Что мы знаем о Коране

О Ко­ра­не мно­гие из нас зна­ют ни­чтож­но ма­ло. Час­то при­хо­дит­ся слы­шать сме­лые рас­суж­де­ния о Ко­ра­не тех, кто не зна­ет о нем поч­ти ни­че­го. Что­бы не упо­доб­лять­ся та­ким не­веж­дам нуж­но иметь хо­тя бы об­щее пред­став­ле­ние о сво­ей свя­щен­ной кни­ге. Ког­да был нис­по­слан Ко­ран, сколь­ко в нем глав, о чем он по­вест­ву­ет и дру­гие эле­мен­тар­ные све­де­ния над­ле­жит знать не толь­ко каж­до­му му­суль­ма­ни­ну, но и лю­бо­му об­ра­зо­ван­но­му че­ло­ве­ку.
Итак, нач­нем с на­ча­ла. Ко­ран был нис­по­слан, точ­нее на­чал нис­по­сы­лать­ся в ме­сяц Ра­ма­зан, за 13 лет до на­ча­ла му­суль­ман­ско­го ле­то­ис­чис­ле­ния хидж­ры. Ночь на­ча­ла нис­по­сла­ния точ­но не­из­вест­на, но боль­шую ар­гу­мен­ти­ро­ван­ность име­ет мне­ние о 27 но­чи ме­ся­ца Ра­ма­зан. Эта ночь на­зва­на «ночью мо­гу­щест­ва» и ей по­свя­ще­на в Ко­ра­не це­лая гла­ва (су­ра). Пос­ле пер­во­го от­кро­ве­ния, ко­то­рое мож­но най­ти в на­чаль­ных пя­ти ая­тах (сти­хах) 96 су-ры (гла­вы) Ко­ра­на, про­ро­чест­во про­дол­жи­лось в те­че­ние 23 лет. То есть, Ко­ран нис­по­сы­лал­ся час­тя­ми, за­час­тую, по ме­ре не­об­хо­ди­мос­ти раз­ре­ше­ния на­зрев­ших про­блем. Ко­ра­ни­чес­кое рас­по­ло­же­ние сур не со­от­вет­ст­ву­ет по­сле­до­ва­тель­нос­ти их нис­по­сла­ния; так, на­при­мер, вна­ча­ле бы­ли нис­по­сла­ны пять ая­тов 96 су­ры, за­тем мог­ли быть нис­по­сла­ны ая­ты из се­ре­ди­ны Ко­ра­на, по­том с на­ча­ла и так да­лее. Все 114 Сур Ко­ра­на, за не­сколь­ки­ми ис­клю­че­ни­я­ми, рас­по­ло­же­ны в по­сле­до­ва­тель­нос­ти от са­мой боль­шой 2-ой су­ры, в ко­то­рой 286 ая­тов, до са­мых ма­лень­ких, в не­ко­то­рых из ко­то­рых все­го лишь по 3 ая­та. Все­го ая­тов в Ко­ра­не 6236.
Ко­ран на­пи­сан осо­бым сти­лем. Это не­льзя на­звать сти­ха­ми или про­зой. Не­ко­то­рые су­ры име­ют длин­ные ая­ты, дру­гие со­дер­жат ко­рот­кие ла­ко­нич­ные сти­хи. По­вест­во­ва­ние Ко­ра­на на­столь­ко уни­каль­но и гар­мо­нич­но, что ис­клю­ча­ет вся­кое учас­тие че­ло­ве­ка в его со­став­ле­нии, при­чем учи­ты­вая, что про­рок, мир ему, не был обу­чен ни чте­нию, ни пись­му.
Вот как вы­ска­зы­ва­ет­ся о Ко­ра­не А. Дж. Ар­бер­ри в пре­ди­сло­вии к сво­е­му ан­глий­ско­му пе­ре­во­ду:
«Вся­кий раз, ког­да я слы­шу рас­пе­вы (чте­ние) Ко­ра­на, я как буд­то слу­шаю му­зы­ку, лью­щу­ю­ся сверху ме­ло­дию и по­сто­ян­но зву­ча­щий не­пре­хо­дя­щий ритм ба­ра­ба­на, буд­то это би­е­ние мо­е­го серд­ца».
Дру­гой ан­гли­ча­нин Р. Бо­су­орт-Смит, ав­тор кни­ги «Мо­хам­мед и мо­хам­ме­данст­во» ска­зал, что Ко­ран есть «Чу­до чис­то­ты сло­га, муд­рос­ти и прав­ды».
