Главой каждого скифского объединения (причем «азиатские» скифы – это саки, «европейские» скифы – причерноморские скифы) традиционно являлся царь или царица. Известны имена массагетской царицы Томирис, царя Аморея у дербиков, царицы Зарины, царя Омарга, царицы Спаретры, царя Мевака у саков. В источниках фигурирует упоминание о неназванном по имени царе «европейских» скифов. В персидских источниках предводителя «острошапочных» саков Скунха именуют просто вождем. Царь у среднеазиатских скифов – глава своего народа; он является верховным главнокомандующим во время военных действий и направляет внешнюю политику.
Власть царя по всей вероятности имела наследственный характер. Так, у «европейских» скифов времен Александра Македонского после смерти прежнего царя власть унаследовал его брат. В то же время Аристобул (один из историков Александра) упоминает о порядке выбора царя: жители области у Танаиса (Сырдарьи), скорее всего «европейские» скифы избирали в цари того, кто найдет в реке камень особой формы, и вручали ему скипетр.
Когда царь или царица умирали, то саки сооружали им грандиозную гробницу – степной курган. Ктесий дает описание одной из таких гробниц, которая имела форму треугольной пирамиды с острой вершиной, с шириной каждой стороны в три стадия и высотой в один стадий. Эта пирамида была увенчана большой золотой статуей. По умершим царям устраивались поминки (Ктесий).
У саков существовал институт троецарствия, хорошо известный у причерноморских скифов, когда наряду с главным царем имелось два царя-помощника из аналогичного царского рода, обладавших определенной автономией по отношению к главному царю (цари-помощники владели своим уделом и воевали каждый во главе своего отряда). Например, у массагетов 1/3 войска командует сын царицы Томирис – Спаргапис. Саки при военных действиях против Дария I выступают тремя отрядами, а их цари проводят совещание. Царь дербиков Аморей и два его сына имеют войско в 30 000 человек. Царица саков Спаретра имеет в своем подчинении 300 000 человек.
Важную роль в политической системе играло и народное собрание. Народное собрание – это сходка всех вооруженных мужчин (возможно и какой-то части женщин), которое решало вопрос о войне и мире. Естественно, без одобрения войны народным собранием (воюют то они) ни о каком-либо военном походе речи быть не могло.
Кроме центральной власти у саков имелась система местной власти (своего рода акимы областей, городов и районов).
Нормы поведения саков определялись обычным правом. Например, у дербиков за самые незначительные проступки полагалась смертная казнь.
По материалам:
1) Литвинский Б.А., Пьянков И.В. Средняя Азия в ахеменидское время // История древнего Востока: От ранних государственных образований до древних империй. Под ред. А.В, Седова; Редкол.: Г.М. Бонгард-Левин (пред.) и др.; Ин-т востоковедения. М., 2004;
2) Геродот. История в девяти книгах. Пер. и примеч. Г.А. Стратановского. Л., 1972;
3) Страбон. География в семнадцати книгах. Пер. и примеч. Г.А. Стратановского. Л., 1964;
4) Хрестоматия по истории Древнего Востока. Сост. и коммент. А.А. Вигасина. М., 1997;
5) Пьянков И.В. Средняя Азия в известиях античного автора Ктесия. Душанбе, 1975.