Архитектура мусульманской Испании и стран Магриба

В 711 арабские и берберские отряды переправились из Марокко через Гибралтарский пролив на территорию Пиренейского полуострова. Разгромив вестготов, правивших Испанией, они проникли вглубь полуострова и создали свое государство (впоследствии распавшееся на ряд мелких эмиратов), номинально признававшее власть халифов.

мечеть Сиди-Укба в Кайруане (Тунис)

мечеть Сиди-Укба в Кайруане (Тунис)

Первые значительные памятники арабо-берберской культуры были созданы еще в Северной Африке. Это сохранившаяся до сегодняшнего дня мечеть Сиди-Укба в Кайруане (Тунис). Она неоднократно перестраивалась, но современный облик приняла после кардинальной реконструкции в конце 9 в. В ней (также как и в большинстве магрибинских мечетей) присутствуют элементы крепостной архитектуры. Здание окружено массивными стенами из обожженного кирпича и укреплено контрфорсами. Единственный минарет на северной стороне двора представляет собой высокую (30 м) и мощную башню из трех квадратных в плане этажей. Нижняя часть минарета сложена из тесаного камня, в то время как его верхняя часть, башенка со сквозными арками и ребристым куполом, построена из кирпича. Основным композиционным ядром мечети является внутренний двор, окруженный мраморными и гранитными колоннами, поддерживающими арки. Как и во всех мечетях Магриба, здесь использовалась подковообразная форма арок. Порталы мечети относятся к 13 в., ни один из них не выделен в качестве главного. Атрибутами двора являются колодцы, они сделаны из мраморных баз античных колонн.

В этой мечети (также как и в большинстве старинных мечетей Магриба) нефы располагались перпендикулярно к михрабной нише, то есть по продольной оси, образуя широкий «Т»-образный трансепт, пересекающий молитвенный зал перед михрабом, где все три продольных нефа пересекаются главным (поперечным). На этом месте и воздвигнут сферический купол на тромпах. Поэтому такой тип мечети, восходящий к христианским традициям, называют базиликальным.

Сиди-Укба – многоколонная мечеть, для ее строительства исламские мастера использовали фрагменты из римских и византийских построек. Поэтому 180 колонн этой мечети выделяются разнообразием своих капителей. Более того, есть такие, тулово которых собрано из фрагментов разных колонн. К мечети Сиди-Укба по типу планировки и внутреннего декора близки большая мечеть в Тунисе (732) и более поздние мечети в Сусе и Сфаксе (9 в.).

После 756 на завоеванных землях Испании был создан Кордовский эмират. Его основатель, представитель дома Омейадов Абд ар-Рахман I (756–788), по прозвищу «ад-Дахил» (пришелец), создал это независимое государство. В 10 в. Кордовский эмират стал одним из богатейших государств Европы, а его правители приняли титул «халифов». Страна переживала подъем экономики и культуры. Путешественники с восторгом описывали великолепные дворцы, мечети и другие постройки, созданные мусульманскими правителями Испании.

Особое восхищение вызывала соборная мечеть Кордовы, заложенная еще в 785. Наиболее успешная ее перестройка была произведена в 10 в. Это огромная (180 на 130 м) колонная мечеть, где 1293 колонны образуют 19 нефов. Колонны свозились со всей Испании из разрушенных римских построек, а 114 штук были привезены из Византии. Для этого здания характерно отсутствие центральной оси, которой обычно обозначает главный неф. Кроме того, отсутствие главного входа заставляет посетителя, входящего под своды мечети, остановиться, прежде чем понять, где находится михраб. Обилие колонн создает впечатление бесконечности пространства, чем способствует созданию особенного религиозного настроения. Характерно, что колонны, вопреки традиции, сложившейся со времен античности, не имеют опорных баз. Колонны как бы «вырастают из земли»; созданные из разноцветного мрамора, яшмы, гранита, порфира, они в верхней части снабжены арками, которые как ветви деревьев, переплетаются между собой, образуя подковообразные и полуциркульные арки. Причем эти арки созданы из клинчатого кирпича двух цветов – белых и красных, а своды образуют восьмиугольные звезды

Архитектура мечети подчинена строгой и математически четкой логике. Такое сооружение могло быть построено только с учетом принципов, сложившихся в мусульманском зодчестве того времени, а также особенностей местного строительного материала.

Северная сторона мечети граничит с Апельсиновым двориком, где в 10 в. было устроено пять традиционных фонтанов для омовений. В 16 в. изгнавшие арабов испанские правители частично перестроили мечеть: на месте минарета находится башня Альминар (93 м), а центр мечети был разрушен для того, чтобы освободить место для католического собора.

Другим шедевром мусульманского искусства на территории Испании была Альгамбра – дворец властителей небольшого государства Насридов (1230–1492) и последний оплот мусульман на Пиренейском полуострове. Цитадель и дворец Альгамбра (аль-Хамра’ – «красная», араб.), находилась в городе Гранада и была центром этого государства. В 1238 Мухаммад ибн Наср начал строительство этого дворца на вершине горы на месте берберской крепости (аль-касба’). Проект был чрезвычайно смелым, арабским инженерам надо было отрегулировать сток вод с гор Сьерра Невада таким образом, чтобы они питали каналы, фонтаны и пруды в дворцовом комплексе.

