Причины крестовых походов

Еще с древ­них вре­мен из­вест­но о борь­бе за гос­подст­во в стра­нах Пе­ред­ней Азии. Раз­лич­ные дер­жа­вы осо­бен­но стре­ми­лись овла­деть Си­ри­ей, Ме­со­по­та­ми­ей и Егип­том – бо­га­тей­ши­ми и куль­тур­ны­ми рай­о­на­ми древ­не­го ми­ра. Са­мую ожес­то­чен­ную вой­ну за эти рай­о­ны ве­ли Ви­зан­тий­ская им­пе­рия и Са­са­нид­ский Иран. Од­на­ко обе эти дер­жа­вы по­те­ря­ли Пе­ред­нюю Азию в ре­зуль­та­те ве­ли­ких араб­ских за­во­е­ва­ний.

По­те­ряв эти зем­ли, рим­ские па­пы не те­ря­ли на­деж­ды на их воз­врат. Не­ко­то­рые па­пы (Гри­го­рий VII, Вик­тор ІІІ, Ур­бан II) бе­рут­ся за этот во­прос серь­ез­но, про­во­дя со­от­вет­ст­ву­ю­щие пе­ре­го­во­ры с ев­ро­пей­ски­ми ко­ро­ля­ми. Од­на­ко ис­тин­ный вдох­но­ви­тель крес­то­вых по­хо­дов был не из чис­ла рим­ских пап, а был про­с­тым ни­щим от­шель­ни­ком. Пред­став­ля­ем его имя ши­ро­кой пуб­ли­ке – Петр Амь­ен­ский из Пи­кар­дии по про­зви­щу «Петр Пу­с­тын­ник».

Со­вер­шив од­наж­ды па­лом­ни­чест­во в Свя­тую Зем­лю, Петр на­чи­на­ет рас­прост­ра­нять по го­ро­дом и се­лам Ев­ро­пы кле­ве­ту о «при­тес­не­ни­ях» со сто­ро­ны му­суль­ман хрис­ти­ан­ских об­щин Па­лес­ти­ны и при­зы­ва­ет на­род хрис­ти­ан­ский на­чать по­ход про­тив «не­вер­ных» (для хрис­ти­ан­ской сис­те­мы ми­ро­со­зер­ца­ния во­об­ще ха­рак­тер­но рас­смат­ри­вать пред­ста­ви­те­лей иной ре­ли­гии как языч­ни­ков или ере­ти­ков). Кста­ти, во вре­мя т.н. «по­хо­да бед­но­ты», Петр Амь­ен­ский по­ка­зал свою трус­ли­вую сущ­ность, бро­сив на про­из­вол судь­бы (боль­шинст­во кресть­ян бы­ло унич­то­же­но, а осталь­ные об­ра­ще­ны в рабст­во) кресть­ян­ские от­ря­ды и бе­жав в Кон­стан­ти­но­поль.

И во­об­ше, кле­ве­та об аг­рес­сив­ном от­но­ше­нии му­суль­ман к хрис­ти­а­нам и их свя­ты­ням слу­жи­ла оправ­да­ни­ем жес­то­кос­ти крес­то­нос­цев про­тив но­си­те­лей ис­ла­ма. От­сю­да – рас­ска­зы об осквер­не­нии свя­тынь, изо­бра­же­ние ис­ла­ма как дья­воль­ско­го и язы­чес­ко­го куль­та, ос­нов­ная чер­та ко­то­ро­го – идо­ло­пок­лонст­во. Не­ред­ко в ход пус­ка­лись и ви­зу­аль­ные средст­ва. Из­вест­но, что Кон­рад Мон­фер­рат­ский, сень­ор Ти­ра и один из вдох­но­ви­те­лей треть­е­го крес­то­во­го по­хо­да, за­ка­зал ху­дож­ни­кам боль­шое по­лот­но, на ко­то­ром был изо­бра­жен Иеру­са­лим и глав­ный храм го­ро­да – цер­ковь «Гро­ба Гос­под­ня». На этой ог­ром­ной кар­ти­не ху­дож­ник на­ри­со­вал му­суль­ман­ско­го всад­ни­ка, топ­чу­ще­го «гроб Иису­са». По сви­де­тельст­ву араб­ско­го ис­то­ри­ка Бе­го-ад­ди­на, Кон­рад Мон­фер­рат­ский вы­став­лял это по­лот­но на всех рын­ках и во всех мес­тах об­щест­вен­ных со­бра­ний. Хрис­ти­ан­ские свя­щен­ни­ки с кри­ка­ми «О го­ре!» пе­ре­но­си­ли кар­ти­ну с ме­с­та на мес­то, ло­мая ру­ки и взы­вая к со­брав­шей­ся пуб­ли­ке.

