Пост в Рамадане – один из столпов Ислама

Мы поздрав­ля­ем вас с на­ступ­ле­ни­ем свя­щен­но­го ме­ся­ца Ра­ма­дан, в ко­то­ром му­суль­ма­не со все­го ми­ра бу­дут дер­жать обя­за­тель­ный по­ст! Вспо­ми­ная об ис­то­ри­чес­ком про­ш­лом му­суль­ман­ских на­ро­дов быв­ше­го СССР, мы мо­жем ска­зать, что мощ­ная идео­ло­ги­чес­кая ра­бо­та по на­саж­де­нию ате­ис­ти­чес­ко­го ми­ро­воз­зре­ния не про­шла бес­след­но. Вы­рос­ли це­лые по­ко­ле­ния му­суль­ман, ко­то­рые пе­ре­ста­ли стро­ить свою по­всед­нев­ную жизнь на за­по­ве­дях Свя­щен­но­го Ко­ра­на и по при­ме­ру про­ро­ка Му­хам­ма­да (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет!). Но, и в те го­ды, не­смот­ря на жес­то­чай­шее дав­ле­ние и по­ли­ти­чес­кие ре­прес­сии на ис­лам, мно­гие со­вет­ские му­суль­ма­не не остав­ля­ли свою свя­тую обя­зан­ность – по­ст в ме­ся­це Ра­ма­дан. Про­шли 70 лет гос­под­ст­ва ате­из­ма, а ре­ли­гия Ал­ла­ха пе­ре­жи­ва­ет но­вое воз­рож­де­ние. Сви­де­тель­ст­во это­го – не­удер­жи­мый рост чис­ла лю­дей, ко­то­рые ста­ли дер­жать, обя­за­тель­ный для каж­до­го му­суль­ма­ни­на, по­ст в свя­щен­ный ме­сяц Ра­ма­дан. Од­ним из по­след­ст­вий то­таль­ной без­гра­мот­нос­ти му­суль­ман­ско­го на­се­ле­ния СССР в ос­но­вах ша­ри­а­та ста­ло то, что во­круг ме­то­до­ло­гии про­ве­де­ния пос­та об­ра­зо­ва­лось мно­го «ми­фов»: не­ко­то­рые лю­ди его че­рес­чур услож­ня­ют, а дру­гие на­обо­рот – слиш­ком об­лег­ча­ют. К со­жа­ле­нию, прак­ти­ка по­ка­зы­ва­ет, что эти «ми­фы» до сих пор име­ют мес­то сре­ди му­суль­ман на­шей стра­ны. По­это­му, мы на­де­ем­ся, что дан­ная статья по­мо­жет нам по­нять мно­гие во­про­сы, свя­зан­ные с та­ким важ­ным со­бы­ти­ем, как по­ст в ме­ся­це Ра­ма­дан, и уси­лить на­шу ре­ши­мость про­вес­ти свой по­ст наи­луч­шим об­ра­зом.

Про­ще­ние гре­хов ве­ру­ю­ще­го – один из благ пос­та в ме­сяц Ра­ма­дан. Про­рок Му­хам­мад (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет!) ска­зал: «Кто по­стил­ся ис­крен­не и с на­деж­дой (т.е. ис­крен­не ра­ди Ал­ла­ха и ожи­дая воз­на­граж­де­ние толь­ко от Не­го Од­но­го), то­му бу­дут про­ще­ны его гре­хи» [аль-Бу­ха­ри, Мус­лим].

Кто обя­зан со­блю­дать по­ст. По­ст яв­ля­ет­ся обя­за­тель­ным пред­пи­са­ни­ем для каж­до­го здо­ро­во­го, со­зна­тель­но­го, со­вер­шен­но­лет­не­го му­суль­ма­ни­на. Боль­ным, ко­то­рым воз­дер­жа­ние от пи­щи мо­жет на­вре­дить, и пу­те­шест­вен­ни­кам раз­ре­ша­ет­ся не со­блю­дать по­ст в ме­ся­це Ра­ма­дан, но они обя­за­ны воз­мес­тить его в те­че­ние го­да. Ал­лах ска­зал: «…А если кто бо­лен или на­хо­дит­ся в пу­ти, то пусть пос­тит­ся столь­ко же дней в дру­гое вре­мя. Ал­лах же­ла­ет вам об­лег­че­ния и не же­ла­ет вам за­труд­не­ния…» [Ко­ран, 2:185].

