Средневековый арабский базар

Не­смот­ря на ог­ром­ное зна­че­ние ад­ми­нист­ра­тив­но-по­ли­ти­чес­кой функ­ции го­ро­да, ко­то­рая для со­вре­мен­ни­ков опре­де­ля­ла са­мо по­ня­тие «го­род», серд­цем его был не дво­рец пра­ви­те­ля или на­мест­ни­ка, а ба­зар, или по-араб­ски сук. Имен­но он, а не дво­рец был то­по­гра­фи­чес­ким цент­ром боль­шинст­ва го­ро­дов; да­же там, где пер­во­на­чаль­ным яд­ром ока­зы­вал­ся дво­рец, как в Ка­и­ре, ба­зар со вре­ме­нем вы­тес­нял его на пе­ри­фе­рию, точ­нее, дво­рец сам убе­гал от бес­по­кой­но­го со­седст­ва «лю­дей ба­за­ра». Де­ло не в том, что у влас­ти­те­лей не бы­ло си­лы спра­вить­ся с го­ро­жа­на­ми и пе­ре­нес­ти бес­по­кой­ные тор­го­вые ря­ды ку­да-ни­будь по­даль­ше. С ба­за­ра­ми та­ких экс­пе­ри­мен­тов не про­из­во­ди­ли, их не­брос­кая эко­но­ми­чес­кая мощь бы­ла силь­нее мо­гу­щест­ва ору­жия.

Сук был го­раз­до бо­лее слож­ным и упо­ря­до­чен­ным ор­га­низ­мом, чем фрук­то­во-овощ­ная тол­куч­ка, пред­став­ля­ю­ща­я­ся нам при сло­ве «ба­зар». Тех­ни­чес­кие и ор­га­ни­за­ци­он­ные фор­мы тор­гов­ли, унас­ле­до­ван­ные от до­ис­лам­ско­го вре­ме­ни, про­дол­жа­ли раз­ви­вать­ся без пе­ре­ры­ва и рез­ких из­ме­не­ний, про­ис­хо­ди­ло лишь по­сте­пен­ное при­спо­соб­ле­ние к нор­мам ис­ла­ма по ме­ре то­го, как му­суль­ман­ские тор­гов­цы вы­тес­ня­ли из глав­но­го рын­ка хрис­ти­ан, ев­ре­ев и зо­ро­аст­рий­цев. Ви­зан­тий­ская ста­ри­на дол­го бы­ла об­раз­цом для под­ра­жа­ния, да­же в кон­це XIII в. один из тор­го­вых ин­спек­то­ров Егип­та пи­сал в сво­ем на­став­ле­нии: «… сле­ду­ет, что­бы ба­за­ры по сво­ей вы­со­те и прос­тор­нос­ти бы­ли та­ки­ми, ка­ки­ми их стро­и­ли в ста­ри­ну ви­зан­тий­цы». В Да­мас­ке и Ха­ле­бе с ви­зан­тий­ско­го вре­ме­ни и до на­ших дней яд­ром ба­за­ра яв­ля­ют­ся быв­шие ко­лон­над­ные про­спек­ты и вы­хо­дя­щие на них ме­ри­ди­о­наль­ные ули­цы.

Ба­за­ры за­ни­ма­ли око­ло по­ло­ви­ны пло­ща­ди го­ро­да. Ес­тест­вен­но, что при та­ких раз­ме­рах тор­го­вая часть го­ро­да не мо­жет иметь еди­но­го ар­хи­тек­тур­но­го об­ли­ка, но в от­дель­ных ба­за­рах есть ка­кие-то цент­раль­ные уз­лы в ви­де ку­поль­но­го зда­ния, оформ­ля­ю­ще­го пе­ре­крес­ток глав­ных тор­го­вых улиц, или в ви­де цент­раль­ной га­ле­реи. В лю­бом слу­чае еди­ни­цей оста­ет­ся лав­ка (дук­кан, или ха­нут) – од­на ком­нат­ка с вы­хо­дом на ули­цу, ко­то­рый слу­жит и вит­ри­ной. Впро­чем, гра­ни­ца меж­ду ули­цей и лав­кой очень от­но­си­тель­на: каж­дый тор­го­вец стре­мит­ся как мож­но боль­ше то­ва­ров вы­ло­жить на­ру­жу; мак­си­маль­ное при­бли­же­ние то­ва­ра к по­ку­па­те­лю, за ко­то­рое со­вре­мен­ная тор­гов­ля взя­лась с се­ре­ди­ны на­ше­го ве­ка, бы­ло ог­ром­ным прин­ци­пом вос­точ­но­го ба­за­ра. Он был ог­ром­ным су­пер­мар­ке­том или уни­вер­са­мом, но без еди­но­го ди­рек­то­ра и с услуж­ли­вым про­дав­цом в каж­дой сек­ции. Если же учесть, что тор­гов­ля бы­ла од­ним из глав­ных за­ня­тий го­ро­жан, то мож­но по­нять: у тор­гов­цев бы­ло не­ма­ло сво­бод­но­го вре­ме­ни и они охот­но пре­да­ва­лись бе­се­де. Ба­зар был не толь­ко тор­го­вым цент­ром, но и ог­ром­ным клу­бом, и не­ма­лая часть араб­ской куль­ту­ры ро­ди­лась если не не­по­средст­вен­но на ба­за­ре, то, во вся­ком слу­чае, в раз­мыш­ле­ни­ях на до­су­ге сре­ди ба­зар­ной су­е­ты.

