Люди говорят три вещи и противоречат им своими делами. Они говорят: «Мы рабы Аллаха», а совершают поступки свободных, хотя это противоречие их словам. Говорят: «Аллах ответственен за наше пропитание», но их сердца привязаны только к мирской жизни и накоплению ее преходящих благ, а это тоже противоречит их словам. И говорят: «Мы непременно умрем», а сами ведут себя так, как будто никогда не умрут, — это тоже противоречит их словам.
Шакик аль-Балхи
Восемь действий приводят к унижению человека: присутствие его за столом, к которому его не приглашали, поведение того, кто обращается как повелитель с хозяином дома; ожидание милости от своих врагов; внимание к разговору двоих, которые не приглашали его к беседе; умаление правителя и тех, кто находится выше его по ступени; попытка заговорить с тем, кто его не слушает; и дружба с тем, кто этого не заслуживает.
Абу Хамид аль-Газали
Доброе слово смягчает сердца, которые тверже скалы, а грубое слово ожесточает сердца, которые нежнее шелка.
Амр ибн Мади Кирб
Три вещи снимают печаль с сердца: общение с алимами, выполнение долга и лицезрение любимого человека.
Аль-Хаким
Я не видел одеяния знатнее для человека, чем разум. Если человек сломается, то разум его поправит; если он упадет, то разум его поднимет; если человек будет унижен, то он возвысит его; если он обеднеет, то он сделает его богатым.
Саид ибн Джабир
Каждый убийца сам будет убит, пусть и спустя некоторое время.
Арабская пословица
Умен не тот, кто, попав в ситуацию, ищет наилучший выход из нее, а тот, кто старается не попадать в ситуацию, которая требует выхода из нее.
Мудрость Востока
Как от мертвеца исходит зловонный запах, так от невежды исходит зловоние глупости, которое вредит ему, его окружающим и близким.
Аль-Хаким
Поистине, облечение властью — это дар, и тому, кто правильно и в полной мере его использует, будет даровано счастье, которому нет предела и после которого уже нет другого счастья; а кто не смог этого сделать, тот попадет в беду, после которой нет беды более страшной, чем безбожие.
Абу Хамид аль-Газали
Нет у Аллаха блага для того, кому в течение сорока ночей не выпадает испытание бедой, несчастьем или затруднением.
Ад-Даххак
Искренен раб или лжет, видно в дни бед и благополучия: тот, кто благодарит в дни благополучия и тревожится в дни беды, — лжец. И даже если раб станет обладать всеми знаниями, но как только повеют в его сторону ветры испытаний, проявит недовольство этим и пожалуется на случившееся с ним, тогда не помогут ему ни его знание, ни его благие дела.
Ибн ‘Ата
Я со своим нафсом – как пастух со своим стадом: если он собирает его с одной стороны, то оно разбредается с другой. Того, кто умертвил свой нафс, завернут в саван милости, погребут на земле достоинства, а того, кто убьет свое сердце, завернут в саван проклятия и погребут на земле наказания.
‘Али ибн Абу Талиб
Борись со своим нафсом при помощи поклонения и самовоспитания. Самовоспитание и упражнение духа состоит в отказе от сна, немногословности, терпении по отношении к людям, даже когда они наносят тебе вред, и в умеренности в еде. От малого количества сна очищаются мысли, немногословность спасает от бед, терпеливое отношение к людям помогает достичь высшего положения, умеренность в еде убивает желания, потому что большое количество еды ожесточает сердце и лишает его света. Свет мудрости – голод, а сытость отдаляет от Аллаха.
Яхья ибн Му’аз ар-Рази
Я не наедался с тех пор, как стал мусульманином, чтобы вкусить сладость поклонения к моему Господу, и не утолял жажду с тех пор, как стал мусульманином, стремясь встретиться с моим Господом. Потому что чем больше еды, тем меньше поклонения, так как если человек много ест, то его тело тяжелеет, его глаза берут над ним верх, части тела ослабевают. А если он будет вести джихад со всем, кроме сна, то он будет как труп.
Абу Бакр ас-Сыддик
Если ты будешь соблюдать четыре правила соблюдать четыре правила, то будешь из числа настоящих людей: первое из них – чтобы твое тайное было таким, что если люди узнают о нем, то ты будешь доволен. Второе: твое явное должно быть таково, что если люди последуют твоему примеру, то это принесет тебе успех. Третье: ты должен обращаться с людьми так, как ты желаешь, чтобы люди обращались с тобой. И четвертое: ты должен относиться к людям так, как ты бы хотел, чтобы они относились к тебе.
Аль-Хаким