Дей­ст­вия, не на­ру­ша­ю­щие по­ст:
1. Про­гла­ты­ва­ние пи­щи, во­ды по за­быв­чи­вос­ти. Как толь­ко че­ло­век вспом­нит о пос­те, он обя­зан пре­кра­тить со­вер­ша­е­мое им и про­дол­жать по­ст;
2. Не­про­из­воль­ный вы­ход спер­мы (пол­лю­ции);
3. Под­кра­ши­ва­ние глаз сурь­мой или за­ка­пы­ва­ние ка­пель в гла­за;
4. Кро­во­пус­ка­ние, сда­ча кро­ви на ана­ли­зы или в ка­чест­ве до­нор­ской;
5. Чист­ка зу­бов мис­ва­ком или зуб­ной щёт­кой без ис­поль­зо­ва­ния па­с­ты;
6. Про­мы­ва­ние но­са и по­лос­ка­ние рта;
7. При­ня­тие ду­ша, со­вер­ше­ние пол­но­го омо­ве­ния, а так­же пла­ва­ние;
8. Не­про­из­воль­ное вды­ха­ние та­бач­но­го ды­ма, пы­ли или ино­го, в чём нет со­учас­тия пос­тя­ще­го­ся;
9. Ле­че­ние или уда­ле­ние зу­ба без гло­та­ния кро­ви или ле­карств;
10. Про­гла­ты­ва­ние сли­зи­с­тых вы­де­ле­ний но­со­глот­ки;
11. Рво­та в ма­лом объ­ёме, не­про­из­воль­ная рво­та;
12. За­гла­ты­ва­ние остав­шей­ся меж­ду зу­ба­ми пи­щи, если в об­щей мас­се это не рав­ня­ет­ся од­ной го­ро­ши­не;
13. Инъ­ек­ция в мыш­цу, в ве­ну или под ко­жу, но толь­ко в слу­чае ле­чеб­ной не­об­хо­ди­мос­ти;
14. Вды­ха­ние бла­го­во­ний, да­же пред­на­ме­рен­ное;
15. Опро­бо­ва­ние пи­щи на вкус, не про­гла­ты­вая её;
16. Ис­поль­зо­ва­ние ма­зей, йо­да или зе­лён­ки для дез­ин­фек­ции или за­жив­ле­ния от­кры­той ра­ны.

Дей­ст­вия, на­ру­ша­ю­щие по­ст:
1. Пред­на­ме­рен­ный по­ло­вой акт;
2. Еда и питьё (если пос­тя­щий­ся по­ел и вы­пил по за­быв­чи­вос­ти, то его по­ст не на­ру­ша­ет­ся);
3. Ку­ре­ние, же­ва­ние же­ва­тель­ной ре­зин­ки, инъ­ек­ции с целью па­рен­те­раль­но­го пи­та­ния;
4. От­кло­не­ние от на­ме­ре­ния дер­жать по­ст, да­же если он не раз­гов­лял­ся;
5. Мен­ст­ру­а­ция или пос­ле­ро­до­вое кро­во­те­че­ние;
6. Пред­на­ме­рен­ная рво­та.

Ночь аль-Кадр. По­кло­не­ние, вос­хва­ле­ния Ал­ла­ха, чте­ние Ко­ра­на и бла­гие де­ла, со­вер­ша­е­мые в эту ночь, луч­ше, чем, бла­гие де­ла, со­вер­шен­ные в те­че­ние ты­ся­чи ме­ся­цев.

Са­да­ка аль-Фитр. Про­рок Ал­ла­ха (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет!) обя­зал всех му­суль­ман вы­пла­чи­вать этот вид са­да­ки – ма­лень­ких и взрос­лых, муж­чин и жен­щин, за се­бя и за тех, кто на­хо­дит­ся на со­дер­жа­нии: жен,  де­тей и род­ст­вен­ни­ков, а так­же она от­да­ёт­ся за ре­бён­ка, ещё на­хо­дя­ще­го­ся в ма­те­рин­ском чре­ве.

Празд­нич­ный на­маз. Празд­нич­ный на­маз со­вер­ша­ет­ся в каж­дой ме­че­ти на сле­ду­ю­щий день (ора­за бай­рам, ид аль-Фитр) пос­ле окон­ча­ния ме­ся­ца Ра­ма­дан. В эти празд­нич­ные дни очень же­ла­тель­но на­вес­тить род­ст­вен­ни­ков и дру­зей. Пос­тить­ся в празд­нич­ные дни ка­те­го­ри­чес­ки за­пре­ще­но.