О дру­гом при­ме­ча­тель­ном эпи­зо­де рас­ска­зы­ва­ет араб­ский ис­то­рик Ибн-аль-Асир. Пос­ле взя­тия в 1187 г. му­суль­ма­на­ми Иеру­са­ли­ма в Ак­ре мож­но бы­ло час­то ви­деть тра­ур­ные про­цес­сии, в ко­то­рых участ­во­ва­ли хрис­ти­ан­ские мо­на­хи, свя­щен­ни­ки и франк­ские ры­ца­ри, все оде­тые в чер­ное. Они не­сли пе­ред со­бой боль­шую кар­ти­ну; на ней был изо­бра­жен Иисус Хрис­тос, ко­то­ро­го бил му­суль­ма­нин, так что по ли­цу Иису­са тек­ла кровь. Хрис­ти­а­не по­ка­зы­ва­ли эту кар­ти­ну воз­буж­ден­ной тол­пе и го­во­рил: «Вот Мес­сия, уби­тый Му­хам­ма­дом, про­ро­ком му­суль­ман».

Боль­шой ин­те­рес вы­зы­ва­ет во­прос о при­чи­нах воз­ник­но­ве­ния крес­то­вых по­хо­дов в стра­ны Вос­точ­но­го Сре­ди­зем­но­морья. Так, на­при­мер, ка­то­ли­чес­кие ис­то­ри­ки счи­та­ли их ре­зуль­та­том ре­ли­ги­оз­но­го эн­ту­зи­аз­ма, про­тес­тант­ские – пап­ско­го свое­ко­рыс­тия, про­све­ти­те­ли – без­уми­ем не­об­ра­зо­ван­ных лю­дей, эко­но­ми­с­ты – ре­зуль­та­том кри­зи­са фе­о­даль­но­го хо­зяйст­ва За­пад­ной Ев­ро­пы. Со­вре­мен­ные ис­то­ри­ки при­во­дят бо­лее точ­ные вер­сии ос­нов­ных при­чин воз­ник­но­ве­ния крес­то­вых по­хо­дов.

Круп­ные фе­о­да­лы – ко­ро­ли, гра­фы и гер­цо­ги стре­ми­лись пу­тем за­хва­тов бо­га­тых зе­мель рас­ши­рить свои вла­де­ния, уве­ли­чить до­хо­ды и уси­лить вли­я­ние в Ев­ро­пе. Кро­ме круп­ных и мел­ких фе­о­да­лов, в крес­то­вых по­хо­дах при­ня­ли учас­тие так­же и пред­ста­ви­те­ли ку­пе­чес­кой вер­хуш­ки мно­гих го­ро­дов. Осо­бен­но боль­шую роль сыг­ра­ли куп­цы италь­ян­ских го­ро­дов Ге­нуи и Ве­не­ции, стре­мив­ших­ся к за­хва­ту тер­ри­то­рий в Пе­ред­ней Азии, к лик­ви­да­ции тор­го­во­го со­пер­ни­чест­ва Ви­зан­тии и к укреп­ле­нию сво­ей ро­ли по­сред­ни­ков меж­ду Вос­то­ком и За­па­дом.

Но са­мую ак­тив­ную роль в крес­то­вых по­хо­дах иг­ра­ла рим­ско-ка­то­ли­чес­кая цер­ковь. Все де­ло в том, что ко вре­ме­ни пер­во­го крес­то­во­го по­хо­да за­пад­ная (Рим) и вос­точ­ная (Кон­стан­ти­но­поль) окон­ча­тель­но от­де­ли­лись друг от дру­га. С это­го мо­мен­та стрем­ле­ние за­пад­ной церк­ви под­чи­нить се­бе вос­точ­ную со­став­ля­ло один из глав­ных пунк­тов в ре­ак­ци­он­ной тео­кра­ти­чес­кой про­грам­ме пап­ст­ва, же­лав­ше­го по­ста­вить власть рим­ско­го па­пы вы­ше иной свет­ской и ду­хов­ной влас­ти. Удач­ны­ми по­хо­да­ми на Вос­ток ка­то­ли­чес­кая цер­ковь рас­счи­ты­ва­ла так­же уве­ли­чить ко­ли­чест­во епар­хий и по­вы­сить та­ким об­ра­зом свои до­хо­ды. Кро­ме то­го, ухо­див­шие в по­ход ли­ца за­час­тую жерт­во­ва­ли свои сбе­ре­же­ния церк­ви или от­да­ва­ли под ее по­кро­ви­тельст­во свое иму­щест­во. Бо­гат­ст­ва церк­ви в ре­зуль­та­те это­го не­пре­рыв­но рос­ли.

