Милостивый научил Корану, создал человека и научил его изъясняться.
Священный Коран (54: 1-4 аяты)
В истории ислама было немало ораторов, наследие которых до сих пор является эталоном красноречия для современных мусульман. Во главе их, естественно, находится пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует!). Наряду с ним можно привести в пример всех праведных халифов, многих знаменитых сподвижников пророка, ученых и правителей. Общим у них было то, что все их слова прямо или косвенно были направлены на реализацию исламского призыва и укрепление его мощи. Из этого следует, что современное поколение обязано так же эффективно обращаться таким оружием как слово. Вы являетесь лучшей из общин, появившейся на благо человечества, повелевая совершать одобряемое, удерживая от предосудительного и веруя в Аллаха... [3:110].
Общеизвестно, что одним из главных составляющих успеха в деле призыва является умение воздействовать словом на людей, разбудить в их душе добрые и благородные побуждения. Но, к сожалению, многие мусульмане не могут использовать огромный потенциал слова в исламском призыве. Повсеместно встречаются явления, когда при донесении исламской информации призывающий – с хорошими намерениями и в нужной обстановке – начинает мямлить, «жевать жвачку», повторяться, сбиваться – и наполовину смазывает эффект.
Такой метод зачастую не приносит желаемых результатов. Кого-то такая подача темы злит, кого-то вгоняет в скуку. В общем: скучно, нудно! Но в большинстве случаев выступающий не виноват – он не умеет говорить.
Умение четко и стройно изложить свои мысли, отстоять в споре своё мнение, убедить аудиторию в правоте своих взглядов – дар огромного значения, от которого существенно зависит эффективность многих видов работы в исламском призыве. Важно помнить, в речи, которая искренне ориентирована на исламский призыв, содержится благословение. Чья речь прекраснее, чем речь того, кто призывает к Аллаху, поступает праведно и говорит: «Воистину, я – один из мусульман»? [41,33]. Речь призывающего к религии Аллаха обладает огромной внутренней энергетикой и эффективно воздействует на сердца людей.
Для современного призывающего говорить публично, выступать, высказываться, произносить речи приходится во многих случаях: на разговениях в месяц рамадан, в кругу родственников на различных семейных мероприятиях, на работе в среде коллег и т.п.
Можно ли научиться выступать логично, интересно, захватывающе, убедительно? Можно ли стать оратором? Можно. Для этого необходимо овладеть основами ораторского искусства.
Прежде всего, следует помнить, ради чего вы говорите. Говорить хорошо и красиво надо не для «голого» ораторского успеха, а всегда ради высокой цели, ради необходимого для дела убеждения, ради того, чтобы увлечь людей, призвать их на добрые дела. Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом… [16,125].
Поставьте перед собой как перед оратором важную цель – сразу же почувствуете необходимость готовиться к выступлениям, докладам, беседам. И не будете пускать их на самотёк.
Опыт лучших ораторов мира говорит – такая подготовка необходима. Некоторые блестящие ораторы даже полностью писали тексты своих выступлений, но выступали без бумажек. Записи в руках оратора уничтожают интерес к выступлению. Избегайте этого. Главное — не читайте своих речей. Трудно заставить аудиторию вынести чтение речи по бумажке. Почти всегда докладчики, излагающие свой материал неуверенно и на бумаге, не имеют тесной связи с аудиторией, а отсутствие обратной связи убивает беседу.
В какой-то мере выступление похоже на игру актера, к которой он, согласно роли, готовится на репетициях (с той лишь разницей, что оратор роль себе пишет сам).
Как известно, актеры на репетициях не только заучивают текст (содержание), но и отрабатывают соответствующую «форму общения», которое они со сцены собираются послать зрителям. Ищут и отрабатывают жесты, мимику, интонации. Правда, во время выступления весь этот набор автоматизмов отодвигается на второй план и на волю выпускается вдохновение. Но импровизация, которая образует душу искусства и с помощью которой осуществляется эмоциональное воздействие, порхает не вольной птицей, а мчится по фарватеру, проложенному в процессе подготовки.
Опытные ораторы, интуитивно подходя к выступлениям, как к «игре», заранее предусматривали в отдельные моменты речи возможные ответные ходы «противника» (смех, негодование, каверзные вопросы) и, подобно шахматисту, готовили на всякий случай различные противоядия (шутки, интересные факты и т.п.).
Теоретики ораторского искусства рекомендуют разбивать подготовку к выступлению на три этапа: организация логической канвы, поиск формы сообщения, репетиция.