Боль­шой го­род со­зда­вал усло­вия для очень уз­кой спе­ци­а­ли­за­ции тор­гов­ли и ре­мес­ла. В боль­ших го­ро­дах сред­не­ве­ковья су­щест­во­ва­ло свы­ше ста тор­го­во-ре­мес­лен­ных спе­ци­аль­нос­тей и де­сят­ка спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных ба­за­ров. Под­счи­тать точ­но все тор­го­во-ре­мес­лен­ные спе­ци­аль­нос­ти ни­ког­да не удаст­ся, так как в од­ном слу­чае гон­чар мог про­из­во­дить ши­ро­кий ас­сор­ти­мент по­су­ды, в дру­гом – спе­ци­а­ли­зи­ро­вать­ся на ка­ком-то од­ном ее ви­де, порт­ной мог шить раз­ную одеж­ду или толь­ко что-то од­но. Чем боль­ше был го­род, тем уже спе­ци­а­ли­за­ция.

В кон­це XII в., по све­де­ни­ям ис­то­ри­ка Да­мас­ка Ибн Аса­ки­ра, в Да­мас­ке бы­ло 40 ба­за­ров, а в них 7 фун­ду­ков и столь­ко же кай­са­рий. Ве­ком поз­же араб­ский ис­то­рик Ибн Шад­дад на­счи­ты­ва­ет в Ха­ле­бе 38 ба­за­ров. В Баг­да­де их бы­ло боль­ше, но точ­нее чис­ло опре­де­лить не­воз­мож­но, так как у сред­не­ве­ко­вых ав­то­ров нет ис­чер­пы­ва­ю­ще­го пе­реч­ня.

В рас­по­ло­же­нии этих мно­го­чис­лен­ных ба­за­ров на­блю­да­ет­ся стро­гая за­ко­но­мер­ность, от­ра­жа­ю­щая со­ци­аль­ную зна­чи­мость от­дель­ных спе­ци­аль­нос­тей. Ра­зу­ме­ет­ся, все шум­ные и гряз­ные ви­ды ре­мес­ла и тор­гов­ли рас­по­ла­га­лись на краю го­ро­да, но и сре­ди тех, что на­хо­ди­лись в са­мом го­ро­де, со­блю­да­лась опре­де­лен­ная иерар­хия. На пер­вом мес­те, в цент­ре ба­за­ра, на­хо­ди­лись тор­гов­цы тка­ня­ми и спе­ци­я­ми, юве­ли­ры и ме­ня­лы. Эта ку­пе­чес­кая арис­то­кра­тия, свя­зан­ная с даль­ней тор­гов­лей, из­вле­ка­ла наиболь­шую вы­го­ду из кон­цент­ра­ции в го­ро­де де­нег, по­лу­ча­е­мых го­су­дар­ст­вом из на­ло­гоп­ла­тель­щи­ков.

Тор­гов­ля тка­ня­ми счи­та­лась са­мым до­стой­ным для бла­го­чес­ти­во­го че­ло­ве­ка за­ня­ти­ем, ве­ро­ят­но, по­то­му, что сре­ди бо­го­сло­вов и юрис­тов бы­ло не­ма­ло пред­ста­ви­те­лей этой про­фес­сии, на­чи­ная с Абу Ха­ни­фы, ос­но­ва­те­ля од­но­го из 4 маз­ха­бов ис­ла­ма и круп­ней­ше­го те­о­ре­ти­ка му­суль­ман­ско­го пра­ва. Тор­гов­цы тка­ня­ми име­ли де­ло с наибо­лее мас­со­вым то­ва­ром по­всед­нев­но­го спро­са, в ко­то­ром свя­зы­ва­лись во­еди­но ре­зуль­та­ты тру­да мно­гих уз­ких спе­ци­аль­нос­тей.



Оставить ответ