Мединский узел

В Ко­ра­не ска­за­но: «Он да­ру­ет муд­рость, ко­му по­же­ла­ет, и тот, ко­му да­ро­ва­на муд­рость, на­граж­ден ве­ли­ким бла­гом. Од­на­ко по­ми­на­ют на­зи­да­ние толь­ко об­ла­да­ю­щие ра­зу­мом» [2:269].

Изу­чая жиз­не­опи­са­ние про­ро­ка Му­хам­ма­да (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет!) не­льзя не по­ра­зить­ся то­му, как муд­ро он ре­шал слож­ней­шие во­про­сы, не­раз­ре­ше­ние ко­то­рых ста­ви­ло под угро­зу са­мо су­щест­во­ва­ние за­рож­да­ю­щей­ся ис­лам­ской об­щи­ны. При­ме­ры муд­ро­го раз­ре­ше­ния кон­флик­тов сплошь и ря­дом встре­ча­ют­ся в его жиз­не­опи­са­нии, так что мож­но сме­ло утверж­дать, что муд­рость по­сто­ян­но со­про­вож­да­ла Про­ро­ка (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет!) во всех его де­лах.

Осо­бен­но при­ме­ча­тель­ны при­ме­ры муд­рос­ти Про­ро­ка пос­ле пе­ре­се­ле­ния в Йас­риб, так как рас­ста­нов­ка сил в этом го­ро­де-оа­зи­се, как мы узна­ем ни­же, бы­ла весь­ма слож­ной и за­пу­тан­ной.

Пос­ле пе­ре­се­ле­ния про­ро­ка Му­хам­ма­да (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет!) в Йас­риб, он ста­но­вит­ся – на пер­вых по­рах – не гла­вой или пра­ви­те­лем оа­зи­са, а вер­хов­ным ар­бит­ром, ав­то­ри­тет ко­то­ро­го опре­де­лял­ся его про­ро­чес­ким до­сто­ин­ст­вом.

По­ло­же­ние Про­ро­ка (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет!) на тот пе­ри­од дей­ст­ви­тель­но бы­ло очень слож­ным. Вож­ди араб­ских пле­мен Йас­ри­ба при­зна­ли его выс­ший ду­хов­ный ав­то­ри­тет, но ре­аль­ная власть и си­ла по­ка еще на­хо­ди­лась в их ру­ках. Об­щее чис­ло пе­ре­се­лив­ших­ся мек­кан­цев (му­хад­жи­ров) не пре­вы­ша­ло сот­ни бое­с­по­соб­ных муж­чин, ко­то­рые в слу­чае кон­флик­та мог­ли за­щи­тить жизнь сво­е­го учи­те­ля, но не мог­ли ока­зать су­щест­вен­но­го вли­я­ния на со­бы­тия. К то­му же боль­шин­ст­во му­хад­жи­ров ока­за­лось без средств к су­щест­во­ва­нию и вы­нуж­де­но бы­ло поль­зо­вать­ся гос­теп­ри­им­ст­вом, ко­то­рое не мог­ло быть бес­ко­неч­ным. К чес­ти му­хад­жи­ров ни­кто из них не зло­упо­треб­лял те­ми при­ви­ле­ги­я­ми, ко­то­рые да­ва­ло бра­та­ние с ан­са­ра­ми. Не­ко­то­рые пе­ре­се­лен­цы и во­все от­ка­зы­ва­лись от вся­кой ма­те­ри­аль­ной по­мо­щи и пред­по­чи­та­ли са­ми на­хо­дить сред­ст­ва к су­щест­во­ва­нию (на­при­мер, Аб­д­рах­ман бин Ауф). Лю­бой не­ос­то­рож­ный шаг Про­ро­ка (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет!) мог мгно­вен­но раз­ру­шить ус­та­но­вив­ше­е­ся со­гла­сие. Вна­ча­ле со­вер­шен­но не­опре­де­лен­ной ос­та­ва­лась по­зи­ция мно­го­чис­лен­но­го и эко­но­ми­чес­ки мо­гу­щест­вен­но­го иудей­ско­го на­се­ле­ния. На пер­вых по­рах они тща­тель­но мас­ки­ро­ва­ли свою не­на­висть к Про­ро­ку (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет!) и его спо­движ­ни­кам. Но это бы­ло за­тишье пе­ред бу­рей. Иудеи Йас­ри­ба ско­ро по­ка­жут свою ис­тин­ную сущ­ность во всей кра­се.

