Терпение

«О те, ко­то­рые уве­ро­ва­ли!
Будь­те тер­пе­ли­вы, за­па­сай­тесь тер­пе­ни­ем,
не­си­те служ­бу на за­ста­вах и бой­тесь Ал­ла­ха,
– быть мо­жет, вы пре­ус­пе­е­те» [Ко­ран 3:200].

Смысл за­яв­лен­ной на­ми те­мы статьи глу­бок как оке­ан и сло­жен как би­ном Нью­то­на. Те­ма эта на­столь­ко мно­гог­ран­на и не­смот­ря на мно­жест­во име­ю­щих­ся книг и ста­тей про тер­пе­ние, ин­те­рес к этой ка­те­го­рии весь­ма вы­сок, а раз­лич­ные ав­то­ры не пре­кра­ща­ют ис­сле­до­ва­ние это­го во­про­са вви­ду его чрез­мер­ной ак­ту­аль­нос­ти. По­про­бу­ем и мы вне­сти свою скром­ную леп­ту в этом на­прав­ле­нии.

В жиз­ни че­ло­ве­ка бы­ва­ют си­ту­а­ции, ког­да он под­вер­га­ет­ся боль­шим ис­пы­та­ни­ям от Ал­ла­ха. А иног­да бы­ва­ет так, что ис­пы­та­ния сып­лют­ся на че­ло­ве­ка один за дру­гим, а их при­чин­но-следст­вен­ные свя­зи тес­но пе­ре­пле­та­ют­ся меж­ду со­бой. Не­да­ром, од­на из муд­рых рус­ских по­го­во­рок гла­сит: «При­шла бе­да — отво­ряй во­ро­та». А че­ло­ве­ку, ко­то­рый столк­нул­ся с нескон­ча­е­мой че­ре­дой ис­пы­та­ний, ка­жет­ся, что из это­го кри­ти­чес­ко­го по­ло­же­ния для не­го нет аб­со­лют­но ни­ка­ко­го вы­хо­да. И уже воз­ни­ка­ют в его из­му­чен­ной от про­блем го­ло­ве гре­хов­ные мыс­ли о пень­ко­вой ве­рев­ке или спа­си­тель­ном яде. В гла­зах по­яв­ля­ет­ся от­ча­я­ние, а ду­ша пе­ре­пол­ня­ет­ся тре­во­гой и стра­хом. Вот вам клас­си­чес­кий при­мер воз­ник­но­ве­ния стрес­са. И как пра­ви­ло, в по­доб­ных си­ту­а­ци­ях че­ло­век час­то со­вер­ша­ет свои са­мые боль­шие жиз­нен­ные ошиб­ки, ко­то­рые по­том при­хо­дит­ся по­рой ис­прав­лять всю свою жизнь. А не­ко­то­рые та­кие ошиб­ки ста­но­вят­ся ро­ко­вы­ми, не­ис­прав­ля­е­мы­ми.

В та­кой си­ту­а­ции ве­ру­ю­ще­му че­ло­ве­ку мо­жет по­мочь толь­ко тер­пе­ние. Тер­пе­ние – ос­но­во­по­ла­га­ю­щее (ба­зис­ное) нравст­вен­ное ка­чест­во ве­ру­ю­ще­го че­ло­ве­ка. Тер­пе­ние – это фун­да­мент, на ко­то­ром он обя­зан стро­ить и пла­ни­ро­вать свою жизнь. И он не мо­жет по­сту­пить ина­че. Не при­ста­ло ис­тин­ным ра­бам Ал­ла­ха раз­ма­зы­вать соп­ли и ре­веть из-за труд­нос­тей этой мир­ской жиз­ни, до­са­дуя на судь­бу-зло­дей­ку. Со­гла­сен – это не лег­ко. Но как бы то ни бы­ло, не­об­хо­ди­мо фор­ми­ро­вать в се­бе спо­соб­ность стой­ко пе­ре­но­сить стра­да­ния. В этом пла­не весь­ма по­ле­зен по­тен­ци­ал мел­ких не­при­ят­нос­тей. (Ты силь­но прос­ту­дил­ся, му­ча­ет ка­шель и на­сморк, за­то ты не бо­ле­ешь ра­ком или ту­бер­ку­ле­зом. Стук­нул ма­ши­ну че­ло­ве­ка, те­перь дол­жен устра­нить вмя­ти­ну и его ма­ши­ны и сво­ей, за­то ты це­лый и не­вре­ди­мый.)

