Молчи улыбаясь

Очень при­скорб­но ког­да че­ло­век стра­да­ет пус­то­с­ло­ви­ем. Но на­сто­я­щая тра­ге­дия, ког­да бол­ту­ном и пус­тозво­ном яв­ля­ет­ся му­суль­ма­нин. Так как имен­но на му­суль­ман воз­ло­же­на по­чет­ная и важ­ная мис­сия ис­лам­ско­го при­зы­ва ко все­му че­ло­ве­чест­ву. Бо­лее то­го, му­суль­ма­нин в иде­а­ле – это не прос­то но­си­тель, но и зер­ка­ло Ко­ра­на

Язык че­ло­ве­чес­кий и вер­баль­ное об­ще­ние (го­во­ре­ние) – это од­на из ве­ли­ких ми­лос­тей ока­зан­ных че­ло­ве­ку Ал­ла­хом, Ко­то­рый го­во­рит в Ко­ра­не: «Ми­лос­ти­вый на­учил Ко­ра­ну, со­здал че­ло­ве­ка и на­учил его изъ­яс­нять­ся» [55, 1-4].

К ве­ли­ко­му со­жа­ле­нию, со­вре­мен­ное му­суль­ман­ское об­щест­во по­ра­зи­ла бо­лезнь пус­то­с­ло­вия. Этот факт на­до му­жест­вен­но при­знать, а тот, кто от­ка­зы­ва­ет­ся в это ве­рить, то пусть про­ана­ли­зи­ру­ет свои ре­чи и раз­го­во­ры окру­жа­ю­щих его зна­ко­мых из чис­ла му­суль­ман (ко­неч­но в пре­де­лах до­зво­лен­но­го, не под­слу­ши­вая и не на­ру­шая эти­ку по­ве­де­ния). Будь­те уве­ре­ны: ре­зуль­тат экс­пе­ри­мен­та вас не­при­ят­но по­ра­зит.

А ведь ска­зал Все­выш­ний Ал­лах: “До­стиг­ли уже успе­ха ве­ру­ю­щие, ко­то­рые в сво­их мо­лит­вах сми­рен­ны, и ко­то­рые укло­ня­ют­ся от пус­то­с­ло­вия, и ко­то­рые ис­пол­ни­тель­ны в очис­ти­тель­ной ми­ло­с­ты­не…” [23, 1-4]. Как ука­зы­ва­ют уче­ные ис­ла­ма, Ал­лах по­мес­тив в этих ая­тах от­каз от пус­то­с­ло­вия меж­ду та­ки­ми ве­ли­ки­ми ре­ли­ги­оз­ны­ми обя­зан­нос­тя­ми как со­вер­ше­ние на­ма­за и вы­пла­та за­кя­та (кста­ти, в боль­шинст­ве ая­тов Ко­ра­на эти две ре­ли­ги­оз­ные обя­зан­нос­ти вы­сту­па­ют в тес­ной связ­ке), ука­зал на ве­ли­кую роль от­ка­за от пус­то­с­ло­вия и празд­нос­ти в жиз­ни ве­ру­ю­ще­го че­ло­ве­ка.

Ве­ру­ю­щий не толь­ко дол­жен лич­но стре­мить­ся к уме­рен­нос­ти в ре­чах, но и из­бе­гать го­ло­с­лов­ные со­бра­ния: «А услы­шав празд­ные ре­чи, они отво­ра­чи­ва­ют­ся от них и го­во­рят: "Нам до­ста­нут­ся на­ши де­я­ния, а вам – ва­ши. Мир вам! Мы не же­ла­ем сле­до­вать пу­тем не­вежд"» [28, 55].

В то же вре­мя, Ал­лах же­ла­ет, что­бы му­суль­ма­не рас­прост­ра­ня­ли добрые ре­чи:

«Ска­жи Мо­им ра­бам, что­бы они го­во­ри­ли наи­луч­шие сло­ва, ибо са­та­на вно­сит меж­ду ни­ми раз­дор. Во­ис­ти­ну, са­та­на для че­ло­ве­ка – яв­ный враг» [17, 53];

«…И го­во­ри­те лю­дям пре­крас­ное…» [2, 83];

«Доброе сло­во и про­ще­ние луч­ше ми­ло­с­ты­ни, за ко­то­рой сле­ду­ет обид­ный по­прек. Ал­лах – Бо­га­тый, Вы­дер­жан­ный» [2, 263].

Наш лю­би­мый про­рок Му­хам­мад (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет!) ска­зал: “Ве­ра ра­ба (Божь­е­го) не вста­нет на пря­мой путь, по­ка не вста­нет на пря­мой путь серд­це его. А серд­це его не вста­нет на пря­мой путь, по­ка не вста­нет на пря­мой путь язык его” [Ах­мад]. По­это­му му­суль­ма­ни­ну пой­дет на поль­зу, если преж­де чем что-то ска­зать он внут­рен­не спро­сит се­бя: «А сто­ит ли во­об­ще го­во­рить о том, о чем я хо­чу ска­зать в дан­ный мо­мент?»