Как ви­дим, у му­суль­ман на тот пе­ри­од бы­ло 3 не­до­бра­же­ла­те­ля: 1 внеш­ний и 2 внут­рен­них. Внеш­ний не­до­бра­же­ла­тель – ку­рай­шит­ские вож­ди Мек­ки; внут­рен­ние – иудеи Йас­ри­ба и ли­це­ме­ры внут­ри са­мой му­суль­ман­ской об­щи­ны. Си­ту­а­ция ос­лож­ня­лась и мно­го­лет­ней кров­ной враж­дой меж­ду пле­ме­на­ми аус и хаз­радж. В не­да­ле­ком бу­ду­щем вра­ги ис­ла­ма по­пы­та­ют­ся ре­а­ни­ми­ро­вать ста­рую враж­ду меж­ду эти­ми араб­ски­ми пле­ме­на­ми, что­бы рас­ко­лоть мо­но­лит­ный стан спо­движ­ни­ков Про­ро­ка (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет!). Од­на­ко при­вер­жен­ность сво­ей но­вой ве­ре и лич­ный ав­то­ри­тет про­ро­ка убе­ре­гут му­суль­ман от не­ми­ну­е­мой меж­до­усо­би­цы.

С не­на­вистью «от­цов Мек­ки» к про­ро­ку лич­но и му­суль­ма­нам в це­лом все по­нят­но. Этим лю­дям ма­ло бы­ло от­нять у му­хад­жи­ров их до­ма, зем­ли и иму­щест­во. Пос­ле дол­гих лет му­че­ний, ко­то­рым они под­вер­га­ли сво­их ве­ру­ю­щих со­граж­дан, они не пре­кра­ти­ли сво­их коз­ней про­тив му­суль­ман. На­обо­рот с ис­ла­ми­за­ци­ей Йас­ри­ба, их не­на­висть к му­суль­ма­нам воз­рос­ла и они на­ча­ли пла­ни­ро­вать унич­то­же­ние это­го един­ст­вен­но­го на тот мо­мент фор­пос­та ис­ла­ма на пла­не­те. Ско­ро при Бад­ре они по­лу­чат свой пер­вый зу­бодро­би­тель­ный удар и мно­гие из них пе­ре­смот­рят свое пред­взя­тое мне­ние о сла­бос­ти по­сле­до­ва­те­лей Про­ро­ка (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет!).

Го­раз­до ин­те­рес­нее рас­смот­ре­ние во­про­са о при­чи­нах не­на­вис­ти внут­рен­них не­до­бра­же­ла­те­лей. Как из­вест­но, опас­ность ис­хо­дя­щая от внут­рен­них вра­гов (т.н. «пя­тая ко­лон­на») по­рой бы­ва­ет го­раз­до раз­ру­ши­тель­нее, чем ущерб от вра­гов внеш­них. И ис­то­рия зна­ет то­му не­ма­ло при­ме­ров. Нач­нем с ли­це­ме­ров. Как из­вест­но, в мек­кан­ский пе­ри­од (13 лет) про­бле­ма ли­це­ме­рия не су­щест­во­ва­ла. В пе­ри­од тя­же­лых ис­пы­та­ний сре­ди мек­кан­цев не на­хо­ди­лось охот­ни­ков вы­да­вать се­бя за ве­ру­ю­щих. Мек­кан­цы бы­ли ве­ру­ю­щие (мень­шин­ст­во) ли­бо не­ве­ру­ю­щие (боль­шин­ст­во). Ли­це­ме­ры как осо­бая груп­па воз­ник­ла в Ме­ди­не, сра­зу пос­ле бит­вы при Бад­ре, ког­да му­суль­ма­не сде­ла­ли ста­ли са­мой мо­гу­щест­вен­ной об­щи­ной сво­е­го го­ро­да. С это­го вре­ме­ни быть му­суль­ма­ни­ном ста­ло вы­год­но и ком­форт­но. Осо­бен­но учи­ты­вая уни­каль­ную вза­и­мо­вы­руч­ку и осо­бый пси­хо­ло­ги­чес­кий кли­мат внут­ри му­суль­ман­ской об­щи­ны.