Же­ла­тель­ные де­я­ния, ко­то­рые со­вер­шен­ст­ву­ют по­ст:
1. Пред­рас­свет­ная еда (не­ко­то­рые лю­ди ле­нят­ся вста­вать на пред­рас­свет­ную еду, но же­ла­тель­но вы­пить хо­тя бы гло­ток во­ды, так как в су­ху­ре — бла­го­сло­ве­ние);
2. Ран­нее раз­го­ве­ние (сле­ду­ет раз­гов­лять­ся не­мед­лен­но пос­ле за­ка­та солн­ца, же­ла­тель­нее раз­гов­лять­ся све­жи­ми фи­ни­ка­ми или мо­ло­ком);
3. Об­ра­ще­ние к Ал­ла­ху с мо­лит­ва­ми при раз­го­ве­нии и в те­че­ние пос­та (у каж­до­го из нас хва­та­ет про­блем или же­ла­ний, ре­ше­ния ко­то­рых силь­но об­ра­до­ва­ло бы нас). Про­рок Му­хам­мад (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет!) ска­зал: «Моль­ба пос­тя­ще­го­ся при раз­го­ве­нии не отвер­га­ет­ся» [ибн Мад­жа];
4. Щед­рость и чте­ние Ко­ра­на;
5. Очень же­ла­тель­но со­вер­шать мо­лит­ву та­ра­у­их;
6. Усерд­ное по­кло­не­ние Ал­ла­ху в по­след­ние де­сять дней Ра­ма­да­на.

К че­му мы стре­мим­ся, со­блю­дая по­ст?

1. До­сти­же­ние бо­го­бо­яз­нен­нос­ти. По­ст – сред­ст­во до­сти­же­ния бо­го­бо­яз­нен­нос­ти, т.к. он по­мо­га­ет удер­жать че­ло­ве­ка от мно­гих гре­хов, к ко­то­рым скло­нен каж­дый. По­это­му про­рок Му­хам­мад (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет!) ска­зал: «По­ст – щит, ко­то­рым раб (Ал­ла­ха) за­щи­ща­ет се­бя от Ог­ня» [Ах­мад]. Мы долж­ны спро­сить се­бя пос­ле каж­до­го дня пос­та: Сде­лал ли нас по­ст бо­лее бо­го­бо­яз­нен­ны­ми и по­кор­ны­ми Ал­ла­ху? По­мог ли он нам уда­лить­ся от гре­хов и не­по­ви­но­ве­ния?

2. По­иск при­бли­же­ния к Ал­ла­ху. При­бли­же­ние к Ал­ла­ху в этом бла­го­сло­вен­ном ме­ся­це до­сти­га­ет­ся, в пер­вую оче­редь, со­вер­ше­ни­ем пред­пи­сан­ных обя­за­тельств; а так­же чте­ни­ем Ко­ра­на и раз­мыш­ле­ни­ем над его смыс­лом, раз­да­чей ми­ло­с­ты­ни, об­ра­ще­ни­я­ми с моль­ба­ми к Ал­ла­ху, учас­ти­ем в мо­лит­ве та­ра­у­их, по­ис­ком но­чи аль-Кадр, ко­то­рая луч­ше, чем ты­ся­ча ме­ся­цев, по­се­ще­ни­ем со­бра­ний Зна­ния и усер­ди­ем в тех де­я­ни­ях, ко­то­рые при­бли­жа­ют серд­це к Ал­ла­ху и к по­лу­че­нию Его про­ще­ния.

3. При­о­бре­те­ние тер­пе­ния. Ра­ма­дан на­зы­ва­ют ещё и ме­ся­цем тер­пе­ния, по­то­му что он огра­ни­чи­ва­ет ду­шу и те­ло от еды, питья и суп­ру­жес­ких от­но­ше­ний. По­сред­ст­вом тер­пе­ния мы смо­жем спра­вить­ся с взлёта­ми и па­де­ни­я­ми этой жиз­ни. Жизнь че­ло­ве­ка не усе­я­на цве­та­ми и со­сто­ит не толь­ко из од­них бе­лых по­лос, она ещё и пол­на мно­гих труд­нос­тей. Ал­лах ска­зал: «Или вы по­ла­га­ли, что вой­дёте в Рай, не ис­пы­тав тог, что по­стиг­ло ва­ших пред­шест­вен­ни­ков? Их по­ра­жа­ли ни­ще­та и бо­лез­ни. Они пе­ре­жи­ва­ли та­кие по­тря­се­ния, что По­слан­ник и уве­ро­вав­шие вмес­те с ним го­во­ри­ли: «Ког­да же при­дёт по­мощь Ал­ла­ха?» Во­ис­ти­ну, по­мощь Ал­ла­ха близ­ка» [Ко­ран, 2:214]. По­ст – один из ве­ли­чай­ших средств фор­ми­ро­ва­ния тер­пе­ния для каж­до­го му­суль­ма­ни­на.