Каж­дая су­ра Ко­ра­на име­ет свое на­зва­ние и все они, за ис­клю­че­ни­ем 9-ой на­чи­на­ют­ся с фра­зы: «Во имя Ал­ла­ха Все­ми­лос­ти­во­го Ми­ло­серд­но­го».
В чем от­ли­чие Ко­ра­на от Биб­лии. Биб­лия со­сто­ит из Вет­хо­го и Но­во­го за­ве­тов. Вет­хий за­вет де­лит­ся на Пя­ти­книжье (То­ра), ко­то­рое от­но­сят к про­ро­ку Мо­и­сею, Книг Про­ро­ков, вклю­ча­ю­щих древ­ние от­кро­ве­ния ев­рей­ских про­ро­ков, а так­же из Пи­са­ний (Агио­гра­фов) – со­бра­ний текс­тов от­но­ся­щих­ся к раз­лич­ным по­э­ти­чес­ким и про­за­и­чес­ким жан­рам (ре­ли­ги­оз­ная ли­ри­ка, сбор­ни­ки афо­риз­мов, на­зи­да­тель­ные по­вес­ти, хро­ни­каль­ные тек­с­ты и др.). Но­вый за­вет со­сто­ит из па­мят­ни­ков ран­нех­рис­ти­ан­ской ли­те­ра­ту­ры вто­рой по­ло­ви­ны 1 в. и на­ча­ла 2 в.
Эти об­ще­из­вест­ные фак­ты сви­де­тельст­ву­ют о том, что со­вре­мен­ная Биб­лия не яв­ля­ет­ся Бо­жест­вен­ным от­кро­ве­ни­ем в том его по­ни­ма­нии, ко­то­рое со­дер­жит­ся в ис­ла­ме, по­сколь­ку она — не бо­жест­вен­ная речь, а по­вест­во­ва­ния лю­дей, что кста­ти, не скры­ва­ют хрис­ти­а­не. Не сек­рет так­же, что в на­ча­ле Биб­лий бы­ло не­сколь­ко со­тен, из ко­то­рых, впо­следст­вии, на ос­но­ве кон­цеп­ции о бо­го­вдух­но­вен­нос­ти не­ко­то­рых ав­то­ров,  бы­ли вы­бра­ны и ка­но­ни­зи­ро­ва­ны че­ты­ре ны­не из­вест­ных.
Ис­лам же утверж­да­ет, что бо­жест­вен­ная кни­га – это есть от­кро­ве­ние Бо­га, Его об­ра­ще­ние к лю­дям. К не­му не долж­на при­кос­нуть­ся ру­ка че­ло­ве­ка. Ко­ран, в со­от­вет­ст­вии с ве­ро­уче­ни­ем ис­ла­ма – это пря­мая речь Все­выш­не­го, пе­ре­дан­ная че­рез ан­ге­ла Джаб­ра­и­ла (Гав­ри­и­ла) про­ро­ку и всем лю­дям.
Вот прин­ци­пи­аль­ное от­ли­чие Ко­ра­на от Биб­лии. Пре­лесть Ко­ра­на в том, что мы име­ем воз­мож­ность озна­ко­мить­ся со сло­ва­ми са­мо­го Бо­га, что не­льзя ко­неч­но же срав­нить с пе­ре­ска­зом, как бы хо­ро­шо он не был вы­пол­нен. На­до от­ме­тить, что в ис­ла­ме так­же име­ют­ся по­вест­во­ва­ния о де­я­ни­ях про­ро­ка и его собст­вен­ные вы­ска­зы­ва­ния, но они от­де­ле­ны от бо­жест­вен­но­го от­кро­ве­ния и но­сят на­зва­ние «сун­на».
Пер­вое сло­во, ко­то­рое бы­ло нис­по­сла­но из Ко­ра­на – сло­во «ик­ра», что озна­ча­ет «чи­тай, по­зна­вай, изу­чай». Здесь и во мно­гих дру­гих ая­тах Ко­ран при­зы­ва­ет лю­дей к по­зна­нию и раз­мыш­ле­нию. Это од­на из по­сто­ян­ных тем, за­тра­ги­ва­е­мых Бо­жест­вен­ным Пи­са­ни­ем. Свя­щен­ная кни­га так­же со­дер­жит по­вест­во­ва­ния из жиз­ни пре­ды­ду­щих про­ро­ков, по­ве­ле­вая сле­до­вать их при­ме­ру. Не­ма­лую часть Ко­ра­на за­ни­ма­ют на­по­ми­на­ния о Дне Су­да и за­гроб­ной жиз­ни, рас­ска­зы о Рае и Аде. Еще од­ну груп­пу ая­тов со­став­ля­ют пра­во­вые нор­мы, ре­гу­ли­ру­ю­щие тор­го­вые, брач­ные и иные ви­ды об­щест­вен­ных от­но­ше­ний. Очень по­пу­ляр­ны­ми в по-след­нее вре­мя ста­ли ая­ты, со­дер­жа­щие фак­ты, рас­кры­тые на­укой со­всем не­дав­но.
