру и в помине не было…
Р.S. Эпоха средневековых крестовых походов уже давно стала достоянием истории. Однако и спустя множество столетий, западная цивилизация не перестает организовывать кропролитные крестовые походы против мусульманских народов Ближнего Востока. И можно только удивляться тому, как схожи причины прошедших и нынешних крестовых походов.