Не всем йас­риб­ским ара­бам при­шлась по ду­ше про­по­ведь но­во­го про­ро­ка (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет!). Из-за то­го что, сим­па­тии мест­ных араб­ских пле­мен пе­ре­шли на пер­со­ну Про­ро­ка (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет!), не­ко­то­рые знат­ные вож­ди пле­мен ста­ли по­сте­пен­но ут­ра­чи­вать свой ког­да-то не­пре­ре­ка­е­мый ав­то­ри­тет. Ес­тест­вен­но, по­доб­ные из­ме­не­ния в сво­ей по­ли­ти­чес­кой карь­е­ре они вос­при­ня­ли весь­ма бо­лез­нен­но, но от­кры­то вы­ра­жать свое не­до­воль­ст­во они уже не мог­ли. Яр­кий при­мер ме­дин­ско­го ли­це­ме­ра – Аб­дул­лах бин Убайй ас-Са­люль, т.н. «ко­роль ли­це­ме­ров», ко­то­рый со­вмест­но со сво­и­ми иудей­ски­ми парт­не­ра­ми и при­спеш­ни­ка­ми-ли­це­ме­ра­ми про­во­дил ши­ро­ко­мас­штаб­ные кле­вет­ни­чес­кие опе­ра­ции про­тив про­ро­ка и его спо­движ­ни­ков (рас­кол му­суль­ман­ско­го вой­ска при Уху­де, по­пыт­ка ре­а­ни­ми­ро­вать за­ста­ре­лую враж­ду меж­ду ауси­та­ми и хаз­рад­жи­та­ми, кле­ве­та на Аишу, ин­фор­ми­ро­ва­ние враж­деб­ных сил о внут­рен­них де­лах му­суль­ман, за­ступ­ни­чест­во за иуде­ев, по­пыт­ка бло­ки­ро­вать до­ступ в Ме­ди­ну для воз­вра­ща­ю­е­го­ся из во­ен­но­го по­хо­да про­ро­ка и проч.). Дру­гой араб­ский вождь, быв­ший ли­дер ауси­тов – Абу Амир Абд Амр бин Сай­фи «Фа­сик», от­кры­то пе­ре­шел на сто­ро­ну вра­гов му­суль­ман и пы­тал­ся ис­поль­зо­вать свое бы­лое вли­я­ние на ауси­тов, что­бы отвра­тить их от ис­ла­ма. Прав­да «Фа­сик» не был ли­це­ме­ром, а был од­ним из вра­гов ис­ла­ма в ста­не не­ве­ру­ю­щих ара­бов.

