632 – 661 гг. – время становления первого в истории государства мусульман, современными специалистами называемого Арабский Халифат. Само его население называло его просто Халифат, что по-арабски («хиляфа») означает «наместничество» (Бога на земле). Согласно Корану, человек является наместником единого Бога – Аллаха на земле и смысл его жизни в том, чтобы поклоняться Аллаху, претворять в действие и охранять установленные Аллахом законы. Ислам, его религиозная идеология, собранная в Коране и учении пророка Мухаммеда (Мухаммада), исламское право было основой существования Халифата. Это то самое государство, которое подарило миру «Тысячу и одну ночь», многие научные и технические достижения Средневековья, целый ряд общеупотребительных в разных языках слов («цифра», «адмирал», «тариф», «алгебра» и др.). В этом государстве сложилась общеизвестная культура исламского мира с грандиозными сооружениями мечетей и их куполообразных крыш, высоких минаретов, арабской вязью и написанными на ней восточными поэмами и сказками, удивительным разнообразием сладких кондитерских изделий, роскошными дворцами и гаремами султанов и визирей.
Но в те, первые десятилетия после смерти в 632 г. пророка Мухаммеда Халифат ничем, кроме вероисповедания большинства его населения, не походил на ту утопающую в садах и сокровищах многонаселенную державу, о которой известно по сказкам «Тысячи и одной ночи». На заре своего существования Арабский Халифат был весьма примитивным государственным образованием с преимущественно покрытыми знойными пустынями, суровыми землями, население которых ютилось в заросших финиковыми пальмами оазисах. Единственная сила, на которой держался ранний Халифат, была сила веры, преданность его населения Аллаху, повелевшему в Коране во всем добром беспрекословно повиноваться мусульманскому правителю. Основой самосознания населения, делавшего Халифат единой державой, было базирующееся на той же преданности всемогущему Богу чувство религиозного братства мусульман. В раннем Халифате не существовало политического неравенства по национальному, племенному, имущественному признаку или происхождению: все мусульмане считались равными перед Богом и законом, одной общиной. Сам правитель – халиф, жил так же, как большинство населения страны: в простом жилище и скромной обстановке, носил простую одежду, питался так же, как и большинство подданных, а в неурожайные годы страдал от голода. Халиф и члены его семьи сами следили за своим жилищем и готовили себе пищу, помогали им только несколько рабов; халиф всюду ходил без телохранителей, которых у него просто не было, делал покупки на рынке и лично наблюдал за тем, как живут его подданные. И это было естественным: первые поколения мусульман интересовало лишь то, как они исполнят в земной жизни свой долг перед Аллахом, и их правители вовсе не стремились подражать богатым и деспотичным правителям других восточных держав в роскоши и церемониале, так как увлечение благами преходящего мира, согласно Корану, было прямым путем к греху и нечестию. Знатные, богатые мусульмане тратили свой доход на распространение Ислама, помощь бедным, содержание мусульманского войска, защищавшего религию, и им даже в голову не приходило с помощью своего богатства оказать влияние на политику в личных интересах или ограничить власть халифа. Поэтому мусульманская, а вслед за ней и мировая, историография называет ранний период в истории первого государства мусульман Праведным Халифатом. Это – время правления четырех халифов, называемых праведными. Все они были из числа ближайших сподвижников пророка Мухаммеда.