Ев­ро­пей­цы име­ли пре­уве­ли­чен­ные пред­став­ле­ние о лег­кос­ти за­во­е­ва­ния стран Вос­точ­но­го Сре­ди­зем­но­морья, раз­дроб­лен­ных на ряд фе­о­даль­ных вла­де­ний – сельд­жук­ские эми­ра­ты, враж­до­вав­шие друг с дру­гом. В Ев­ро­пе су­щест­во­ва­ло из­дав­но сло­жив­ше­е­ся убеж­де­ние от­но­си­тель­но «ска­зоч­ных» бо­гатств Вос­то­ка, сто­яв­ше­го по сво­ей ма­те­ри­аль­ной и ду­хов­ной куль­ту­ре в то вре­мя зна­чи­тель­но вы­ше За­па­да.

Мно­го­чис­лен­ные бо­го­моль­цы (па­лом­ни­ки), от­прав­ляв­ши­е­ся в Иеру­са­лим на по­кло­не­ние «Гро­бу Гос­под­ню», и куп­цы, тор­го­вав­шие со стра­на­ми Пе­ред­ней Азии, бы­вая в го­ро­дах Ви­зан­тии, Си­рии и Па­лес­ти­ны, не­из­мен­но удив­ля­лись кра­со­те и изя­щест­ву зда­ний и хра­мов, изоби­лию бо­га­тых ла­вок и рын­ков и все­воз­мож­ныъ не­ви­дан­ных на За­па­де то­ва­ров. Воз­вра­ща­ясь на ро­ди­ну, куп­цы и па­лом­ни­ки при­но­си­ли с со­бой вос­тор­жен­ные от­зы­вы о бо­гат­ст­вах Вос­то­ка. Так в стра­нах За­пад­ной Ев­ро­пы скла­ды­ва­лось мне­ние о за­мор­ских стра­нах, пол­ных изоби­лия, ко­то­рые не толь­ко вы­год­но, но и не труд­но за­во­е­вать.

Еще од­на важ­ная при­чи­на воз­ник­но­ве­ния и эс­ка­ла­ции крес­то­вых по­хо­дов – это стрем­ле­ние ев­ро­пей­ских ко­ро­лей и рим­ских пап из­ба­вить­ся от не­иму­щих ры­ца­рей-бун­та­рей. А все де­ло бы­ло в по­ряд­ке на­сле­до­ва­ния у сред­не­ве­ко­вых фе­о­да­лов. К XI ве­ку в фе­о­даль­ной сис­те­ме про­ис­хо­дят важ­ные из­ме­не­ния. Если ра­нее, пос­ле смер­ти фе­о­да­ла зем­ля де­ли­лась меж­ду его сы­новь­я­ми, то те­перь по­жиз­нен­ный бе­не­фи­ций пре­вра­ща­ет­ся на­следст­вен­ный фе­од по прин­ци­пу май­о­ра­та (пра­во стар­шинст­ва), т.е. всю зем­лю на­сле­до­вал толь­ко стар­ший сын. Осталь­ные де­ти фе­о­да­лов по­лу­ча­ли в на­следст­во толь­ко во­ин­ское сна­ря­же­ние и не­мно­го де­нег.

Глав­ной целью сис­те­мы май­о­ра­та бы­ло стрем­ле­ние предот­вра­тить раз­дроб­ле­ние фе­о­даль­ных зе­мель. В ито­ге этой на­следст­вен­ной по­ли­ти­ки в За­пад­ной Ев­ро­пе об­ра­зо­вал­ся мно­го­чис­лен­ный слой ры­ца­рей, не имев­ших зе­мель­ных на­де­лов и жаж­дав­ших за­хва­та и гра­бе­жа чу­жих тер­ри­то­рий. Эти ры­ца­ри не гну­ша­лись за­ни­мать­ся раз­бо­ем, гра­бя куп­цов, го­су­дар­ст­вен­ных чи­нов­ни­ков, бо­га­тых фе­о­да­лов и прос­то за­жи­точ­ных кресть­ян.

