Очень прискорбно когда человек страдает пустословием. Но настоящая трагедия, когда болтуном и пустозвоном является мусульманин. Так как именно на мусульман возложена почетная и важная миссия исламского призыва ко всему человечеству. Более того, мусульманин в идеале – это не просто носитель, но и зеркало Корана
Язык человеческий и вербальное общение (говорение) – это одна из великих милостей оказанных человеку Аллахом, Который говорит в Коране: «Милостивый научил Корану, создал человека и научил его изъясняться» [55, 1-4].
К великому сожалению, современное мусульманское общество поразила болезнь пустословия. Этот факт надо мужественно признать, а тот, кто отказывается в это верить, то пусть проанализирует свои речи и разговоры окружающих его знакомых из числа мусульман (конечно в пределах дозволенного, не подслушивая и не нарушая этику поведения). Будьте уверены: результат эксперимента вас неприятно поразит.
А ведь сказал Всевышний Аллах: “Достигли уже успеха верующие, которые в своих молитвах смиренны, и которые уклоняются от пустословия, и которые исполнительны в очистительной милостыне…” [23, 1-4]. Как указывают ученые ислама, Аллах поместив в этих аятах отказ от пустословия между такими великими религиозными обязанностями как совершение намаза и выплата закята (кстати, в большинстве аятов Корана эти две религиозные обязанности выступают в тесной связке), указал на великую роль отказа от пустословия и праздности в жизни верующего человека.
Верующий не только должен лично стремиться к умеренности в речах, но и избегать голословные собрания: «А услышав праздные речи, они отворачиваются от них и говорят: "Нам достанутся наши деяния, а вам – ваши. Мир вам! Мы не желаем следовать путем невежд"» [28, 55].
В то же время, Аллах желает, чтобы мусульмане распространяли добрые речи:
«Скажи Моим рабам, чтобы они говорили наилучшие слова, ибо сатана вносит между ними раздор. Воистину, сатана для человека – явный враг» [17, 53];
«…И говорите людям прекрасное…» [2, 83];
«Доброе слово и прощение лучше милостыни, за которой следует обидный попрек. Аллах – Богатый, Выдержанный» [2, 263].
Наш любимый пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: “Вера раба (Божьего) не встанет на прямой путь, пока не встанет на прямой путь сердце его. А сердце его не встанет на прямой путь, пока не встанет на прямой путь язык его” [Ахмад]. Поэтому мусульманину пойдет на пользу, если прежде чем что-то сказать он внутренне спросит себя: «А стоит ли вообще говорить о том, о чем я хочу сказать в данный момент?»
Из жизнеописания Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) известно о том, что он стремился к молчанию, а если говорил, то был краток в своих речах. Это же качество присуще и для всех богобоязненных и знающих людей. Каждый мусульманин, который связал свою судьбу с реализацией исламского призыва должен воспитать в себе эту положительную черту характера.
Умение быть хозяином своего языка бесспорно несет огромную пользу всем людям независимо от происхождения и религиозных предпочтений. Недаром во все времена и у всех народов молчание ценилось на вес золота (отсюда и общая для всех народов мира поговорка – «Молчание — золото»).
Антология крылатых слов содержит громадное количество знаменитых выражений на данную тематику. Приведем некоторые примеры из антологии крылатых слов немусульманских мыслителей прошлого:
У короткого ума длинный язык (Аристофан)
Слово – тень дела (Демокрит)
Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах (Плутарх)
Лучше разумно молчать, чем глупо говорить (Публий Сир)
Беседы, долго идущие, пожирают жизнь (Григорий Назианзин)
Молчание – алтарь осторожности (Грасиан)
Мы редко раскаиваемся в том, что сказали слишком мало, но часто сожалеем о том, что говорили слишком много – избитая и банальная истина, которую все знают и которой никто не следует (Лабрюйер)
Иногда молчание бывает выразительнее всяких речей (Монтескье)
Где мало слов, там вес они имеют (Шекспир)
Лучше ничего не сказать, чем сказать ничего (А.Ф. Кони)
Если один раз пожалеешь, что не сказал, то сто раз пожалеешь о том, что не промолчал (Л.Н. Толстой)
Случай из жизни: однажды один мусульманин пожаловался своему знающему другу на то, что не может справиться с пустословием. На что его друг посоветовал ему какое-то время постараться хранить молчание. Тогда этот спрашивающий мусульманин возразил, что он работает в вузе преподавателем и у него много коллег, которые могут не правильно понять его молчание (например, они могут подумать, что ему неприятно с ним разговаривать или он на них обиделся). На это знающий мусульманин посоветовал хранить молчание, но с улыбкой на лице – «Молчи улыбаясь». С тех пор эти слова стали жизненным кредо этого человека и наверняка спасли его от многих трудностей, которые обычно возникают из-за произнесения лишних слов.
Так что, давайте молчать улыбаясь.