При организации логической канвы надо прежде всего четко выявить «сверхзадачу», т.е. установить ту главную мысль, которую вы хотите изложить, доказать в своем выступлении. Как известно, кто ясно мыслит, тот ясно и излагает. И здание речи надо построить таким образом, чтобы все его части работали на эту сверхзадачу.
Сам же логический скелет здания следует делать предельно ясным и стройным, ибо главное достоинство речи – в её ясности, а значит будьте в своих речах конкретны и определенны. Очень важно, но и очень трудно, быть ясным. Избегайте специальных терминов (в том числе религиозных), выступая перед людьми, которые могут не понимать этих терминов.
Повторяйте ваши главные мысли, но не повторяйте и не употребляйте дважды одни и те же фразы. Варьируйте предложения, но повторяйте вашу мысль, не давая слушателю заметить это.
Не пытайтесь затронуть слишком много вопросов. В небольшом выступлении невозможно должным образом рассмотреть больше, чем один или два раздела большой темы.
Основной метод работы на этом этапе, как показывает опыт, построение цепочки из тезисов и доказательств, причин и следствий. Причем все звенья цепи должны быть взаимно связаны и срабатывать последовательно, как шестерни зубчатой передачи. Ни в коем случае не должны «висеть», пусть даже очень яркие, остроумные «концы».
Вместе с тем, говорят хорошие ораторы, не следует делать выступление излишне подробным, сверх меры разжеванным. Это раздражает слушателей.
Много говорить и много сказать – совсем не одно и то же. Надо ценить время слушателей. Надо помнить: современный человек обладает огромным запасом знаний и снабжен мощным аппаратом ассоциативного мышления. Поэтому искусство оратора состоит в том, чтобы вкрапливать в контекст выступления своего рода «крючки», которые будут задевать в сознании слушателя или оппонента определенные зоны памяти, рождать нужные докладчику ассоциации. Тем самым существенно повышается ёмкость, «упругость» сообщения.
В процессе поиска формы выступления следует учитывать и такие рекомендации знатоков ораторского искусства. Наш мозг получает разнообразную информацию по всем пяти каналам органов чувств. Поэтому наше сознание привыкло формировать образы внешнего мира, комбинируя звуковую, зрительную и другие виды информации. Немаловажное место в нашей жизни занимает речевая информация, хотя, как известно, в силу развития цивилизации значительно укрепила свои позиции зрительная. Поэтому рекомендуем, использовать в вашей речи наглядные пособия (экспонаты, картинки, географические карты, доски, различные предметы). Увидите: эффект не заставит себя долго ждать.
Если содержание выступления предназначено в основном для апелляции к разуму слушателя, то форма выступления строится с таким расчетом, чтобы возбудить эмоции.
Жест, мимика, телодвижения, интонация голоса – с помощью этих средств опытные ораторы воздействуют на эмоции человека. Эти «флаги расцвечивания» могут существенно усилить (или ослабить – при неправильном использовании) эффект выступления.
Помните, органы чувств человека склонны к утомлению. Особенно «эффективно» в этом направлении действует монотонность, однообразие.
Это свойство человеческой психики хорошо знают кинематографисты. Один из их девизов: максимальное количество смены кадров, неожиданных ракурсов и т.п. (при сохранении логической стройности).
Оратор, чтобы не утомить слушателя «сухомяткой» речи, должен при подготовке формы выступления подобрать свежие, интересные, неожиданные факты, афоризмы, нарисовать яркие картины. В этой связи, для накопления фактического материала, необходимо регулярно читать газеты и журналы, просматривать новости и интересные передачи, читать историческую и научно-популярную литературу.
Нужно не тянуть выступление на одной ноте, а разумно модулировать голос, акцентировать важное. Нужно рисовать общие и крупные планы, переходить от широких абстрактных обобщений к конкретному, частностям, давать общеисторические броски и бытовые детали. Этот калейдоскоп увлечет слушателя в поток мыслей и чувств оратора, а это залог успеха.
Нужна интрига. Даже в строгом сообщении на каком-нибудь мероприятии надо уметь с первых же слов «поймать» слушателя на «крючок интереса».
При подготовке выступления, как советуют наставления для ораторов, следует учитывать настроение будущей аудитории. Если, как полагаете, она настроена отрицательно к идеям, которые вы собираетесь утверждать, не берите сразу быка за рога. Подготовьте слушателей. Завоюйте их симпатию интересным примером, заинтригуйте чем-то и пообещайте выдать развязку в конце. Постройте цепь предварительных доказательств. И лишь затем «стреляйте» из пушек главного калибра. Надо постараться максимально сблизить вашу внутреннюю «программу» с «программами» слушателей – иначе может произойти «взрыв».