Дворец Насридов (1334–1354)

Дворец Насридов (1334–1354)

Дворец Насридов (1334–1354) сейчас застроен более поздними зданиями эпохи Реконкисты. Однако часть его помещений сохранилась. На фронтоне над арочным сводом входа можно увидеть вырезанную ладонь с пятью пальцами, символизирующую одновременно пять столпов ислама, а также слово «Аллах».

Одно из самых красивых мест дворца – Львиный дворик, или Дворик львов, названый так по 12 львам, которые поддерживают фонтан в центре двора. Для мусульман число 12 имеет большое значение, в частности, именно 12 львов поддерживали трон царя Соломона. Вода в фонтан двора поступает по четырем каналам (соответствующим четырем райским рекам). Дворик окружен портиками с 124 тонкими колоннами. С двух сторон он граничит с залом Двух сестер и с залом Абенсеррахов (по имени одного из знатных семейств времен Насридов).

Стены обоих помещений украшены майоликой с росписью, потолки – резным стуком. Многочисленные сталактиты каскадами спускаются со сводов. Стены, арки, карнизы, в отделке которых использованы разноцветный мрамор и камень, окрашенный алебастр, мозаики и люстровые керамические облицовки, покрыты сложным узором из многоугольных геометрических фигур, причудливым переплетением стилизованных растительных мотивов и тончайшей вязью арабской каллиграфии.

Многочисленные памятники мусульманской архитектуры сохранились также в Севилье и других городах Испании, а также Португалии.

1492 стал фатальным годом для арабов: объединенные войска Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского окончательно изгнали их с территории Пиренейского полуострова. Однако восхищение европейцев перед памятниками мусульманского искусства породило стремление подражать ему. Еще в 13 в. сформировался стиль Мудехар, свидетельствующий о стремлении европейских мастеров использовать элементы орнамента, декоративной техники для украшения христианских зданий. Не остались в стороне и декораторы, которые оформляли интерьеры в «мавританском» стиле.

В свою очередь, мусульманские архитекторы, вынужденные покинуть Испанию, стали строить в Магрибе здания, в облике которых ощущалось стремление возродить облик покинутой ими Андалусии.

Мечеть Аль-Кутубия (Марракеш, Марокко)

Мечеть Аль-Кутубия (Марракеш, Марокко)

На территории Магриба в тот период уже было построено множество различных культовых и светских зданий. Архитектура свидетельствует о воздействии традиций художественной культуры кочевников-берберов, а также наследия античных и византийских городов Северной Африки. Важную роль играло и постоянное взаимодействие с Испанией, которая на протяжении более 700 лет была одним из крупнейших центров культуры арабов. Большое строительство началось при династии Альмохадов (1130–1269), которые покинули Испанию еще в 1212 и перенесли свою столицу в город Марракеш на севере Африки. Они окружили его мощными стенами, а внутри уже в 1199 была построена самая большая в то время мечеть в Магрибе «Аль-Кутубийа». Это типичная «колонная» мечеть с 16 параллельными нефами и 7 куполами. Несмотря на скромный михраб, благодаря белизне колонн она выглядит чрезвычайно элегантно. Стены украшены разнообразным орнаментом, что характерно для искусства эпохи Альморавидов.

Альморавиды много внимания уделяли фортификационным постройкам. Кроме Марракеша, были укреплены Фес, Тлемсен и другие города. И сегодня характерной чертой арабских городов Северной Африки является наличие касбы – укрепленной цитадели и центральных торгово-ремесленных кварталов, называемых медина.

Большие мечети Магриба обладают ярко выраженными местными чертами объемно-пространственного решения и декоративной отделки. Для них характерно обилие продольных и поперечных нефов, пересечение которых обозначалось крестообразными столбами, образующими арки. Разнообразна и форма арок, в одном и том же здании можно встретить арки подковообразные, «сломанные», циркульные, стрельчатые, фестончатые, с ламбрекенами и т.д.

Своеобразны также перекрытия нефов наборными деревянными потолками, тип которых был заимствован из Андалусии. Небольшие сталактитовые купола, как правило, возводились перед михрабом.

Большого совершенства достигла архитектура минаретов. Если в Индии минарет сохранил за собой лишь декоративное назначение, то в Магрибе минарет многофункционален. В 8 веке это была призматическая башня, увенчанная небольшой надстройкой и куполком. В 11–13 вв. башни минаретов стали более изящными, но по-прежнему сохраняли за собой функции смотровой башни. Минарет мечети Кутубийа в Марракеше (1184–1199) при квадратном основании со стороной в 12,5 имеет высоту около 70 м. Интересен также минарет мечети Хасана в Рабате.

https://www.krugosvet.ru/



Оставить ответ