Смерть Мухаммеда стала великим потрясением для мусульман. Она грозила и опасным политическим кризисом в Аравии: единство народа, представленного только что бывшими совершенно разобщенными, постоянно враждовавшими между собой племенами, не до конца распрощавшимися с пережитками первобытнообщинного строя, держалось только на общей религии. Теперь, когда среди арабов не стало главного проповедника Ислама, получавшего откровения от самого Аллаха, являвшегося верховным судьей, слова которого принимались всеми за безоговорочную истину, многие племена могли оставить недавно принятую религию, арабское единство вновь могло распасться. Понимая это, ближайший друг и тесть Мухаммеда Абу Бакр, прозванный пророком «ас-Сиддик – Правдивейший» и называемый мусульманами «лучшим из людей», вышел к собравшимся в Медине людям и обратился к ним со словами: «Кто поклонялся Мухаммеду – знайте, что Мухаммед умер, а кто поклонялся Аллаху – знайте, что Аллах вечен и никогда не умирает!». Вскоре совет предводителей мухаджиров – мусульман, переселившихся в Медину из Мекки, и ансаров – коренных жителей Медины, выбрал Абу Бакра первым халифом. Абу Бакр поначалу отказывался, предлагая на эту должность других авторитетных мусульман, в частности, представителя курайшитской знати Умара Ибн аль-Хаттаба, еще с доисламского времени известного как мудрый судья, разрешавший спорные вопросы между племенами. Однако авторитет Абу Бакра, подтвержденный самим Мухаммедом, был неоспорим. Поэтому все мусульмане безоговорочно признали Абу Бакра своим правителем, достойным преемником своего пророка.
Многие арабские племена, действительно, стали отходить от Ислама. К древней арабской религии, вековым оплотом которой была находившаяся теперь в руках мусульманских предводителей Мекка, в полной мере уже не возвращались. Однако в отдаленных районах Аравии стали появляться вожди, называвшие себя новыми пророками Аллаха и создававшие новые языческие культы, отказывавшиеся подчиняться Медине. Борьба с новоявленными «пророками» стала основной задачей мусульман в период правления Абу Бакра. Вдобавок, началась война мусульман с Византией. 29 июня 632 г., пользуясь отсутствием основных сил мусульман, ушедших в поход на византийские владения, вероотступники – муртады, попытались захватить Медину. Однако оставшимся в городе мусульманам удалось отразить нападение. После возвращения войска из похода Абу Бакр организовал контрнаступление на вышедшие из повиновения племена и области Аравии. Со времени войн между первыми мусульманами и курайшитами-язычниками борьба за торжество законов Аллаха – джихад, неотъемлемой частью которой было и сражение с врагами Ислама, стала одной из основных религиозных обязанностей мусульман, закрепленной в Коране и учении Мухаммеда. Особенно трудным было покорение Йемена – самой богатой и культурно развитой области Аравии, где воцарился лжепророк Мусайлима. На первом этапе война между мусульманами и муртадами длилась с переменным успехом, однако действия последних не отличались слаженностью, кроме того, среди мусульманских полководцев был издавна снискавший славу непобедимого Халид Ибн аль-Валид. Несмотря на довольно ожесточенный характер, восстания против Медины были полностью подавлены в течение года. Отступившие племена заново приняли Ислам.
Покончив с восстаниями, мусульмане получили возможность заняться борьбой с внешнеполитическими противниками: Византийской империей и Сасанидским Ираном. В прилегающих к Аравии владениях этих постоянно враждующих между собой держав уже проживало много мусульман. Однако основной идеологической силой, скрепляющей единство этих империй, была религия: Христианство в Византии и Зороастризм в Иране. Ислам их священники и правители воспринимали как опасную ересь, в связи с чем начали преследования принявших новую религию своих подданных. Руководствуясь предписаниями Корана и учением Мухаммеда о помощи попавшим в беду единоверцам, а также о распространении и утверждении на земле законов Аллаха, мусульмане, возглавляемые своим халифом, повели многотысячные войска на своих грозных врагов, многие века определявших политику в Западной Азии. Превосходно организованная и обученная армия Византийской империи – наследницы Древнего Рима, не смогла устоять перед натиском проникнутых стремлением исполнить долг перед своим Богом и получить высшую степень вечной жизни в раю мусульманских воинов – муджахидов. В 634 г. мусульмане отвоевали у Византии южную часть Сирии – области с одной из древних цивилизаций мира, в том числе главный сирийский город, торговый центр Ближнего Востока Дамаск. У Ирана мусульманами были отвоеваны западные территории Ирака – Месопотамии, тоже колыбели древнейших цивилизаций: Шумера и Вавилона.
