Антология мудрых мыслей № 1

Го­ре  зем­но­му судье, ког­да он встре­тит Не­бес­но­го Су­дью, кро­ме то­го, ко­то­рый был спра­вед­лив, вы­но­сил ре­ше­ния по прав­де, а не по сво­е­му усмот­ре­нию, не пи­тал склон­нос­ти к сво­им близ­ким и не от­ме­нял ре­ше­ния из стра­ха или жад­нос­ти, но де­лал Кни­гу Ал­ла­ха сво­им зер­ка­лом, ру­ко­вод­ст­во­вал­ся им и вы­но­сил ре­ше­ния со­от­вет­ст­вен­но то­му, что в нем.

                                                                                                Али ибн Абу Та­либ

Будь каж­до­му му­суль­ма­ни­ну, ко­то­рый стар­ше те­бя, сы­ном, сво­е­му ро­вес­ни­ку – бра­том, а то­му, кто млад­ше те­бя, — от­цом. И на­ка­зы­вай каж­до­го пре­ступ­ни­ка по ме­ре его пре­ступ­ле­ния. И смот­ри, ос­те­ре­гай­ся уда­рить му­суль­ма­ни­на из-за тво­ей зло­бы на не­го, ибо это при­ве­дет те­бя в Ад.

                                   Му­хам­мад ибн Ка­аб аль-Кур­зи

Ког­да ты за­сы­па­ешь, по­ло­жи смерть се­бе под го­ло­ву. И чем боль­ше ты хо­чешь, что­бы она при­шла за то­бой, и на­ста­ива­ешь на этом – тем бли­же будь к ней, и чем боль­ше ты хо­чешь, что­бы при­шла к те­бе смерть, тем боль­ше сто­ро­нись ее, ког­да ты со­всем близ­ко к ней, так как впол­не мо­жет быть, что смерть близ­ко от те­бя.

                                                                                                          Абу Ха­зим

По­ис­ти­не, са­мый счаст­ли­вый пра­ви­тель – тот, под­дан­ные ко­то­ро­го счаст­ли­вы. И са­мый не­счаст­ный пра­ви­тель – тот, под­дан­ные ко­то­ро­го не­счаст­ны. Бе­ре­гись гне­та, ибо твои слу­жа­щие под­ра­жа­ют те­бе. И ты – как жи­вот­ное, уви­дев­шее паст­би­ще, где бы­ло им по­еде­но так мно­го, что на­бра­ло оно в ве­се, и его вес был при­чи­ной его смер­ти, по­то­му что имен­но из-за его туч­нос­ти его ре­жут и съеда­ют.

                                                                                       Умар ибн аль-Хат­таб

Са­мые не­ве­жест­вен­ные из лю­дей – те, кто ос­та­вил До­воль­ст­во Ал­ла­ха ра­ди до­воль­ст­ва лю­дей.

                                                                                        Умар ибн аль-Хат­таб

Я не знал, что со­сто­я­ние под­дан­ных скла­ды­ва­ет­ся в за­ви­си­мос­ти от обык­но­ве­ния их пра­ви­те­лей, по­ка не уви­дел, что лю­ди во вре­мя Ва­ли­да ибн Аб­дель-Ма­ли­ка за­ни­ма­лись воз­ве­де­ни­ем ви­но­град­ни­ков и са­дов, уде­ля­ли вни­ма­ние стро­и­тель­ст­ву до­мов и зам­ков. И я не ви­дел, что во вре­мя прав­ле­ния его бра­та Су­лей­ма­на они ин­те­ре­со­ва­лись лишь оби­ли­ем еды и ее при­ят­ностью, при­чем на­столь­ко, что да­же спра­ши­ва­ли один дру­го­го: «Что се­год­ня при­го­то­вил?» И я не ви­дел, что они в дни Ума­ра ибн Аб­дель-Ази­за бы­ли за­ня­ты по­кло­не­ни­ем [Бо­гу], по­свя­ща­ли се­бя чте­нию Ко­ра­на, со­вер­ше­нию добрых дел и по­мо­щи бед­ным.

