С чего все началось
Арабский язык отличается от других языков тем, что имеет знаковое содержание письма, помимо написания основных букв. Знаки эти выставляются над и под буквами и называются «огласовками», по арабский (الحركات), процесс правильного выставления огласовок называется «построением» т.е. (التشكيل).
Процесс построения начался еще в начале рассвета Оммейядской династии. Побуждением этому было стремительное расширение территорий и принятие ислама не арабами. Новоиспеченные мусульмане стали совершать много ошибок при чтении Корана, который был ниспослан на исконно арабском языке.
Еще когда Муавия, да будет доволен им Аллах, был халифом, Абу аль-Асвад ад-Дуалий выставил первые знаки над кораническими аятами, по просьбе наместника Басры Зияда бин Уммея, сын которого, стал часто ошибаться при чтении Корана.
История построения огласовок во времена Абу аль-Асвада ад-Дуалий
То, что изобрел Абу аль-Асвад ад-Дуалий коренным образом отличается от того, что сегодня используют арабы при письме. Когда он взялся за просьбу наместника он решил применить красные чернила. Первые выставленные значки были красными точками в текстах Корана.
Гласный звук (а) фатха он обозначал красной точкой над буквой, звук (и) кясра красной точкой под буквой, звук (у) дамма точкой перед буквой. Когда необходимо было обозначить нунацию окончаний слов (т.е ан, ин, ун), он ставил две точки. Отсутствие гласных звуков сукун он не обозначал никаким знаком.
После работы Абу аль-Асвад тщательно проверял тексты на наличие ошибок. Таким образом первое построение огласовок касалось только Корана.
Вклад Халиля бин Ахмада аль-Фарахиди в процесс построения огласовок
Несмотря на то, что изобретение Абу аль-Асвад ад-Дуалий широко применялось среди мусульман, однако во времена Аббасидов это привело в некое замешательство. Процесс построения огласовкок конфликтовал с «выставлением диакритических точек» (الاعجام) для таких букв как: ب، ت، ث، ج، ح، خ، د، ذ، ر، ز، س،ش، ع، غ، ف، ق . Возникла острая необходимость в модернизации процесса построения огласовок.
Великий ученый, языковед того времени Халиль бин Ахмад аль-Фарахиди решает заменить точки следующими знаками:
- Гласный звук (а) фатха он обозначает наклонным маленьким алифом над буквой, (عَ);
- Звук (и) кясра он обозначает маленькой буквой йя под буквой, которая в последствии превращается в наклонную черту (عِ);
- Гласный звук (у) дамма он обозначает маленькой буквой вав над буквой похожей на запятую, (عُ);
- Отсутствие гласного сукун, он обозначает маленьким кружком, (عْ);
- Нунацию окончаний слов (т.е. ан, ин) он обозначает соответственно двумя наклонными чертами над (عً) и (عٍ) под буквой, а нунацию с окончанием (ун) он обозначает двумя маленькими запятыми над буквой, (عٌ).
Процесс построения в наши дни
Процесс построения огласовок сегодня почти ничем не отличается от изобретения аль-Фарахиди, однако там присутствуют некоторые добавленные знаки:
— в виде лежачей цифры 3: ташдид (عّ) «усиление» (تشديد), обозначающий удвоение согласных букв,
— также мадд (~) «удлинение» (مد), обозначающий удлинение гласных звуков.
Следует также упомянуть о том, что огласовки не выставляются хаотичным образом. Они могут меняться в одном и том же слове в зависимости от его местоположения в предложении, а также факторов на них влияющих. В основном изменения затрагивают окончания существительных в тех или иных падежах.
Просмотрите пример изменения построения на основе одного слова в зависимости от контекста:
عَلَمُ الأردن يرفرف عالياً — «Флаг Иордании развивается высоко». Выставляется фатха над буквой айн и лям.
العِلْمُ يبني بيوتاً لا عماد لها — «Знание — выстраивает дома без опор». Буква айн идет с кясрой и сукуном над лямом.
قوله تعالى: (الَّذِي عَلَّمَ بِالْقَلَمِ) العلق: 4 — Слова Всевышнего «Он научил посредством письменной трости«, сура аль-Аляк: 4 аят. Здесь уже слово идет с ташдидом указывающим на удвоение буквы лям.