Улыбайтесь. Выходите перед слушателями с таким выражением лица, которое должно говорить, что вы рады находиться перед ними. Не стойте на возвышении, а спуститесь на один уровень с ними. Сделайте ваше выступление интимным, неформальным, превратите его в беседу. «…И говорите людям прекрасное…» [2,83].
Если собираетесь доказать новую, сложную идею – разделите общий объем новой информации, которую необходимо дать слушателям, на ряд «порций», распределите их в порядке возрастающей сложности и последовательности, не торопясь, сообщайте их.
(Представьте, что вы инструктор по альпинизму и вам надо подготовить группу новичков для восхождения на большую вершину. Если вы сразу предложите начать восхождение без подготовки, вероятно, большинство просто откажется. А постепенная «эскалация» высоты поможет решить задачу).
Начало выступления представляет наибольшую трудность, но в то же время оно является исключительно важным, ибо в этот момент ум слушателей свеж и на него сравнительно легко произвести впечатление. Если полагаться здесь на случайность, то это может привести к слишком серьезным последствиям; начало выступления следует тщательно готовить заранее. Начинающие проповедники часто склонны начинать выступление либо с юмористического рассказа, либо с извинения. И то, и другое обычно бывает неудачным. Лучше всего начать, рассказав какую-нибудь интересную историю логически связанную с темой выступления. Не начинайте ваше выступление слишком формально. Не показывайте, что вы слишком тщательно его готовили. Оно должно выглядеть свободным, непреднамеренным, естественным.
Еще один полезный совет опытных ораторов, которым не следует пренебрегать при поисках формы выступления. Хорошие ораторы широко используют принцип, открытый еще античными драматургами: ожидание вызывает интерес, и эмоции слушатели тем сильнее, чем больше неожиданность. Неопытные докладчики обычно стремятся приберечь главный козырь к концу выступления и неожиданно «оглушить». Слов нет, эффект нередко бывает большим. Но его воздействие на психику кратковременно. Гораздо «выгоднее» в начале или середине сообщения намекнуть о том, что главный козырь будет брошен в конце, даже слегка приоткрыть карты, иногда напомнить о том, что что-то будет. Нужно повышать напряжение, интерес слушателей – тогда эффект выступления резко повысится.
Концовка речи действительно является ее самым стратегически важным элементом. То, что сказано в конце, слушатели, скорее всего, будут дольше помнить. Не заключайте свое выступление словами: "Вот приблизительно все, что я хотел сказать по этому вопросу. Так что, пожалуй, я на этом закончу". Заканчивайте, но не говорите о том, что вы заканчиваете. Тщательно подготовьте концовку вашей речи. Плавно заканчивайте свою речь. Не оставляйте ее незавершенной и разбитой, подобно зазубренному булыжнику. Заканчивайте свое выступление кратким резюме высказанных вами положений.
Хорошее начало и хороший конец должны быть связаны друг с другом. Всегда прекращайте свое выступление прежде, чем ваши слушатели захотят этого.
Тренировка выступления сродни самому выступлению, ибо опытные ораторы советуют эту репетицию проводить в условиях, как можно более близких к реальности.
В период подготовки к выступлению обращают особое внимание на отработку средств воздействия на эмоции будущих слушателей. Это не значит, что выступающий при изложении материала, должен рыдать, драматически завывать и делать страдальческую физиономию. Просто надо помнить – самый заурядный, но одержимый страстью человек может убедить лучше, чем самый искусный в речах, но бесстрастный.
И еще одно указание из арсенала ораторского опыта. Не увлекайтесь жестами. Помните, что жест должен дополнять информацию, которую несёт слово. Если можно обойтись без жестов – не жестикулируйте. Не делайте «страшных глаз». Не мечитесь по сцене. Все это отвлекает внимание слушателя, засоряет его мозг ненужной информацией, уводит в сторону от главной мысли. Но удачный эффективный жест – как удар молнии.
Не выступайте, когда вы утомлены. Отдохните, восстановите свои силы, накопите в себе резерв энергии.
Одевайтесь опрятно и изящно. Сознание того, что вы хорошо одеты, повышает самоуважение, укрепляет уверенность в себе.
Человек, который побуждает других говорить о себе и своих интересах и умеет внимательно слушать, повсюду будет считаться хорошим собеседником, даже если он очень мало говорит.