Ко­ро­ли и па­пы, что­бы обуз­дать бес­чинст­ва не­иму­щих ры­ца­рей бы­ли вы­нуж­де­ны вы­дви­нуть по­ли­ти­чес­кую про­грам­му, ра­ди до­сти­же­ния ко­то­рой мож­но бы­ло «спла­вить» на­до­ед­ли­вых и не­по­кор­ных ры­ца­рей как мож­но даль­ше. Па­лес­ти­на как объ­ект эк­пан­сии под­хо­ди­ла преж­де все­го. Хит­ры бы­ли ру­ко­во­ди­те­ли хрис­ти­ан­ско­го ми­ра: «За­во­ю­ют ры­ца­ри Па­лес­ти­ну – хо­ро­шо, не за­во­ю­ют и по­гиб­нут на Вос­то­ке – то­же не­пло­хо».

И вот па­па Ур­бан II под­дер­жи­ва­ет эту про­грам­му и на Клер­мон­ском со­бо­ре в 1095 го­ду обе­ща­ет участ­ни­кам по­хо­да про­тив му­суль­ман ан­ну­ли­ро­ва­ние дол­гов, за­бо­ту о семь­ях и про­ще­ние гре­хов.

Ло­зун­гом пер­вой ко­ло­ни­аль­ной экс­пан­сии ста­ло «Осво­бож­де­ние Гро­ба Гос­под­ня». Па­па про­воз­гла­сил, что нуж­но спа­сать из рук «не­вер­ных» Па­лес­ти­ну – Свя­тую Зем­лю. Все за­кри­ча­ли: «Так хо­чет Бог!» — и по­шли.

Пер­вый удар крес­то­нос­цев был та­кой, что они одо­ле­ли сельд­жук­скую кон­ни­цу. И так как му­суль­ма­не мень­ше все­го ожи­да­ли та­ко­го уда­ра, то крес­то­нос­но­му вой­ску уда­лось до­стиг­нуть Иеру­са­ли­ма и да­же взять его. Од­на­ко из 110 ты­сяч ев­ро­пей­цев, пе­ре­пра­вив­ших­ся че­рез Гел­лес­понт, до Иеру­са­ли­ма до­шло око­ло 20 ты­сяч. Та­ко­вы бы­ли по­те­ри. Пер­вый крес­то­вый по­ход удал­ся хрис­ти­а­нам толь­ко по­то­му, что для му­суль­ман, жив­ших в Па­лес­ти­не, он был не­ожи­дан­ным. Они не­до­уме­ва­ли: в чем они про­ви­ни­лись? Ведь они не ме­ша­ли хрис­ти­ан­ским па­лом­ни­ка­ми-пи­лиг­ри­мам по­се­щать хрис­ти­ан­ские свя­ты­ни на па­лес­тин­ской зем­ле и мо­лить­ся. На­обо­рот, они их охра­ня­ли, они их очень ува­жа­ли. В ис­ла­ме Иисус и Де­ва Ма­рия чре­зы­чай­но ува­жа­е­мые пра­вед­ни­ки, при­чем Иисус вхо­дит в пя­тер­ку ве­ли­чай­ших про­ро­ков Ал­ла­ха. Ни­ка­ко­го пре­сле­до­ва­ния за ве­ру и в по­ми­не не бы­ло…

Р.S. Эпо­ха сред­не­ве­ко­вых крес­то­вых по­хо­дов уже дав­но ста­ла до­сто­я­ни­ем ис­то­рии. Од­на­ко и спус­тя мно­жест­во сто­ле­тий, за­пад­ная ци­ви­ли­за­ция не пе­ре­ста­ет ор­га­ни­зо­вы­вать кроп­ро­лит­ные крес­то­вые по­хо­ды про­тив му­суль­ман­ских на­ро­дов Ближ­не­го Вос­то­ка. И мож­но толь­ко удив­лять­ся то­му, как схо­жи при­чи­ны про­шед­ших и ны­неш­них крес­то­вых по­хо­дов.



Оставить ответ