Из жиз­не­опи­са­ния Про­ро­ка (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет!) из­вест­но о том, что он стре­мил­ся к мол­ча­нию, а если го­во­рил, то был кра­ток в сво­их ре­чах. Это же ка­чест­во при­су­ще и для всех бо­го­бо­яз­нен­ных и зна­ю­щих лю­дей. Каж­дый му­суль­ма­нин, ко­то­рый свя­зал свою судь­бу с ре­а­ли­за­ци­ей ис­лам­ско­го при­зы­ва дол­жен вос­пи­тать в се­бе эту по­ло­жи­тель­ную чер­ту ха­рак­те­ра.

Уме­ние быть хо­зя­и­ном сво­е­го язы­ка бес­спор­но не­сет ог­ром­ную поль­зу всем лю­дям не­за­ви­си­мо от про­ис­хож­де­ния и ре­ли­ги­оз­ных пред­по­чте­ний. Не­да­ром во все вре­ме­на и у всех на­ро­дов мол­ча­ние це­ни­лось на вес зо­ло­та (от­сю­да и об­щая для всех на­ро­дов ми­ра по­го­вор­ка – «Мол­ча­ние — зо­ло­то»).

Ан­то­ло­гия кры­ла­тых слов со­дер­жит гро­мад­ное ко­ли­чест­во зна­ме­ни­тых вы­ра­же­ний на дан­ную те­ма­ти­ку. При­ве­дем не­ко­то­рые при­ме­ры из ан­то­ло­гии кры­ла­тых слов не­му­суль­ман­ских мыс­ли­те­лей про­ш­ло­го:

У ко­рот­ко­го ума длин­ный язык (Арис­то­фан)

Сло­во – тень де­ла (Де­мок­рит)

Си­ла ре­чи со­сто­ит в уме­нии вы­ра­зить мно­гое в не­мно­гих сло­вах (Плу­тарх)

Луч­ше ра­зум­но мол­чать, чем глу­по го­во­рить (Пуб­лий Сир)

Бе­се­ды, дол­го иду­щие, по­жи­ра­ют жизнь (Гри­го­рий На­зи­ан­зин)

Мол­ча­ние – ал­тарь ос­то­рож­нос­ти (Гра­си­ан)

Мы ред­ко рас­ка­ива­ем­ся в том, что ска­за­ли слиш­ком ма­ло, но час­то со­жа­ле­ем о том, что го­во­ри­ли слиш­ком мно­го – из­би­тая и ба­наль­ная ис­ти­на, ко­то­рую все зна­ют и ко­то­рой ни­кто не сле­ду­ет (Лаб­рюй­ер)

Иног­да мол­ча­ние бы­ва­ет вы­ра­зи­тель­нее вся­ких ре­чей (Мон­тескье)

Где ма­ло слов, там вес они име­ют (Шек­с­пир)

Луч­ше ни­че­го не ска­зать, чем ска­зать ни­че­го (А.Ф. Ко­ни)

Если один раз по­жа­ле­ешь, что не ска­зал, то сто раз по­жа­ле­ешь о том, что не про­мол­чал (Л.Н. Толс­той)

Слу­чай из жиз­ни: од­наж­ды один му­суль­ма­нин по­жа­ло­вал­ся сво­е­му зна­ю­ще­му дру­гу на то, что не мо­жет спра­вить­ся с пус­то­с­ло­ви­ем. На что его друг по­со­ве­то­вал ему ка­кое-то вре­мя по­ста­рать­ся хра­нить мол­ча­ние. Тог­да этот спра­ши­ва­ю­щий му­суль­ма­нин воз­ра­зил, что он ра­бо­та­ет в ву­зе пре­по­да­ва­те­лем и у не­го мно­го кол­лег, ко­то­рые мо­гут не пра­виль­но по­нять его мол­ча­ние (на­при­мер, они мо­гут по­ду­мать, что ему не­при­ят­но с ним раз­го­ва­ри­вать или он на них оби­дел­ся). На это зна­ю­щий му­суль­ма­нин по­со­ве­то­вал хра­нить мол­ча­ние, но с улыб­кой на ли­це – «Мол­чи улы­ба­ясь». С тех пор эти сло­ва ста­ли жиз­нен­ным кре­до это­го че­ло­ве­ка и на­вер­ня­ка спас­ли его от мно­гих труд­нос­тей, ко­то­рые обыч­но воз­ни­ка­ют из-за про­из­не­се­ния лиш­них слов.

Так что, да­вай­те мол­чать улы­ба­ясь.



Оставить ответ