Са­мая страш­ная опас­ность для за­рож­да­ю­щей­ся об­щи­ны ве­ру­ю­щих ис­хо­ди­ла от мест­ных иуде­ев, ко­то­рые пре­крас­но по­ни­ма­ли, что по­яв­ле­ние Му­хам­ма­да (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет!) и пре­кра­ще­ние меж­до­усо­би­цы меж­ду ауси­та­ми и хаз­рад­жи­та­ми уси­ли­ва­ют араб­скую сто­ро­ну. Они, ес­тест­вен­но, не при­зна­ва­ли бо­жест­вен­ность его про­ро­чес­кой мис­сии. Бо­лее то­го они от­кры­то на­сме­ха­лись над про­по­ве­дя­ми Про­ро­ка (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет!). Как же ина­че, ведь они счи­та­ли се­бя са­мы­ми зна­ю­щи­ми в ре­ли­гии, как об этом ска­за­но в Ко­ра­не: «За то, что они на­ру­ши­ли свой за­вет, не уве­ро­ва­ли в зна­ме­ния Ал­ла­ха, не­спра­вед­ли­во уби­ва­ли про­ро­ков и го­во­ри­ли: «На­ши серд­ца пе­ре­пол­не­ны зна­ни­я­ми». О нет, это Ал­лах за­пе­ча­тал их серд­ца за их не­ве­рие, и по­это­му их ве­ра ни­чтож­на (или лишь не­мно­гие из них яв­ля­ют­ся ве­ру­ю­щи­ми)» [4:155].

Ско­ро к ре­ли­ги­оз­ной не­тер­пи­мос­ти иуде­ев при­ба­ви­лись и эко­но­ми­чес­кие при­чи­ны враж­деб­нос­ти. Глав­ным тор­го­вым цент­ром Йас­ри­ба был ба­зар во вла­де­ни­ях иудей­ско­го пле­ме­ни ба­ну кай­ну­ка, за пра­во тор­гов­ли на ко­то­ром при­хо­ди­лось пла­тить ка­кую-то пош­ли­ну. Про­рок Му­хам­мад (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет!), спра­вед­ли­во счи­тая ее не­за­кон­ной на­жи­вой, ре­шил про­ти­во­пос­та­вить это­му ба­за­ру свой бес­пош­лин­ный ры­нок. Сна­ча­ла он ус­та­но­вил на ба­за­ре ба­ну кай­ну­ка ша­тер, объ­явив его рын­ком му­суль­ман, но ког­да Ка’б бин аль-Аш­раф, шейх дру­го­го иудей­ско­го пле­ме­ни ба­ну ан-на­дир, по­ва­лил его, под­ре­зав ве­рев­ки, то Про­рок (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет!) вы­брал дру­гое мес­то в пре­де­лах вла­де­ний араб­ско­го пле­ме­ни ба­ну са’ида, на ко­то­ром по­сте­пен­но сло­жил­ся цент­раль­ный ры­нок Ме­ди­ны. На­до ли го­во­рить, что по­яв­ле­ние но­во­го тор­го­во­го цент­ра бы­ло встре­че­но все­ми мест­ны­ми иуде­я­ми весь­ма враж­деб­но.

Мир­ное со­су­щест­во­ва­ние че­ты­рех эле­мен­тов: му­хад­жи­ров, ауси­тов, хаз­рад­жи­тов и иуде­ев – бы­ло не­воз­мож­но без че­ты­рех­сто­рон­не­го со­гла­ше­ния, по­лу­чив­шее услов­ное на­зва­ние в ис­то­ри­чес­кой на­уке как «Ме­дин­ская кон­сти­ту­ция». Ана­лиз ос­нов­ных по­ло­же­ний «Ме­дин­ской кон­сти­ту­ции» как важ­но­го ис­то­ри­чес­ко­го до­ку­мен­та на­чаль­ной ста­дии ис­ла­ма тре­бу­ет на­пи­са­ния от­дель­ной статьи, ко­то­рую, мы на­де­ем­ся, опуб­ли­ку­ем в те­че­ние это­го го­да.

Р.S. Всем му­суль­ма­нам не­об­хо­ди­мо вни­ма­тель­но и ос­но­ва­тель­но изу­чать жиз­не­опи­са­ние Про­ро­ка Му­хам­ма­да (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет!), что­бы чер­пать из это­го ис­точ­ни­ка муд­рос­ти при­ме­ры раз­ре­ше­ния кон­фликт­ных си­ту­а­ций, что по­мо­жет нам убе­речь­ся от мно­гих бед и на­пас­тей.



Оставить ответ