Са­мое глав­ное – ты дол­жен знать, что да­же если про­бле­мы и на­ва­ли­ва­ют­ся на те­бя од­на за дру­гой, то ра­но или позд­но при­дет дол­гож­дан­ное об­лег­че­ние. В этой свя­зи при­ве­дем по­след­ние сло­ва из об­шир­но­го ис­то­ри­чес­ко­го ро­ма­на Исая Ка­лаш­ни­ко­ва «Жес­то­кий век»: «Тай­чу-Ку­ри при­слу­ши­вал­ся к вою вет­ра, к по­скри­пы­ва­нию ре­шет­ча­тых стен. Не опро­ки­ну­лась бы юр­та… Ста­рая… Зи­ма впе­ре­ди — длин­ная, мно­го еще бу­дет бу­ра­нов, вьюг и ме­те­лей. Но ка­кой бы длин­ной не бы­ла зи­ма, за ней обя­за­тель­но сле­ду­ет вес­на». Бо­лее то­го, за каж­дую до­стой­но вы­дер­жан­ную труд­ность ве­ру­ю­щий бу­дет воз­на­граж­ден в двой­ном раз­ме­ре: «Во­ис­ти­ну, за каж­дой тя­гостью на­сту­па­ет об­лег­че­ние. За каж­дой тя­гостью на­сту­па­ет об­лег­че­ние» [94:5-6].

Встре­ча­ют­ся лю­ди, ко­то­рые по жиз­ни жа­лоб­но вос­кли­ца­ют: «Толь­ко у ме­ня про­бле­мы!», «Опять у ме­ня про­бле­мы!», «Я – не­ве­зу­чий!» и т.п. По­доб­ные лю­ди не по­ни­ма­ют, что ис­пы­та­ния лю­дей – не­из­беж­ная за­ко­но­мер­ность. И до нас и пос­ле нас лю­ди бу­дут обя­за­тель­но под­вер­гать­ся раз­лич­ным ис­пы­та­ни­ям. «Или вы по­ла­га­ли, что вой­де­те в Рай, не ис­пы­тав то­го, что по­стиг­ло ва­ших пред­шест­вен­ни­ков? Их по­ра­жа­ли ни­ще­та и бо­лез­ни. Они пе­ре­жи­ва­ли та­кие по­тря­се­ния, что По­слан­ник и уве­ро­вав­шие вмес­те с ним го­во­ри­ли: «Ког­да же при­дет по­мощь Ал­ла­ха?» Во­ис­ти­ну, по­мощь Ал­ла­ха близ­ка» [2:214].

Раз уж ис­пы­та­ния по­сто­ян­но со­пут­ст­ву­ют че­ло­ве­ку, то есть смысл за­дать о функ­ции ис­пы­та­ний и труд­нос­тей: «С ка­кой целью Ал­лах ис­пы­ты­ва­ет лю­дей?». На наш взгляд, от­вет на этот во­прос име­ет двух­мер­ный ха­рак­тер. Во-пер­вых, мир­ская жизнь – это один из ве­ли­ких эк­за­ме­нов, по ито­гам ко­то­ро­го че­ло­век, за­слу­жив­ший до­вольст­во Ал­ла­ха по­па­да­ет в Рай, а за­слу­жив­ший гнев Ал­ла­ха – в Ад. При­чем, Рай – это ве­ли­кий то­вар Ал­ла­ха и он сто­ит весь­ма до­ро­го. На­вряд ли в не­го мож­но по­пасть, не пе­ре­жи­вая труд­нос­тей на пу­ти ис­лам­ско­го при­зы­ва, по­ис­ков зна­ния и до­сти­же­ния про­чих ве­ли­ких це­лей. «Мы не­пре­мен­но под­верг­нем вас ис­пы­та­нию до тех пор, по­ка не узна­ем тех из вас, кто сра­жа­ет­ся и про­яв­ля­ет тер­пе­ние. Мы про­ве­рим так­же то, что о вас со­об­ща­ют» [47:31].

Во-вто­рых, ис­пы­та­ния слу­жат свое­об­раз­ной тре­ни­ров­кой че­ло­ве­чес­ко­го ду­ха для до­сти­же­ния не­по­ко­ле­би­мос­ти ве­ры. Ве­ру­ю­щее серд­це, ко­то­рое про­шло не­ма­ло ис­пы­та­ний и за­ка­ли­лось в них как да­мас­ская сталь, не дрог­нет при воз­ник­но­ве­нии но­вых труд­нос­тей, ка­кие бы они не бы­ли боль­ши­ми и не­ожи­дан­ны­ми. Диа­лек­ти­ка ис­пы­та­ний слож­на и мно­го­об­раз­на. Так, на­при­мер, че­ло­век мо­жет вы­дер­жать ис­пы­та­ния тюрь­мой, по­бо­я­ми и ли­ше­ни­я­ми, но сло­мать­ся при ис­пы­та­нии властью, лестью и бо­гат­ст­вом. Яр­кий при­мер по­доб­но­го ти­па лю­дей – один из быв­ших спо­движ­ни­ков про­ро­ка Му­хам­ма­да (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет!) Са’ла­ба ибн Ха­тыб (о тра­ге­дии это­го че­ло­ве­ка на­сто­я­тель­но ре­ко­мен­ду­ем про­чи­тать в рас­ска­зе «Обе­ща­ние Са’ла­бы» на этом же сай­те).

