«О те, которые живут за морем в спокойствии
и у кого на их родине величие и власть!
Имеете ли вы вести от жителей Андалусии…
Вчера они были царями в своих дворцах,
а сегодня они рабы в странах неверия»
поэт Салих ар-Ронди (ум. 1285 г.)
Как нам известно из истории, в 1492 году испанцы отвоевали Гранаду – последний эмират некогда величественной Андалусии. Реконкиста победила. В целях же ускорения своего торжества, испанские правители Фердинанд и Изабелла обещали мусульманам, что они будут уравнены с испанцами в правах и смогут свободно исповедовать ислам. Естественно, испанская корона не собиралась держать свое слово. Именно имея ввиду подобные случаи, министр иностранных дел наполеоновской Франции Талейран любил повторять: «Слова нам служат для того, чтобы скрывать наши мысли». Интересный факт: королева Изабелла как-то поклялась, что не будет мыться и менять своего платья пока не будет взята Гранада. По этому поводу недоброжелатели испанской короны ехидно подшучивали о том, как это бедный Фердинанд выносит «ароматы» тела своей супруги. Однако решимость испанской королевы выше всяких похвал. Но ближе к теме…
После окончания Реконкисты на мусульман обрушиваются страшные гонения. Особый акцент испанцы делали на вопрос их перехода из ислама в католическую веру. Известно, что первый гранадский архиепископ Эрнандо де Талавера, не проявлявший особого рвения в обращении мусульман в католичество, был арестован инквизицией и обвинен в ереси. Год спустя после смерти великого инквизитора всей Испании Томаса Торквемады, в 1499 году, кардинал Сиснерос, исполнявший обязанности генерального инквизитора, начал кампанию за принудительное обращение мавров-мусульман в католичество. В Гранаде у них отобрали главную мечеть и превратили ее в католический храм. Ищейки Сиснероса отбирали у жителей Гранады книги на арабском языке и сжигали их на торжественных аутодафе.
Естественно, что подобного рода насилия вызвали возмущение среди мусульманского населения. В Гранаде вспыхнуло восстание. Этого только и ждали испанцы. Подавив сопротивление, Сиснерос от имени короны поставил мусульманам ультиматум: перейти в католичество или покинуть Испанию, оставив на месте все свое имущество и уплатив еще выкуп. К сожалению, часть гранадских мусульман приняла христианство. Но значительная часть мавров-мусульман все же покинула Испанию или же влилась в партизанские отряды для продолжения вооруженного сопротивления, которое было окончательно подавлено в 1501 году.
Конечно, спустя свыше пяти веков после окончания Реконкисты, нам легко осуждать переход гранадских мусульман в католичество. Не испытав того, что испытали они и не зная всех нюансов этого вопроса. Однако дальнейшие события покажут, что так поступать было нельзя.
Вероятнее всего, та часть мусульман Андалусии, которая решила остаться на обжитых местах, опасалась за свое будущее и будущее своих детей, но ведь обещано Аллахом в Коране: «Кто совершает переселение на пути Аллаха, тот найдет на земле много пристанищ и изобилие. Если же кто-либо покидает свой дом, переселяясь к Аллаху и Его Посланнику, после чего его настигает смерть, то его награда ложится на Аллаха. Аллах – Прощающий, Милосердный» [4:100]. А спасение своей религии посредством переселения – обязанность каждого мусульмане в подобной ситуации, тем более испанская инквизиция давала право выбора гранадским мусульманам. Да и конец таких людей весьма незавиден, как это следует из коранического аята: «Воистину, ангелы, когда упокоят тех, кто был несправедлив к самому себе, скажут им: «Как это вы жили [в унижении у неверных]?» Они ответят: «Мы были слабы и притеснены на этой земле». Ангелы спросят: «Разве не обширна земля Аллаха? Ведь вы могли переселиться [в другое место]». Их обителью станет Геенна. Как же скверно это место прибытия!»[4:97]. И тогда и теперь совершенно ясно, что испанские мусульмане потеряли Андалусию во многом из-за упадка религиозной морали в этой жемчужине исламского мира.
Приведем рассказы ученых тех времен. Однажды христианские правители Испании начали задумываться о причинах своих постоянных поражений в войнах с мусульманами. Однако однозначного ответа на этот вопрос они получить не смогли. И тогда они отрядили отряд шпионов, который был должен изучить ситуацию на месте. Вражеские лазутчики успешно выполнили свое задание. Они были поражены чистотой нравов и глубокой религиозностью жителей Андалусии. На обратном пути они повстречали плачущего маленького мальчика. Главный шпион спросил ребенка о причине его слез, на что он ответил: «Я плачу потому, что одним камнем мне получается сбить всего одну птицу, а не две». Тогда главный шпион воскликнул: «Нам никогда не победить этот народ!»
