Арабская культура в Османской империи

Как известно, одной из главных причин упадка Османской империи была экономическая и научная стагнация (от лат. stagnum — застой). Действительно, наука в этот период развивалась очень слабо. Философы, историки, географы, юристы в основном излагали и переписывали труды средневековых авторов. На уровне средних веков застыли медицина, астрономия, математика. Экспериментальные методы изучения природы не были известны.

 Так называемые «востоковеды» в своих сочинениях пытаются доказать, что в упадке арабской культуры средневековья виновата исламская религия. Мол, все было бы в порядке в Османской империи, только вот религиозная догматика душила свободу научной мысли. Подобное утверждение не что иное, как попытка переложить на историю развития научной мысли Арабского Востока многовековую методику католической церкви, которая сжигала на кострах научные трактаты передовых ученых христианской формации. Надо ли говорить о том, что на такие костры (аутодафе) нередко отправлялись и сами авторы этих трактатов. А тем современным схоластам, отрицающим в своих «трудах» факты сожжения ученых, пламенный привет от Джордано Бруно и Николая Коперника.

Более того, исследования западных ученых красноречиво свидетельствуют, что в упадке арабской культуры во многом виновно реакционное воздействие христианских догм, исповедуемых в ряде арабских стран. Так, например, для ведения миссионерской деятельности на Арабском Востоке, в XVII веке в Риме был основан колледж для ливанских арабов. Однако идейными руководителями этого колледжа было маронитское духовенство (марониты – арабы-христиане, признающие духовную власть папы). Естественно, что преподаванием в этом миссионерском учебном заведении занимались исключительно представители маронитской интеллигенции. Такой же религиозный характер, ограниченный рамками маронитской пропаганды, носила «просветительская» деятельность маронитского епископа Германа Фархата, основавшего в начале XVIII века библиотеку в Алеппо (Халеб); такими же чертами отличались маронитская школа, учрежденная в XVIII веке при монастыре Айн-Барка (Ливан), и арабская типография, основанная при этом монастыре. Главным предметом в школе было богословие; в типографии печатались исключительно книги религиозного содержания.

В XVII веке антиохийский патриарх Макарий и его сын Павел Алеппский совершили поездку в Россию и в Грузию. Описания этого путешествия, составленные Павлом Алеппским, могут сравниться по яркости наблюдений и по художественности стиля с лучшими памятниками классической арабской географической литературы. Но эти произведения были известны только в узком кругу православных арабов, преимущественно среди духовенства.

Религиозная разобщенность арабов, разделенных на ряд вероисповедных группировок – особенно в Сирии и Ливане (обратим внимание, что религиозная разобщенность в указанных странах чрезвычайно актуальна и в наши дни), вела к культурной разобщенности. Каждое культурное движение неизбежно принимало религиозный отпечаток.

Однако даже в этот период появлялись исторические и географические труды, содержавшие оригинальный материал. В XVII веке историк аль-Маккари создал интересный труд по истории Андалусии; дамасский судья Ибн Халликан составил обширный свод биографий; в XVIII веке была написана хроника Шихабов – важнейший источник по истории Ливана в этот период. Были созданы и другие хроники по истории арабских стран в XVII- XVIII вв., а также описания путешествий в Мекку, Стамбул и другие места.

Многовековое искусство арабских народных мастеров по-прежнему проявлялось в замечательных архитектурных памятниках и в художественно-кустарных изделиях. Об этом свидетельствуют дворец Азма в Дамаске, построенный в XVIII веке, замечательные архитектурные ансамбли марокканской столицы Мекнеса, воздвигнутой на рубеже XVII и XVIII вв., многие памятники Каира, Туниса, Тлемсена, Алеппо и других арабских культурных центров.



Оставить ответ