Чуть вы­ше мы го­во­ри­ли о том, что не­ко­то­рые лю­ди жа­лу­ют­ся на обиль­ность и раз­мер ис­пы­та­ний, ко­то­рые их по­сти­га­ют, по срав­не­нию с ис­пы­та­ни­я­ми окру­жа­ю­щих их лю­дей. А меж­ду тем, как это ни стран­но про­зву­чит для да­ле­ких от ис­ла­ма лю­дей, обиль­ность ис­пы­та­ний и их слож­ность – бла­гой при­знак. Од­наж­ды По­слан­ни­ка Ал­ла­ха (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет!) спро­си­ли: «Кто из лю­дей бо­лее (под­вер­жен) ис­пы­та­ни­ям? Он ска­зал: «Про­ро­ки, по­том са­мый при­мер­ный и ме­нее при­мер­ный… Лю­ди ис­пы­ты­ва­ют­ся по ме­ре их ре­ли­гии. Так, чья ре­ли­гия «толс­та», уси­лит­ся и его ис­пы­та­ние. А чья ре­ли­гия сла­ба, ослаб­ля­ет­ся и его ис­пы­та­ние. И, во­ис­ти­ну, че­ло­ве­ка бу­дет не­пре­мен­но по­сти­гать ис­пы­та­ние до тех пор, по­ка он бу­дет ид­ти по зем­ле, не имея на се­бе ни еди­но­го пре­гре­ше­ния» [Ибн Хиб­бан]. Как мы ви­дим из это­го ха­ди­са, ис­пы­та­ния очи­ща­ют ве­ру­ю­ще­го от гре­хов и воз­вы­ша­ют его пе­ред Ал­ла­хом. По­это­му нам над­ле­жит от­но­сить­ся к ис­пы­та­ни­ям как к не­ко­е­му шан­су, ко­то­рый по­зво­лит нам стать бо­лее до­стой­ны­ми вой­ти в Рай Ал­ла­ха.

И если глуб­же по­смот­реть на рас­смат­ри­ва­е­мый в этой статье во­прос, то нам от­кры­ва­ет­ся по­тря­са­ю­щая по сво­ей глу­би­не кар­ти­на: сколь­ко раз в сво­ей жиз­ни мы «про­шля­пи­ли» раз­лич­ные ис­пы­та­ния от Ал­ла­ха, ко­то­рые ушли от нас, не оста­вив нам ни­ка­кой поль­зы, а ско­рее на­не­ся ог­ром­ный вред из-за от­сут­ст­вия долж­но­го тер­пе­ния с на­шей сто­ро­ны. А как бы­ло бы пре­крас­но в этих слу­ча­ях «пой­мать мо­мент» и уси­лить­ся за счет этих ис­пы­та­ний. Ведь если по­су­дить по-чест­но­му, на­ша жизнь, в ос­нов­ном, не так уж и слож­на. Вмес­то фор­ми­ро­ва­ния тер­пе­ния пу­тем ак­тив­ной ис­лам­ской по­зи­ции, осо­бен­но в сфе­ре ис­лам­ско­го при­зы­ва, мы с до­воль­ным ви­дом по­гло­ща­ем ха­ляль­ную кол­ба­су или ку­ри­цу, смот­рим ра­дост­ным ви­дом на свою же­ну и де­тей, не ду­мая об ак­ту­аль­ных про­бле­мах ис­лам­ско­го ми­ра, а мно­жест­во лю­дей по­ки­да­ют этот брен­ный мир без еди­но­го на­ма­за, пос­та и са­да­ки, по­то­му что та­ким ру­мя­ным му­суль­ма­нам как мы, как-то уж очень тя­же­ло «сту­пить на тро­пу при­зы­ва». Ведь – это труд­но и та­ит в се­бе мно­жест­во ли­ше­ний и на­ду­ман­ных опас­нос­тей. И жи­вем мы в этом ми­ре так спо­кой­но, как буд­то в на­ших кар­ма­нах есть га­ран­ти­ро­ван­ный и «же­лез­ный» би­лет, дан­ный нам с выш­них не­бес с по­мет­кой «Ко­неч­ная оста­нов­ка — Рай».



Оставить ответ