                                                                               Му­хам­мад ибн Али ибн Фадл

Я дол­жен объ­ез­дить зем­ли на­шей стра­ны для ре­ше­ния нужд му­суль­ман, по­то­му что там есть сла­бые, ко­то­рые не мо­гут дой­ти до ме­ня со сво­и­ми нуж­да­ми из-за боль­шо­го рас­сто­я­ния. И мне нуж­но объ­ехать все зем­ли еще и для то­го, что­бы по­смот­реть на де­ла мо­их на­мест­ни­ков и про­кон­тро­ли­ро­вать их.

                                                                                        Умар ибн аль-Хат­таб

Каж­дый пра­ви­тель, ко­то­рый при­дал ве­ли­чие де­лу ре­ли­гии, вы­зы­вал у сво­их под­дан­ных чув­ст­во бла­го­го­ве­ния и счи­тал­ся вер­ши­те­лем ве­ли­ких дел

                                                                                        Аль-Ха­сан аль-Бас­ри

Если мир про­цве­та­ет от спра­вед­ли­вос­ти, то раз­ру­ша­ет­ся из-за жес­то­кос­ти, по­то­му что свет спра­вед­ли­вос­ти ясен и ее пло­ды вид­ны за ты­ся­чу миль

Ах­наф ибн Кайс

Если бы я был уве­рен, что по­лу­чу от­вет на свои мо­лит­вы, я бы не мо­лил­ся ни за ко­го, кро­ме спра­вед­ли­во­го сул­та­на. По­то­му что сул­тан – бла­го ра­бов и укра­ше­ние стран

Фу­дайл ибн Ий­яд

Са­мый луч­ший пра­ви­тель – это тот, кто об­щал­ся с уче­ны­ми. И го­во­рят, что все ве­щи укра­ша­ют­ся людь­ми, а лю­ди укра­ша­ют­ся зна­ни­я­ми, и воз­вы­ша­ет­ся их до­сто­ин­ст­во умом

Суфь­ян ас-Са­у­ри

Зем­ная жизнь не бу­дет чис­той для ал­ка­ю­ще­го ее и не ос­та­ет­ся ра­ди сво­е­го хо­зя­и­на, за­па­сай­ся же из ны­неш­не­го дня для зав­траш­не­го и не остав­ляй не­за­вер­шен­ное де­ло как бре­мя для се­бя ни се­год­ня, ни зав­тра

Абу аль-Ха­сан аль-Ах­ва­зи

При­ла­гай все уси­лия для то­го, что­бы не быть без­де­я­тель­ным, ибо я не ви­дел ни­че­го бо­лее уни­жа­ю­ще­го до­сто­ин­ст­во че­ло­ве­ка, чем ослаб­ле­ние его де­я­тель­нос­ти.

Умар ибн аль-Хат­таб

Че­ло­век – там, где он сам се­бя по­ста­вил: если он чтит се­бя, то его по­ло­же­ние воз­вы­сит­ся, а если уни­жа­ет се­бя, то его по­ло­же­ние бу­дет пре­зрен­ным.

Амр ибн аль-Ас

Че­ло­век не дол­жен быть слу­гой сво­им серд­цем и не дол­жен ста­рать­ся быть впе­ре­ди всех те­лом, то есть не дол­жен пре­сту­пать пре­де­лы хо­ро­ше­го и пло­хо­го. И он дол­жен слу­шать сло­ва муд­рос­ти не толь­ко от муд­ре­ца, ибо иног­да по­ра­жа­ет цель и тот, кто осо­бо и не стре­мил­ся по­ра­зить ее.

Ат-Тир­ми­зи аль-Ха­ким

Нет дру­га у не­тер­пе­ли­во­го, вер­нос­ти у об­ман­щи­ка, по­коя у за­вист­ни­ка, люб­ви у под­ло­го и влас­ти у че­ло­ве­ка с дур­ным ха­рак­те­ром.

Аль-Ах­наф ибн Кайс



Оставить ответ