4. Вос­пи­та­ние хо­ро­ших ма­нер. По­ст учит нас не толь­ко воз­дер­жи­вать­ся от еды и питья, но и воз­дер­жи­вать­ся от пло­хих ре­чей и де­я­ний, ко­то­рые мо­гут быть при­чи­ной вре­да лю­дям и на­ру­ше­ния их прав. Это очень серь­ёз­ный факт воз­мож­но­го не­при­ня­тия на­ше­го пос­та Ал­ла­хом, ведь Про­рок (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет!) ска­зал: «Если че­ло­век не от­ка­зы­ва­ет­ся ото лжи в ре­чах и де­лах, то Ал­лах Все­мо­гу­щий и Ве­ли­кий не нуж­да­ет­ся в том, что­бы он остав­лял свою пи­щу и питьё» [аль-Бу­ха­ри].

5. Вос­пи­та­ние му­суль­ман­ско­го един­ст­ва. Ра­ма­дан – вре­мя для то­го, что­бы уси­лить ощу­ще­ние един­ст­ва и брат­ст­ва всех му­суль­ман пла­не­ты. Мы долж­ны пом­нить, что этот по­ст дер­жат мил­ли­о­ны лю­дей в раз­ных угол­ках зем­но­го ша­ра. Они, так­же как и мы, стре­мят­ся об­рес­ти до­воль­ст­вие Ал­ла­ха, при­дер­жи­ва­ясь пос­та в свя­щен­ный ме­сяц Ра­ма­дан.

Ин­фор­ма­ция для раз­мыш­ле­ния. Учё­ные го­во­рят, что толь­ко Ал­лах зна­ет: у ко­го при­нят по­ст, а у ко­го – нет, но од­ним из при­зна­ков при­ня­то­го пос­та яв­ля­ет­ся улуч­ше­ние ха­рак­те­ра че­ло­ве­ка, со­вер­ше­ние им бла­гих де­я­ний и воз­дер­жан­ность в ре­чах. Каж­дый му­суль­ма­нин дол­жен в те­че­ние Ра­ма­да­на изу­чить и спро­сить се­бя: «Ка­ко­ва моя роль в ис­ла­ме?», «Что я де­лаю и что я мо­гу сде­лать на бла­го про­цве­та­ния и раз­ви­тия ис­ла­ма?» и «Про­дол­жу ли я со­вер­шен­ст­во­вать свой ха­рак­тер, свои бла­гие де­я­ния или это всё уй­дёт пос­ле окон­ча­ния пос­та?».

Мы про­сим Ал­ла­ха да­ро­вать нам спо­соб­ность улуч­шить се­бя в те­че­ние это­го бла­го­сло­вен­но­го ме­ся­ца, и не быть из тех, кто уда­лён от Его ми­лос­ти и про­ще­ния. По­ис­ти­не, Он – Слы­ша­щий и Отве­ча­ю­щий на моль­бы сво­их ра­бов!



2 комментария

  1. Турбай Ильяс on

    Очень рекомендую почаще держать нафль-оразу (по четвергам и пятницам), если трудно, то хотя бы 3 раза в месяц… Это эффективно влияет на иман… Жизнь наша и так коротка, а сауабы нам никогда не помешают…

  2. عائشة on

    Salamwaleikum wa rahmatullah
    Vy pravy brat, chto ludy chastno chto to dobavlayet a chto to ostablyaut, eto i est bidda3a.
    Jiva v Katare neskolko let, ia viju kak nekotore semii (arabskogo proishojdenia) ochen stremiats evropenizorovatsia, i prnimiat ih traditsii, otmechat prazdniki…hotia s drugoi storoni, oni takje budut strogo otnositsia dopustim k niqabu. Kak vy skzali, nasha jizn doljna byt postroena na stolpah Qura’ana ili Sunni…wa Allahu a3lim. Allahum ihdihum. Ameen

Оставить ответ