Арабская культура – это культура созданная арабами и другими народами Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Юго-Западной Европы в средние века. Основной внешний признак этой культуры – арабский язык. Она первоначально сложилась в Западной, Центральной и Северной Аравии. Предшественницей арабской культуры была древняя культура Южной Аравии, население которой говорило на сабейском языке и создало свою письменность. Наряду с культурой арамейского населения Сирии, Ливана, Палестины и Ирака древняя культура Южной Аравии оказала значительное влияние на арабскую культуру в период ее возникновения. Около IV века северные арабы создали свое буквенное письмо, которое было одной из разновидностью арамейской скорописи.
После образования Арабского Халифата средством культурного и политического общения по всей территории мусульманского государства стал арабский язык. Арабы и другие народы, вошедшие в состав Халифата создали уникальную высокоразвитую культуру, которая оказала значительное влияние на другие страны (в частности, Западную Европу) и явилась крупным вкладом в мировую культуру.
Расцвет арабской культуры приходится на VIII-XI вв. Небывалый размах получило развитие точных и прикладных наук (геометрия, астрономия), которые были связаны с землемерным делом и мореплаванием, организацией системы искусственного орошения. В 827 году была измерена дуга меридиана и определены размеры земного шара. Успехи математики также поражали воображение современников. Арабам принадлежат введение тригонометрических функций (аль-Баттани, 858-929), разработка ряда приемов решения алгебраичных уравнений 1-й и 2-й степени (аль-Хорезми /9 в./). Основными занятиями арабских ученых, которые, как правило, были энциклопедически образованными людьми, служили теоретическая медицина и врачебная практика. В развитие медицины арабы внесли значительный вклад. Особое развитие получила офтальмология и связанные с нею достижения геометрической оптики (Хайсам /965-1035/, ар-Рази /864-925/). Запросы медицины и связанной с ней фармакологии способствовали развитию химии. Арабы заимствовали изобретенные в Китае компас, бумагу и порох и передали их европейцам. Высокого развития точные и естественные науки получили в трудах выдающихся ученых ибн Сины /980-1037/, аль-Бируни /973-1048/. Развитие описательной географии в Халифате обусловливалось интересами административно-налогового управления и торговли. Развивалась математическая география (тесно связанная с астрономией). Наибольшую известность получили труды перса ибн Хордадбеха /820-912/, арабов аль-Масуди /ум. 956/ и аль-Мукаддаси /946-1000/ и особенно географическая энциклопедия Якута /1179-1229/, в которой, помимо описания стран и городов Халифата, излагается учение о географических поясах (климатах).
Идеологической основой религиозных, философских и исторических наук являлся ислам. Арабская историография (ибн Исхак, ибн Хишам, ат-Табари, аль-Балазури, ибн Сад) развивалась на основе изучения и систематизации преданий о жизни пророка Мухаммада.
Высокого развития в Халифате достигла архитектура, создавшие новые типы зданий (мечети, минареты, медресе и др.) и усовершенствованные типы дворцов и жилых зданий; строения часто украшались богатой орнаментацией; замечательны изделия декоративно-прикладного искусства. К выдающимся памятникам Халифата относятся мечеть аль-Акса /692/ и культовое здание Куббат ас-Сахра /688/ в Иерусалиме, мечеть Омейядов в Дамаске с декоративными мозаиками /VIII в./, мечети и дворцы в Самарре (Ирак) и около нее, укрепленные военные лагери Каср-аль-Хайр, Мшатта, замок Кусейр-Амра (Сирия) с росписями на бытовые темы. В Египте высоко развивалось зодчество и декоративно-прикладное искусство. В Магрибе и на Пиренейском полуострове сложилось мавританское искусство, давшее замечательные памятники зодчества (мечети в Кайруане, Тунисе /7-9 вв./ и в Кордове /8-10 вв./, Альгамбра в Гранаде /середина 13 — начало 14 вв./). Значительные успехи были достигнуты в градостроительстве; был создан новый тип «круглого города» (Багдад), улучшено водоснабжение, особенно в Каире и Кордове.
Крестовые походы /11-13 вв./, монгольское нашествие /13 в./ сопровождались уничтожением культурных ценностей и падением производства и культуры. Но в арабских странах Африки и на Пиренейском полуострове этот период отмечен крупными культурными достижениями. Культура в этих странах была самой высокой и передовой в средневековой Европе. Очагами этой культуры являлись университеты в Кордове, Севилье, Малаге и Гранаде, где наиболее успешно преподавались математика, астрономия, химия и медицина. Астрономические сочинения испанских арабов стали основой европейской астрономии. Еще одно достижение арабской культуры этого периода – историко-социологическая теория арабского историка ибн Халдуна /1332-1406/. Наблюдалось также значительное развитие художественной литературы и особенно мавританского искусства (испано-мавританская керамика).
По материалам: Историческая энциклопедия. — М., Издательство «Советская энциклопедия», 1973-1982.