Антология мудрых мыслей № 2

Лю­ди го­во­рят три ве­щи и про­ти­во­ре­чат им сво­и­ми де­ла­ми. Они го­во­рят: «Мы ра­бы Ал­ла­ха», а со­вер­ша­ют по­ступ­ки сво­бод­ных, хо­тя это про­ти­во­ре­чие их сло­вам. Го­во­рят: «Ал­лах от­вет­ст­ве­нен за на­ше про­пи­та­ние», но их серд­ца при­вя­за­ны толь­ко к мир­ской жиз­ни и на­коп­ле­нию ее пре­хо­дя­щих благ, а это то­же про­ти­во­ре­чит их сло­вам. И го­во­рят: «Мы не­пре­мен­но умрем», а са­ми ве­дут се­бя так, как буд­то ни­ког­да не умрут, — это то­же про­ти­во­ре­чит их сло­вам.

Ша­кик аль-Бал­хи

Во­семь дей­ст­вий при­во­дят к уни­же­нию че­ло­ве­ка: при­сут­ст­вие его за сто­лом, к ко­то­ро­му его не при­гла­ша­ли, по­ве­де­ние то­го, кто об­ра­ща­ет­ся как по­ве­ли­тель с хо­зя­и­ном до­ма; ожи­да­ние ми­лос­ти от сво­их вра­гов; вни­ма­ние к раз­го­во­ру дво­их, ко­то­рые не при­гла­ша­ли его к бе­се­де; ума­ле­ние пра­ви­те­ля и тех, кто на­хо­дит­ся вы­ше его по сту­пе­ни; по­пыт­ка за­го­во­рить с тем, кто его не слу­ша­ет; и друж­ба с тем, кто это­го не за­слу­жи­ва­ет. 

Абу Ха­мид аль-Га­за­ли

Доброе сло­во смяг­ча­ет серд­ца, ко­то­рые твер­же ска­лы, а гру­бое сло­во ожес­то­ча­ет серд­ца, ко­то­рые неж­нее шел­ка.

Амр ибн Ма­ди Кирб

Три ве­щи сни­ма­ют пе­чаль с серд­ца: об­ще­ние с али­ма­ми, вы­пол­не­ние дол­га и ли­це­зре­ние лю­би­мо­го че­ло­ве­ка.

Аль-Ха­ким

Я не ви­дел оде­я­ния знат­нее для че­ло­ве­ка, чем ра­зум. Если че­ло­век сло­ма­ет­ся, то ра­зум его по­пра­вит; если он упа­дет, то ра­зум его под­ни­мет; если че­ло­век бу­дет уни­жен, то он воз­вы­сит его; если он обед­не­ет, то он сде­ла­ет его бо­га­тым.

Са­ид ибн Джа­бир

Каж­дый убий­ца сам бу­дет убит, пусть и спус­тя не­ко­то­рое вре­мя.

Араб­ская по­сло­ви­ца

Умен не тот, кто, по­пав в си­ту­а­цию, ищет наи­луч­ший вы­ход из нее, а тот, кто ста­ра­ет­ся не по­па­дать в си­ту­а­цию, ко­то­рая тре­бу­ет вы­хо­да из нее.

Муд­рость Вос­то­ка

Как от мерт­ве­ца ис­хо­дит зло­вон­ный за­пах, так от не­веж­ды ис­хо­дит зло­во­ние глу­пос­ти, ко­то­рое вре­дит ему, его окру­жа­ю­щим и близ­ким.

Аль-Ха­ким

По­ис­ти­не, об­ле­че­ние властью — это дар, и то­му, кто пра­виль­но и в пол­ной ме­ре его ис­поль­зу­ет, бу­дет да­ро­ва­но счастье, ко­то­ро­му нет пре­де­ла и пос­ле ко­то­ро­го уже нет дру­го­го счастья; а кто не смог это­го сде­лать, тот по­па­дет в бе­ду, пос­ле ко­то­рой нет бе­ды бо­лее страш­ной, чем без­бо­жие.

Абу Ха­мид аль-Га­за­ли

Нет у Ал­ла­ха бла­га для то­го, ко­му в те­че­ние со­ро­ка но­чей не вы­па­да­ет ис­пы­та­ние бе­дой, не­счасть­ем или за­труд­не­ни­ем.