К при­ме­ру, в Ко­ра­не го­во­рит­ся: «И не­бо Мы воз­двиг­ли (ве­ли­кой си­лой) и ведь Мы – (его) рас­ши­ри­те­ли». (Су­ра «Рас­се­и­ва­ю­щие», аят 47)
Дан­ный не­ос­по­ри­мый на­уч­ный факт (рас­ши­ре­ние Все­лен­ной) по­лу­чил на­уч­ное под­тверж­де­ние лишь в 1929 го­ду в хо­де эк­пе­ри­мен­тов, про­во­ди­мых Эд­ви­ном Хаб­б­лом в США в об­сер­ва­то­рии Маунт Уил­сон. Учен­ный, на­блю­дая за не­бес­ной сфе­рой че­рез мощ­ный те­ле­скоп, об­на­ру­жил, что звез­ды, в диа­по­зо­не спек­тра тя­го­те­ют к крас­но­му све­ту. Это озна­ча­ло, что они по­сто­ян­но уда­ля­ют­ся от точ­ки на­блю­де­ния. Так бы­ло сде­ла­но от­кры­тие, ко­то­рое вы­зва­ло боль­шой ре­зо­нанс в на­уч­ном ми­ре. Меж тем, эта ис­ти­на со­дер­жа­лась в Свя­щен­ном Ко­ра­не еще за­дол­го до по­яв­ле­ния ка­ких-ли­бо на­уч­ных све­де­ний о кос­мо­се.
Го­во­ря в об­щем, Ко­ран – это кни­га жиз­ни. Он ре­гу­ли­ру­ет от­но­ше­ния меж­ду людь­ми, по­мо­га­ет осо­знать и по­нять мес­то че­ло­ве­ка в этом ми­ре и его судь­бу в жиз­ни бу­ду­щей, ус­та­нав­ли­ва­ет нравст­вен­ный ко­декс и по­вест­ву­ет о тай­нах ми­ро­зда­ния.
Во вре­мя жиз­ни про­ро­ка, мир ему, Ко­ран за­пи­сы­вал­ся на от­дель­ных лис­тах, кам­нях, кус­ках ко­жи. Кро­ме то­го, за­учи­ва­ние Ко­ра­на край­не по­ощ­ря­лось, по­это­му су­щест­во­ва­ло боль­шое ко­ли­чест­во лю­дей, зна­ю­щих его наиз­усть. Пос­ле смер­ти про­ро­ка, мир ему, пер­вый ха­лиф Абу Бакр со­брал все от­дель­ные за­пи­си в еди­ную кни­гу. Так по­явил­ся Ко­ран в том ви­де, в ко­то­ром мы мо­жем про­чи­тать его сей­час.
До­воль­но ин­те­рес­ным яв­ля­ет­ся сло­вес­ная гар­мо­ния Ко­ра­на. Что это та­кое? В Ко­ра­не свя­зан­ные по смыс­лу сло­ва упо­треб­ля­ют­ся оди­на­ко­вое ко­ли­чест­во раз. Так на­при­мер, сло­во са­та­на встре­ча­ет­ся в Ко­ра­не 88 раз. Ров­но столь­ко же раз упо­ми­на­ет­ся сло­во ан­гел. Сло­ва ве­ра и без­бо­жие так­же ис­поль­зо­ва­ны оди­на­ко­вое ко­ли­чест­во раз 25. Та­ких при­ме­ров очень мно­го. А вот еще что: сло­во день в Ко-ра­не упо­ми­на­ет­ся 365 раз, сло­во дни – 30 раз, а сло­во ме­сяц встре­ча­ет­ся 12 раз.
Ког­да вспо­ми­на­ешь пос­ле упо­мя­ну­то­го, что Ко­ран со­дер­жит 77639 слов, а про­рок Му­хам­мад был нег­ра­мо­тен, тре­пет про­хо­дит по те­лу:
«И это ни что иное как нис­по­сы­ла­е­мое от­кро­ве­ние».

Ис­точ­ник: http://www.islamcivil.ru/article.php?aid=82



1 комментарий

Оставить ответ