Вернувшись в свои земли, лазутчики рассказали обо всем увиденном и услышанном христианским правителям. Все их слова были подвергнуты тщательному анализу для выискивания возможных слабых мест в общественно-политической жизни мусульман. Под конец совещания было принято стратегическое решение о моральном разложении жителей Андалусии. Были отобраны самые красивые испанки, которым объяснили суть их деструктивного задания. И вот, строго следуя своему плану, испанцы в одном из сражений с мусульманами, убегают с поля боя, оставив для своих противников в качестве военных трофеев множество красивых девушек. Эта тактика была применена испанцами несколько раз подряд. И вот спустя несколько лет, испанцы вновь снаряжают шпионов в Андалусию. К величайшей радости испанских разведчиков, они видят, что их стратегия оказалась единственно верной, ибо любовь к развлечениям стала общественной нормой для некогда мужественных и богобоязненных жителей Андалусии. Как и в прошлый раз, под конец операции, они вновь встречают того самого плачущего мальчика. Они снова спросили его о причине его слез, на что мальчик ответил: «У меня было две красивых испанских пленниц, а мой старший брат отобрал одну из них». Тогда старший разведчик воскликнул: «Теперь мы точно поработим этот народ!». Конец этой истории печален: мусульмане теряют сначала Валенсию, потом Сарагосу, Балеарские острова, Кордову, Севилью и прочие мусульманские эмираты Андалусии. А под конец была взята и Гранада, завершив тем самым 800-летнюю историю мусульманской Андалусии (см. статью «Гранада – последний эмират Андалусии» на этом же сайте). Худшие опасения мусульман после падения Гранады подтвердились: военная экспансия начала трансформироваться в религиозную.
Теперь мусульмане бывшего Гранадского эмирата были полностью обращены в христианство. Испанцы презрительно именовали их морисками. Год спустя корона в ультимативной форме обязала и остальных мудехаров (мавров-мусульман), проживавших в других областях Испании, перейти в католичество или покинуть Испанию. Но на этот раз практически власти препятствовали мудехарам уехать из страны. Большинство из них были ремесленники и крестьяне, испанские власти были не прочь их обобрать, лишить прав, превратить в послушную челядь. Это было подкреплено в 1525 году указом Карла V, согласно которому в Испании ислам могли исповедовать только рабы.
Насильственное окатоличивание мудехаров, не говоривших в своем большинстве по-испански, священниками, не владевшими арабским, носило чисто формальный характер и давало инквизиции тысячу поводов обвинить любого из новообращенных в тайной приверженности к исламу (по их понятиям, к ереси). Морискам запрещалось говорить по-арабски, носить арабскую одежду, именоваться арабскими именами.
Справедливости ради надо отметить, что положение морисков в Испании было на порядок легче, чем положение марранов (иудеев, обращенных насильственно в христианство). Хотя арабы, как и иудеи, были семитами, католическая церковь не приписывала им ни ответственности за распятие Христа, ни других подобных преступлений, за исключением того, что они были иноверцами. Их нельзя было обвинить и в том, что в их руках скоплялись сокровища. Ведь мавританское население Испании в основном состояло из ремесленников и крестьян. И, тем не менее, они тоже были осуждены на преследования.
Официально мориски, как и марраны, обвинялись в том, что являются «неискренними» христианами и тайно исповедуют свою старую веру (ислам), иначе говоря, они обвинялись в ереси, что угрожало им повальным истреблением. Жестокая гримаса судьбы! Ведь мориски появились на свет вследствие жесточайших преследований мусульманского населения. Их заставили террором отказаться от своей веры и перейти в другую веру, теперь же с ними расправлялись якобы за то, что они это сделали неискренне. Преследование властей и жестокости инквизиции вызвали в 1568 году новое восстание мавров в Гранаде, которое было подавлено только два года спустя.
В Арагоне мориски обрабатывали землю грандов и находились от них в зависимости. Естественно, что гранды без особого восторга воспринимали преследование своих крепостных инквизицией. Им удалось заключить с нею в 1571 году соглашение (конкордат). согласно которому мориски обязались ежегодно выплачивать «священному» трибуналу (Супрема) 2500 дукатов, а последний обещал при привлечении их к суду не конфисковывать их собственности и в качестве максимального наказания налагать на виновного штраф в 10 дукатов.
Однако инквизиция не соблюдала условий соглашения. И после него мы встречаем обвиненных в отступничестве морисков почти во всех аутодафе, имевших место в Испании.
В конце концов, опасаясь, как бы мориски не перешли на сторону турецких или марокканских султанов или других противников Испании, испанская корона решила в начале XVII века изгнать всех морисков из Испании, предварительно обобрав их до нитки. В 1609-1614 гг. 275 тыс. из 300 тыс. испанских морисков покинули страну. Их изгнание нанесло непоправимый ущерб испанской экономике. В Валенсии, где четверть населения составляли мориски, после их изгнания пришли в упадок зерновые культуры, культуры сахарного тростника, ремесла. «Кто же теперь будет шить нам башмаки?» — с недоумением спрашивал архиепископ Ривера после изгнания морисков. Значительно упали даже доходы самой инквизиции, и теперь, чтобы поправить свои дела, ей приходилось выискивать новые, хотя и не столь «жирные» жертвы.
Р.S. Как мы видим из истории о судьбе мусульман Андалусии, любовь к мирской жизни и забывание заповедей ислама приводят к величайшим унижениям со стороны врагов религии Аллаха. В этой связи хочется привести следующий хадис: «Если вы станете продавать товар в кредит и выкупать его обратно за меньшую плату, держаться за коровьи хвосты, довольствоваться земледелием и перестанете сражаться на пути Аллаха, то Аллах обречет вас на унижения до тех пор, пока вы не вернетесь к своей религии» [Абу Дауд].