В период широкого распространения социализма и присутствия Советского Союза в мусульманских странах ислам не был фактором советской дипломатии, оказывающим непосредственное влияние на двусторонние отношения, которые наша страна строила с Египтом, Алжиром, Сирией, Ливией, Ираком, Индонезией и другими странами "социалистической ориентации".
Всё же арабские союзники на высоком государственном уровне настойчиво высказывали пожелания установить духовные контакты с советскими мусульманами. Внешнее давление и лишь прагматические соображения пододвинули СССР к выдвижению со второй половины 1950-х годов официального мусульманского духовенства на внешнеполитическую арену. Духовенство решили превратить в инструмент дипломатической деятельности. Предполагалось, что оно будет распространять советские идеи, в первую очередь для того, чтобы объяснить, почему мусульманам всего мира нужно сотрудничать с СССР. Разрабатывали эту политику далёкие от религии ведомства – ЦК КПСС, МИД, КГБ.
С 1955 года Среднюю Азию стали посещать зарубежные делегации, в чём, как сказано, было и желание зарубежного исламского мира. Делегациям предлагалось осмотреть современные заводы, государственные фермы, учебные заведения. В ходе таких поездок советские власти устраивали обыкновенное посещение мусульманских учреждений для того, чтобы продемонстрировать гостям, что в СССР нет притеснения ислама.
Председатель САДУМ (Духовное Управление Средней Азии и Казахстана) З. Бабаханов в таких случаях подтверждал, что "прошлое", т.е. ислам, и "будущее" – коммунизм могут сосуществовать. Он обычно дарил Коран, отпечатанный в СССР, фотоснимки, мусульманские календари. Верующим же в собственной стране Коран и другая религиозная литература была недоступна. Целью таких приглашений была демонстрация свободного вероисповедания, которым "пользовались" в СССР мусульмане, показ благ, которые давал социализм им, для завоевания приверженцев в мусульманском мире.
Однако парадные показы не всегда приносили политические дивиденды. Так, группа пакистанских улемов, посетив в 1958 году Москву по приглашению советского правительства, предоставило такой отчет: «Так называемые Духовные Управления не имеют никакой связи с пропагандой ислама и распространением мусульманской культуры, более того, они находятся под абсолютным контролем центрального правительства и навязывают народу религию, созданную ими самими. "Красные муфтии" диктуют верующим указы коммунистического правительства». Мнение пакистанских богословов в мусульманском мире было высоко.
В СССР очень плохо обстояло дело с хаджем, который был разрешен с 1944 года. Строго установленная квота на 20 человек, соблюдаемая властями до конца 1980-х, вызывала раздражение. Паломники тайно провозили письма из Союза зарубежным родственникам, ведь официально переписка была запрещена.
Одна из первых специализированных туристических групп в составе 7 мусульман и 1 представителя "Интуриста" посетила в 1958 году Сирию, Египет. Каждый турист получил инструкцию о том, как рекламировать положение мусульман в СССР, в результате чего они в разговорах с единоверцами вели себя весьма настороженно и боязливо.
Пребывание группы находилось в центре внимания сирийской и египетской печати. Составлявший отчёт после поездки А. Шафин (преподаватель Казанского университета) заметил, что состав группы был неграмотным, паломники не знали канонов ислама, не были одеты подобающим образом, а их шляпы вызывали раздражение у мусульман.
Но выдвижение мусульманского духовенства на международную арену её всевозможное служение властям не означали повышения статуса ислама в Союзе. Во всяком случае, во внутренней политике по отношению к исламу не было никаких уступок. В русле общей антирелигиозной пропаганды, в прямом противоречии с либеральными шагами Н. Хрущева в других областях, началось новое наступление на ислам, в результате чего из 3000 зарегистрированных в Средней Азии мечетей после войны осталось 400 в 1966 году.
В СССР на законном основании действовали 374 мусульманских религиозных объединений и около 1 тысячи имамов. В тоже время по признанию работников ЦК КПСС по стране действовали 539 незарегистрированных мусульманских объединений и свыше 10 тысяч имамов. Данные свидетельствуют о внутреннем сопротивлении атеистическим кампаниям.
Таким образом, советская внешняя политика в 1960 – середине 1980 гг. в отношении мусульманского мира характеризуется узко понятым прагматизмом. Она не согласовалась с отношением к внутреннему исламу, что привело страну к политическому кризису во внешней (вторжение в Афганистан) и внутренней жизни. Тема Афганистана, в котором по прихоти Л. Брежнева и его окружения погибли тысячи мусульман — афганских и советских, до сих пор отзывается болью в душах мусульман всего мира. Коммунистическая теория и практика не постигла того, что ислам явление не только долговременного и масштабного значения, но феномен имманентного и стратегического значения.
По материалам архивных разработок казахстанских историков