23 августа 634 г., когда намечалась решающая битва между мусульманами и Византией за Сирию, халиф Абу Бакр умер от болезни, вызванной простудой. В последние дни его жизни предводители мусульман обратились к нему с просьбой назначить преемника. Абу Бакр высказался за Умара Ибн аль-Хаттаба, что было поддержано собравшимися.
Абу Бакр был отважным и беспощадным воином, лично сражавшимся с собственным сыном, когда тот еще не принял Ислам. Однако в повседневной жизни это был человек мягкий, дружелюбный и снисходительный. Весь относительно недолгий период своего правления он всецело старался соответствовать своему месту в мусульманском обществе – месту преемника пророка, на которое его назначили. После его смерти родственникам практически нечего было от него унаследовать, поскольку все свое имущество он тратил на нужды исламской общины и помощь обездоленным. Даже принадлежавший ему небольшой участок земли он завещал передать в общинное пользование.
С приходом к власти второго халифа – Умара (Омара) Ибн аль-Хаттаба, в современной историографии иногда называемого Умаром I, мусульмане начинают проводить интенсивную завоевательную политику, в итоге и приведшую к мировому распространению Ислама и становлению культурно разнообразной и богатой исламской цивилизации. 20 августа 636 г. в битве при реке Ярмук в Сирии мусульмане, главную ударную силу которых составляла конница Халида Ибн аль-Валида, получившего прозвище Сейфуллах («меч Аллаха»), разгромили превосходящее их по числу византийское войско, организованное подобно современным армиям. В результате к мусульманам окончательно отошли визнатийские провинции Сирия и Палестина с древними городами. Только Иерусалим – административный центр Палестины и главный культовый город христиан и иудеев, еще год оставался под контролем Константинополя. Понимая, что скоро и он перейдет в руки мусульман, византийцы вывозили оттуда христианские реликвии и ценности. Затем наместник Иерусалима, называемого арабами Кудс, лично вручил Умару ключи от города. В 636 – 640 гг. мусульмане завоевали весь Ирак, захватив и летнюю резиденцию сасанидского царя Йездигерда III, который бежал на восток. С Ираком в руки мусульман попали несметные сокровища и культурные достижения иранской державы. Умар, однако, настрого запретил мусульманским полоководцам забирать трофеев больше определенного размера, а излишки богатства конфисковывал на общие нужды мусульман. В завоеванных странах арабам было запрещено владеть землей, которая оставалась в пользовании местного населения. Арабы в завоеванных местностях основывали военные поселения – амсар, где в каждом квартале селились воины из одного постоянного отряда, принадлежавшие к одному племени.
Вообще, военные успехи мусульман в сильной степени обусловливались тем, что их власть для местного населения оказывалась значительно мягче власти собственных правителей. Подданные Византиии и Ирана платили налоги в царскую казну, в пользу своих помещиков и местных чиновников, на церковные и храмовые нужды. Мусульмане же облагали иноверцев в завоеванных областях сравнительно небольшой податью – джизьей, а земледельцев также хараджем – так же небольшим поземельным налогом. Принявшие Ислам люди на первые годы, вообще, освобождались от всех налогов, наоборот, им выплачилась материальная поддержка из общего фонда. Затем на мусульман, имеющих прибавочный доход от хозяйства, налагался закят – подать в размере нескольких процентов от дохода, предназначенную для помощи малоимущим, содержания мусульманского войска и поддержки новообращенных в Ислам. А мусульмане, владевшие землей, также платили ушр – десятую часть урожая, на общие нужды. Первые поколения мусульман исключительно боялись совершить грех и потерять милость Аллаха, поэтому исполняли свои обязанности в строгом соответствии с шариатом. Мусульмане могли быть грозными как воины, беспощадными к военнопленным, но к населению завоеванных областей относились мягко, заботились о его благополучии, так как единственной целью завоеваний преследовали установление на земле законов Аллаха, привлечение в Ислам возможно большего числа людей. Конфискованные у знатных византийцев и иранцев излишки богатства шли в фонд мусульманской общины, откуда поступали на помощь малоимущим любой религии. Неудивительно, что население покоренных стран нередко воспринимало мусульман как освободителей от тяжелого гнета собственных властей, и через некоторое время подавляющее большинство жителей завоеванной земли обращалось в Ислам.