Ад-Дах­хак

Ис­кре­нен раб или лжет, вид­но в дни бед и бла­го­по­лу­чия: тот, кто бла­го­да­рит в дни бла­го­по­лу­чия и тре­во­жит­ся в дни бе­ды, — лжец. И да­же если раб ста­нет об­ла­дать все­ми зна­ни­я­ми, но как толь­ко по­ве­ют в его сто­ро­ну вет­ры ис­пы­та­ний, про­явит не­до­воль­ст­во этим и по­жа­лу­ет­ся на слу­чив­ше­е­ся с ним, тог­да не по­мо­гут ему ни его зна­ние, ни его бла­гие де­ла.

Ибн ‘Ата

Я со сво­им наф­сом – как пас­тух со сво­им ста­дом: если он со­би­ра­ет его с од­ной сто­ро­ны, то оно раз­бре­да­ет­ся с дру­гой. То­го, кто умерт­вил свой нафс, за­вер­нут в са­ван ми­лос­ти, по­гре­бут на зем­ле до­сто­ин­ст­ва, а то­го, кто убьет свое серд­це, за­вер­нут в са­ван про­кля­тия и по­гре­бут на зем­ле на­ка­за­ния.

‘Али ибн Абу Та­либ

Бо­рись со сво­им наф­сом при по­мо­щи по­кло­не­ния и са­мо­вос­пи­та­ния. Са­мо­вос­пи­та­ние и уп­раж­не­ние ду­ха со­сто­ит в от­ка­зе от сна, не­мно­го­с­лов­нос­ти, тер­пе­нии по от­но­ше­нии к лю­дям, да­же ког­да они на­но­сят те­бе вред, и в уме­рен­нос­ти в еде. От ма­ло­го ко­ли­чест­ва сна очи­ща­ют­ся мыс­ли, не­мно­го­с­лов­ность спа­са­ет от бед, тер­пе­ли­вое от­но­ше­ние к лю­дям по­мо­га­ет до­стичь выс­ше­го по­ло­же­ния, уме­рен­ность в еде уби­ва­ет же­ла­ния, по­то­му что боль­шое ко­ли­чест­во еды ожес­то­ча­ет серд­це и ли­ша­ет его све­та. Свет муд­рос­ти – го­лод, а сы­тость от­да­ля­ет от Ал­ла­ха.

Яхья ибн Му’аз ар-Ра­зи

Я не на­едал­ся с тех пор, как стал му­суль­ма­ни­ном, что­бы вку­сить сла­до­сть по­кло­не­ния к мо­е­му Гос­по­ду, и не уто­лял жаж­ду с тех пор, как стал му­суль­ма­ни­ном, стре­мясь встре­тить­ся с мо­им Гос­по­дом. По­то­му что чем боль­ше еды, тем мень­ше по­кло­не­ния, так как если че­ло­век мно­го ест, то его те­ло тя­же­ле­ет, его гла­за бе­рут над ним верх, час­ти те­ла ос­ла­бе­ва­ют. А если он бу­дет вес­ти джи­хад со всем, кро­ме сна, то он бу­дет как труп.

Абу Бакр ас-Сыд­дик

Если ты бу­дешь со­блю­дать че­ты­ре пра­ви­ла со­блю­дать че­ты­ре пра­ви­ла, то бу­дешь из чис­ла на­сто­я­щих лю­дей: пер­вое из них – что­бы твое тай­ное бы­ло та­ким, что если лю­ди узна­ют о нем, то ты бу­дешь до­во­лен. Вто­рое: твое яв­ное долж­но быть та­ко­во, что если лю­ди по­сле­ду­ют тво­е­му при­ме­ру, то это при­не­сет те­бе успех. Третье: ты дол­жен об­ра­щать­ся с людь­ми так, как ты же­ла­ешь, что­бы лю­ди об­ра­ща­лись с то­бой. И чет­вер­тое: ты дол­жен от­но­сить­ся к лю­дям так, как ты бы хо­тел, что­бы они от­но­си­лись к те­бе. 

Аль-Ха­ким



Оставить ответ