Средневековая христианская церковь в своей борьбе с исламом за сакральное пространство активно разрабатывало образ врага посредством возведения клеветы на ислам, пророка Мухаммада и мусульманскую общину. Антимусульманская средневековая христианская литература была идеологическим заказом католической церкви, которая видела в исламе главного конкурента в борьбе за человеческие души.
В своих сочинениях церковные писатели тщательно создавали миф об исламе как религии насилия. Они кодировали сознание своих читателей: «ислам – религия насилия».
Средневековые христианские литераторы, используя различные лингвистические средства, представляли средневековому читателю образ мусульман. Мусульман называют «враги Господа» («inimici Domini»), «спутниками дьявола» («satellites Diaboli»). Себя же они противопоставляют мусульманам как «народ Божий» («populus Dei»). Мир они видят в двухмерном измерении: силы Зла – мусульмане, силы Добра – христиане. Между тем, современные западные исследователи [Hill R., Munro D.C., Flori J.] доказывают, что именно невежество христиан породило искаженные представления об исламе.
Современный российский исследователь С.И. Лучицкая пишет: «Искажение образа ислама – монотеистической религии – проявляется в том, что мусульманам часто приписывается многобожие». Они старались внедрить в сознание христиан, что крестовый поход – борьба истинной веры против идолопоклонства. Лучицкая считает, что наличие изображений святых, статуй, скульптур в христианских храмах – могло стать предпосылкой именно такого восприятия ислама.
О том, что обилие статуй в христианских церквах граничило с идолопоклонством, отдавали себе отчет даже отцы Церкви. Бернар Анжерский, автор "Книги чудес Фиды Конкской", путешествуя в 1020 г. по Оверни, повсюду замечал украшенные драгоценностями золотые статуи и сравнивал их с языческими идолами». Английский исследователь М. Камилл (Camille M.) в своей книге «Готический идол» («The Gotic Idol») доказывает, что христиане, опасаясь обвинений в идолопоклонстве, проецировали эти присущие язычеству черты культа на мусульман, что подтверждается исследованиями С.И. Лучицкой, в которых она убедительно доказывает, что в исламе не было идолопоклонства. Говоря простым языком, попытки приписать исламу поклонение идолам – не что иное, как зеркальное отражение христианского культа.
Справедливости ради, нужно отметить, что иногда у средневековых христианских писателей встречаются строки (правда немногочисленные) с позитивной оценкой мусульман. Например, хронист Альберт Аахенский (Alberti Aquensis) рассказывает, что во время осады Иерусалима крестоносцы захватили в плен мусульманина – «умного, знатного и смелого» («prudens, nobilis et strennuus»). Он произвел на христиан большое впечатление, они расспрашивали его о жизни и предлагали обратиться в христианство. Но он решительно отказался перейти в другую веру, и ему отрубили голову перед башней Давида, чтобы посеять страх среди осажденных.
По материалам: Лучицкая С.Л. Образ Другого: мусульмане в хрониках крестовых походов: — СПб.: Алетейя, 2001.