Продолжая войну с Византией и Ираном, Умар отправил войска на покорение византийской провинции Египет и Персии – главной части Сасанидской империи. Египет быстро перешел в руки мусульман, Персия же, население которой было неродственно арабам и имело свою очень древнюю культуру, восходящую к эпохе древнеперсидской цивилизации, при Умаре вся завоевана не была. Однако падение Сасанидской державы уже было вопросом времени. Многие персы возненавидели Умара как предводителя оккупантов, лишивших их древнюю, великую страну независимости. Даже после принятия населением Ирана Ислама эта неприязнь впоследствии соединилась с вероучением шиитов – обособившегося от ортодоксального Ислама течения, где Умар признан узурпатором власти, несправедливо отстранившим от нее двоюродного брата пророка Мухаммеда Али. В Египте по приказу Умара была уничтожена огромная Александрийская библиотека, считающаяся одним из семи чудес света: хранившиеся в ней книги, используемые многими учеными того времени, содержали большое количество материалов о древнегреческой религии, рассматриваемой мусульманами как язычество.
Не менее важной, чем начало интенсивных завоеваний, особенностью правления Умара было то, что при нем регулировавшееся до тех пор традиционным родоплеменным образом объединение народа на основе общей религии стало приобретать характерные для государственности черты. Завоевывая византийские и иранские области с древними государственными традициями, мусульмане активно перенимали их прогрессивные формы управления обществом, а также не противоречащие Исламу культурные и технические достижения. Со времени правления Умара, прозванного еще Мухаммедом аль-Фарук – «различающий (добро и зло)» можно говорить о первой исламской государственности и возникновении первого в истории государства мусульман – Халифата. В современной историографии он называется Арабский Халифат, поскольку решительную роль в его становлении сыграли арабы. Для управления завоеванными областями Умар стал назначать наместников – амиров (эмиров), из числа мусульманских полководцев. Сам он принял титул Амир-аль-Муминин – «Повелитель правоверных», и впоследствии так именовались все правители Халифата. Помимо наместников провинций, при Умаре впервые в общеарабской истории были учреждены другие государственные должности: казначеев, судей (кадиев) и др. В арабских городах появились стражи, следящие за общественным порядком, тюрьмы для содержания преступников и злостных неплательщиков долга. Осуществлялось активное градостроительство, при этом по личному выбору Умара использовались византийские традиции. Так стали появляться ставшие фактически атрибутами исламской культуры мечети и дворцы с характерными куполообразными крышами. Помимо городов, строились соединявшие разделенные дикими пустынными местностями провинции Халифата дороги, был восстановлен давно пришедший в запустение судоходный канал между рекой Нил и Красным морем, по которому в Аравию двинулись караваны груженных египетским зерном (Египет ранее был главной житницей Римской и Византийской империй) судов. Умар ввел регулярные выплаты из государственной казны семьям, имевшим малолетних детей. Поворотным событием в арабской истории стало учреждение летоисчисления по лунному календарю, начинаемое от года Хиджры – переселения пророка Мухаммеда со сподвижниками из Мекки в Медину. Летоисчислением от Хиджры и поныне пользуются мусульмане всего мира.
