«О те, которые уверовали!
Будьте терпеливы, запасайтесь терпением,
несите службу на заставах и бойтесь Аллаха,
– быть может, вы преуспеете» [Коран 3:200].
Смысл заявленной нами темы статьи глубок как океан и сложен как бином Ньютона. Тема эта настолько многогранна и несмотря на множество имеющихся книг и статей про терпение, интерес к этой категории весьма высок, а различные авторы не прекращают исследование этого вопроса ввиду его чрезмерной актуальности. Попробуем и мы внести свою скромную лепту в этом направлении.
В жизни человека бывают ситуации, когда он подвергается большим испытаниям от Аллаха. А иногда бывает так, что испытания сыплются на человека один за другим, а их причинно-следственные связи тесно переплетаются между собой. Недаром, одна из мудрых русских поговорок гласит: «Пришла беда — отворяй ворота». А человеку, который столкнулся с нескончаемой чередой испытаний, кажется, что из этого критического положения для него нет абсолютно никакого выхода. И уже возникают в его измученной от проблем голове греховные мысли о пеньковой веревке или спасительном яде. В глазах появляется отчаяние, а душа переполняется тревогой и страхом. Вот вам классический пример возникновения стресса. И как правило, в подобных ситуациях человек часто совершает свои самые большие жизненные ошибки, которые потом приходится порой исправлять всю свою жизнь. А некоторые такие ошибки становятся роковыми, неисправляемыми.
В такой ситуации верующему человеку может помочь только терпение. Терпение – основополагающее (базисное) нравственное качество верующего человека. Терпение – это фундамент, на котором он обязан строить и планировать свою жизнь. И он не может поступить иначе. Не пристало истинным рабам Аллаха размазывать сопли и реветь из-за трудностей этой мирской жизни, досадуя на судьбу-злодейку. Согласен – это не легко. Но как бы то ни было, необходимо формировать в себе способность стойко переносить страдания. В этом плане весьма полезен потенциал мелких неприятностей. (Ты сильно простудился, мучает кашель и насморк, зато ты не болеешь раком или туберкулезом. Стукнул машину человека, теперь должен устранить вмятину и его машины и своей, зато ты целый и невредимый.)
Самое главное – ты должен знать, что даже если проблемы и наваливаются на тебя одна за другой, то рано или поздно придет долгожданное облегчение. В этой связи приведем последние слова из обширного исторического романа Исая Калашникова «Жестокий век»: «Тайчу-Кури прислушивался к вою ветра, к поскрипыванию решетчатых стен. Не опрокинулась бы юрта… Старая… Зима впереди — длинная, много еще будет буранов, вьюг и метелей. Но какой бы длинной не была зима, за ней обязательно следует весна». Более того, за каждую достойно выдержанную трудность верующий будет вознагражден в двойном размере: «Воистину, за каждой тягостью наступает облегчение. За каждой тягостью наступает облегчение» [94:5-6].
Встречаются люди, которые по жизни жалобно восклицают: «Только у меня проблемы!», «Опять у меня проблемы!», «Я – невезучий!» и т.п. Подобные люди не понимают, что испытания людей – неизбежная закономерность. И до нас и после нас люди будут обязательно подвергаться различным испытаниям. «Или вы полагали, что войдете в Рай, не испытав того, что постигло ваших предшественников? Их поражали нищета и болезни. Они переживали такие потрясения, что Посланник и уверовавшие вместе с ним говорили: «Когда же придет помощь Аллаха?» Воистину, помощь Аллаха близка» [2:214].
Раз уж испытания постоянно сопутствуют человеку, то есть смысл задать о функции испытаний и трудностей: «С какой целью Аллах испытывает людей?». На наш взгляд, ответ на этот вопрос имеет двухмерный характер. Во-первых, мирская жизнь – это один из великих экзаменов, по итогам которого человек, заслуживший довольство Аллаха попадает в Рай, а заслуживший гнев Аллаха – в Ад. Причем, Рай – это великий товар Аллаха и он стоит весьма дорого. Навряд ли в него можно попасть, не переживая трудностей на пути исламского призыва, поисков знания и достижения прочих великих целей. «Мы непременно подвергнем вас испытанию до тех пор, пока не узнаем тех из вас, кто сражается и проявляет терпение. Мы проверим также то, что о вас сообщают» [47:31].
Во-вторых, испытания служат своеобразной тренировкой человеческого духа для достижения непоколебимости веры. Верующее сердце, которое прошло немало испытаний и закалилось в них как дамасская сталь, не дрогнет при возникновении новых трудностей, какие бы они не были большими и неожиданными. Диалектика испытаний сложна и многообразна. Так, например, человек может выдержать испытания тюрьмой, побоями и лишениями, но сломаться при испытании властью, лестью и богатством. Яркий пример подобного типа людей – один из бывших сподвижников пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!) Са’лаба ибн Хатыб (о трагедии этого человека настоятельно рекомендуем прочитать в рассказе «Обещание Са’лабы» на этом же сайте).
Чуть выше мы говорили о том, что некоторые люди жалуются на обильность и размер испытаний, которые их постигают, по сравнению с испытаниями окружающих их людей. А между тем, как это ни странно прозвучит для далеких от ислама людей, обильность испытаний и их сложность – благой признак. Однажды Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) спросили: «Кто из людей более (подвержен) испытаниям? Он сказал: «Пророки, потом самый примерный и менее примерный… Люди испытываются по мере их религии. Так, чья религия «толста», усилится и его испытание. А чья религия слаба, ослабляется и его испытание. И, воистину, человека будет непременно постигать испытание до тех пор, пока он будет идти по земле, не имея на себе ни единого прегрешения» [Ибн Хиббан]. Как мы видим из этого хадиса, испытания очищают верующего от грехов и возвышают его перед Аллахом. Поэтому нам надлежит относиться к испытаниям как к некоему шансу, который позволит нам стать более достойными войти в Рай Аллаха.
И если глубже посмотреть на рассматриваемый в этой статье вопрос, то нам открывается потрясающая по своей глубине картина: сколько раз в своей жизни мы «прошляпили» различные испытания от Аллаха, которые ушли от нас, не оставив нам никакой пользы, а скорее нанеся огромный вред из-за отсутствия должного терпения с нашей стороны. А как было бы прекрасно в этих случаях «поймать момент» и усилиться за счет этих испытаний. Ведь если посудить по-честному, наша жизнь, в основном, не так уж и сложна. Вместо формирования терпения путем активной исламской позиции, особенно в сфере исламского призыва, мы с довольным видом поглощаем халяльную колбасу или курицу, смотрим радостным видом на свою жену и детей, не думая об актуальных проблемах исламского мира, а множество людей покидают этот бренный мир без единого намаза, поста и садаки, потому что таким румяным мусульманам как мы, как-то уж очень тяжело «ступить на тропу призыва». Ведь – это трудно и таит в себе множество лишений и надуманных опасностей. И живем мы в этом мире так спокойно, как будто в наших карманах есть гарантированный и «железный» билет, данный нам с вышних небес с пометкой «Конечная остановка — Рай».