Большинство ранних оригинальных коранических рукописей, полных или включающих фрагменты значительного размера, которые доступны нам, написаны не ранее второго века хиджры.
Самый ранний экземпляр, который был выставлен в Британском музее во время Всемирного исламского фестиваля 1976г., датирован концом второго века. Однако существуют также большое количество написанных на папирусе разрозненных фрагментов Корана, которые датированы первым веком. В Египетской национальной библиотеке имеется экземпляр Корана на пергаменте, из кожи газели, который датирован 68-м годом по хиджре (688 г. н.э.), т.е. спустя 58 лет после смерти Пророка.
Что случилось с экземпляром ‘Усмана?
Точно неизвестно, сколько копий Корана было составлено во времена ‘Усмана, но Суйути говорит: «Общеизвестных копий – пять». Сюда, вероятно, не входит копия, которую ‘Усман хранил у себя. Мекка, Дамаск, Куфа, Басра и Медина – все эти города получили копию Корана. В арабской литературе средневековья есть множество упоминаний об этих списках. Эти сведения вместе с последней имеющейся в наличии информацией могут быть представлены следующим образом:
Дамасская рукопись
Аль-Кинди (ум. ок. 236 х./ 850 г.) в начале третьего века написал, что три из четырех составленных для ‘Усмана копий были уничтожены в пожарах и войнах, тогда как копия, отосланная в Дамаск, была все же сохранена и находилась в его время в Малатье.
Ибн Батута (ум. 779 х./ 1377 г.) сообщает, что видел копии или страницы копий Корана, составленного под руководством ‘Усмана, в Гранаде, Маракеше, Басре и других городах. Ибн Касир (ум. 774 х./1372 г.) рассказывает, что видел копию Корана, приписываемую ‘Усману, которая была привезена в Дамаск в 518 х. из Тибериаса (Палестина).
Он говорил, что она была «очень объемная, написана красивым, понятным и четким почерком, хорошими чернилами, на пергаменте, как мне кажется, из верблюжьей кожи». Некоторые полагают, что копия позднее переехала в Ленинград, а оттуда в Англию. После этого о ней ничего не было известно. Другие считают, что этот мусхаф оставался в мечети Дамаска, где его в последний раз видели перед пожаром в 1310/ 1892 г..
Существует экземпляр старого Корана, хранившийся в мечети аль-Хуссейн в Каире. Его шрифт относится к старому стилю куфи, и вполне возможно, что он был переписан с мусхафа ‘Усмана. Мединская рукопись Ибн Джубайр (ум. 614 х./1217 г.) видел рукопись в мечети Медины в 580 х./ 1184 г. Некоторые полагают, что она оставалась в Медине до того момента, когда турки забрали ее оттуда в 1334 х./1915 г. Сообщалось, что данная копия была вывезена в Стамбул турецкими властями, откуда была перевезена в Берлин во время первой мировой войны.
Версальское соглашение, которое ознаменовало окончание первой мировой войны, содержало следующий пункт: «Статья 246: в течение шести месяцев со дня вступления в силу данного соглашения Германия возвратит Его Величеству, Королю Хиджаза, подлинный Коран Халифа ‘Усмана, который был вывезен из Медины турецкими властями и утвержден на преподнесение экс- императору Вильгельму II». Затем рукопись была перевезена в Стамбул, но не в Медину.
Рукопись Имама
Данное название использовалось для обозначения экземпляра, который ‘Усман хранил у себя, и сообщается, что он был убит во время чтения этого Корана. Согласно мнению некоторых исследователей, омейяды перевезли эту копию в Андалусию, потом она попала в Фес (Марокко). Ибн Батута пишет, что это случилось, вероятно, в VIII в.х. Также он отмечает, что на этом Коране были следы крови. Из Марокко это список Корана попал в Самарканд.
Самаркандская рукопись
Это копия, хранящаяся сегодня в Ташкенте (Узбекистан). Это мо- жет быть рукопись Имама или одна из других копий, составленных во времена ‘Усмана. Рукопись попала в Самарканд в 890 х. (1485 г.) и оставалась там до 1868 г. Затем в 1869 г. она была перевезена в Санкт-Петербург. Там она оставалась до 1917 г. Русские ориенталисты составили детальное описание рукописи.
Они отметили, что многие страницы были по- вреждены, а некоторые утеряны. Факсимиле приблизительно 50 копий этого мусхафа, были сделаны С. Писаревым в 1905 г. Копии были отосланы султану Абдул Хамиду, шаху Ирана, эмиру Бухары, в Афганистан, в Фес, а также и некоторым важным мусульманским деятелям.
Одна копия в данный момент находится в библиотеке Колумбийского университета (США). Впоследствии рукопись была возвращена на свое прежнее место, будучи привезена в Ташкент в 1924 г., где с той поры и пребывала. Очевидно, советские власти изготовили дополнительные экземпляры, которые время от времени преподносятся в дар прибывающим с визитом руководителям государств и другим важным персонам. В 1980 г. фотокопии таких факсимиле были изготовлены в Соединенных Штатах с двухстраничным предисловием М. Хамидуллаха. Автор «Истории мусхафа Усмана в Ташкенте» дает большое количество аргументов, подтверждающих аутентичность рукописи.
Они, за исключением различных исторических свидетельств, которые подтверждают это, состоят в следующем:
— мусхаф написан шрифтом, использующимся в первой половине первого века хиджры;
— он написан на пергаменте из кожи газели, тогда как позже Кораны писались на свитках, похожих на бумагу;
— рукопись не имеет диакритических знаков, которые были введены приблизительно в восьмом десятилетии первого века; следовательно, рукопись должна быть написана раньше этого;
— она не имела символов для обозначения гласных букв, введенными Ду’аллем, который умер в 68 х.; следовательно, она была написана раньше.
Другими словами, две копии Корана, которые по происхождению относятся ко времени халифа Усмана, все же доступны для нас сегодня, а их текст и порядок могут быть сопоставлены каждым, кто осмелится сделать это с любой другой копией Корана, будь она напечатана или написана от руки, в какой бы период времени или в каком бы месте она ни была создана. Они будут признаны идентичными.
Рукопись Али
Некоторые источники указывают, что экземпляр Корана, написанный четвертым халифом Али, хранится в Наджафе, Ираке, в Дар ал-кутуб аль-Алавия. Он написан куфическим шрифтом, и на нем написано: «Али бин Абу Талиб написал это в 40-й год хиджры».
Источник: https://islam-today.ru