В историю исламского мира Умар Ибн аль-Хаттаб вошел как образец сурового, но справедливого правителя. Бескомпромиссно карая подданных за всякое нарушение божественного закона или предписаний Мухаммеда, он неуклонно заботился о благополучии мусульман и жителей завоеванных регионов, все силы и средства отдавал на благо мусульманской общины, процветание исламского государства. Требовательный к другим, он был требовательным и к себе; ревностно охраняя шариатскую законность, он стремился быть дотошно справедливым и отличался снисходительностью к людям, нарушившим закон по незнанию или в силу невыносимых жизненных обстоятельств. Так, в один год, когда Аравию поразила необычайно сильная засуха, приведшая к голоду, он запретил применять установленное в Коране отсечение рук за воровство, руководствуясь кораническим же установлением о прощении Аллахом вынужденных грехов: в те месяцы люди крали продукты просто, чтобы не умереть с голоду. Также известен случай, когда Умар освободил от наказания прелюбодейку, происходившую из отдаленно живущего племени, которое не знало, что прелюбодеяние запрещено. Своих родственников он предупреждал, что если они совершат преступление, то будут наказаны в два раза строже, поскольку как родные самого правителя, они являются примером для остальных подданных. Однажды, когда жена пожаловалась ему, что у них в доме закончились конфеты, и нет ничего вкусного, чтобы угостить детей, он ответил, что его дети будут каждый день есть конфеты только тогда, когда сладости на каждый день будут у всех детей в Халифате. Себе Умар назначил определенное содержание из государственной казны, поскольку ему трудно было одновременно и управлять государством, и заниматься личным хозяйством, однако содержания этого хватало лишь на то, чтобы удовлетворить самые необходимые нужды. Халиф постоянно ходил по улицам Медины, проверяя порядок в городе, разговаривал с людьми, выясняя, в чем больше всего нуждаются подданные. Приводится также рассказ о том, как Умар, увидев разговаривавших на улице мужчину и женщину (это являлось нарушением исламского этикета), подошел и ударил мужчину палкой. Когда же выяснилось, что это были только что приехавшие в город муж и жена, обсуждавшие, в каком доме можно остановиться, халиф передал палку мужчине и потребовал, чтобы тот ударил его в ответ. Однако мужчина, преисполненный уважения к правителю, отказался.
В ноябре 644 г. Умар в очередной раз обходил Медину. К нему обратился раб из персидских военнопленных Фируз по-прозвищу Абу Люля, который занимался уличной торговлей, часть выручки отдавая своему хозяину. Раб пожаловался, что хозяин забирает из его выручки слишком много, однако Умар счел, что претензии Абу Люля необоснованны. Ночью тот пробрался в мечеть и, когда Умар в установленное время с началом рассвета заступил на утреннюю молитву, напал на халифа, нанеся шесть ударов отравленным кинжалом. Присутствовавшие мусульмане схватили было перса, но тот заколол кинжалом себя. Через три дня, 7 ноября 644 г., Умар скончался в своем доме, перед смертью назначив шуру – совет, из наиболее авторитетных мусульманских лидеров, для выбора нового халифа. Когда по Медине разнеслась весть о смерти всеми уважаемого халифа, некоторые женщины-мусульманки воскликнули: «О, лучше бы умерли наши дети!».
При Умаре мусульмане твердо закрепили за собой политические позиции на Ближнем Востоке, и уже можно было не опасаться, что молодое государство, стремительно превращавшееся в могущественную державу, оспаривавшую влияние Византии и Сасанидского Ирана, растеряет свой потенциал. Поэтому в последующие годы стали все отчетливее намечаться серьезные политические разногласия в самой мусульманской среде, приведшие в итоге к борьбе за власть между разными группами и отделению от основной массы последователей Мухаммеда партий, впоследствии ставших первыми религиозными течениями, отколовшимися от ортодоксального Ислама.
Источник: http://history-thema.com