В Коране сказано: «Он дарует мудрость, кому пожелает, и тот, кому дарована мудрость, награжден великим благом. Однако поминают назидание только обладающие разумом» [2:269].
Изучая жизнеописание пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!) нельзя не поразиться тому, как мудро он решал сложнейшие вопросы, неразрешение которых ставило под угрозу само существование зарождающейся исламской общины. Примеры мудрого разрешения конфликтов сплошь и рядом встречаются в его жизнеописании, так что можно смело утверждать, что мудрость постоянно сопровождала Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) во всех его делах.
Особенно примечательны примеры мудрости Пророка после переселения в Йасриб, так как расстановка сил в этом городе-оазисе, как мы узнаем ниже, была весьма сложной и запутанной.
После переселения пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!) в Йасриб, он становится – на первых порах – не главой или правителем оазиса, а верховным арбитром, авторитет которого определялся его пророческим достоинством.
Положение Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) на тот период действительно было очень сложным. Вожди арабских племен Йасриба признали его высший духовный авторитет, но реальная власть и сила пока еще находилась в их руках. Общее число переселившихся мекканцев (мухаджиров) не превышало сотни боеспособных мужчин, которые в случае конфликта могли защитить жизнь своего учителя, но не могли оказать существенного влияния на события. К тому же большинство мухаджиров оказалось без средств к существованию и вынуждено было пользоваться гостеприимством, которое не могло быть бесконечным. К чести мухаджиров никто из них не злоупотреблял теми привилегиями, которые давало братание с ансарами. Некоторые переселенцы и вовсе отказывались от всякой материальной помощи и предпочитали сами находить средства к существованию (например, Абдрахман бин Ауф). Любой неосторожный шаг Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) мог мгновенно разрушить установившееся согласие. Вначале совершенно неопределенной оставалась позиция многочисленного и экономически могущественного иудейского населения. На первых порах они тщательно маскировали свою ненависть к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует!) и его сподвижникам. Но это было затишье перед бурей. Иудеи Йасриба скоро покажут свою истинную сущность во всей красе.
Как видим, у мусульман на тот период было 3 недображелателя: 1 внешний и 2 внутренних. Внешний недображелатель – курайшитские вожди Мекки; внутренние – иудеи Йасриба и лицемеры внутри самой мусульманской общины. Ситуация осложнялась и многолетней кровной враждой между племенами аус и хазрадж. В недалеком будущем враги ислама попытаются реанимировать старую вражду между этими арабскими племенами, чтобы расколоть монолитный стан сподвижников Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!). Однако приверженность своей новой вере и личный авторитет пророка уберегут мусульман от неминуемой междоусобицы.
С ненавистью «отцов Мекки» к пророку лично и мусульманам в целом все понятно. Этим людям мало было отнять у мухаджиров их дома, земли и имущество. После долгих лет мучений, которым они подвергали своих верующих сограждан, они не прекратили своих козней против мусульман. Наоборот с исламизацией Йасриба, их ненависть к мусульманам возросла и они начали планировать уничтожение этого единственного на тот момент форпоста ислама на планете. Скоро при Бадре они получат свой первый зубодробительный удар и многие из них пересмотрят свое предвзятое мнение о слабости последователей Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!).
Гораздо интереснее рассмотрение вопроса о причинах ненависти внутренних недображелателей. Как известно, опасность исходящая от внутренних врагов (т.н. «пятая колонна») порой бывает гораздо разрушительнее, чем ущерб от врагов внешних. И история знает тому немало примеров. Начнем с лицемеров. Как известно, в мекканский период (13 лет) проблема лицемерия не существовала. В период тяжелых испытаний среди мекканцев не находилось охотников выдавать себя за верующих. Мекканцы были верующие (меньшинство) либо неверующие (большинство). Лицемеры как особая группа возникла в Медине, сразу после битвы при Бадре, когда мусульмане сделали стали самой могущественной общиной своего города. С этого времени быть мусульманином стало выгодно и комфортно. Особенно учитывая уникальную взаимовыручку и особый психологический климат внутри мусульманской общины.
Не всем йасрибским арабам пришлась по душе проповедь нового пророка (да благословит его Аллах и приветствует!). Из-за того что, симпатии местных арабских племен перешли на персону Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!), некоторые знатные вожди племен стали постепенно утрачивать свой когда-то непререкаемый авторитет. Естественно, подобные изменения в своей политической карьере они восприняли весьма болезненно, но открыто выражать свое недовольство они уже не могли. Яркий пример мединского лицемера – Абдуллах бин Убайй ас-Салюль, т.н. «король лицемеров», который совместно со своими иудейскими партнерами и приспешниками-лицемерами проводил широкомасштабные клеветнические операции против пророка и его сподвижников (раскол мусульманского войска при Ухуде, попытка реанимировать застарелую вражду между ауситами и хазраджитами, клевета на Аишу, информирование враждебных сил о внутренних делах мусульман, заступничество за иудеев, попытка блокировать доступ в Медину для возвращаюегося из военного похода пророка и проч.). Другой арабский вождь, бывший лидер ауситов – Абу Амир Абд Амр бин Сайфи «Фасик», открыто перешел на сторону врагов мусульман и пытался использовать свое былое влияние на ауситов, чтобы отвратить их от ислама. Правда «Фасик» не был лицемером, а был одним из врагов ислама в стане неверующих арабов.
Самая страшная опасность для зарождающейся общины верующих исходила от местных иудеев, которые прекрасно понимали, что появление Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!) и прекращение междоусобицы между ауситами и хазраджитами усиливают арабскую сторону. Они, естественно, не признавали божественность его пророческой миссии. Более того они открыто насмехались над проповедями Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!). Как же иначе, ведь они считали себя самыми знающими в религии, как об этом сказано в Коране: «За то, что они нарушили свой завет, не уверовали в знамения Аллаха, несправедливо убивали пророков и говорили: «Наши сердца переполнены знаниями». О нет, это Аллах запечатал их сердца за их неверие, и поэтому их вера ничтожна (или лишь немногие из них являются верующими)» [4:155].
Скоро к религиозной нетерпимости иудеев прибавились и экономические причины враждебности. Главным торговым центром Йасриба был базар во владениях иудейского племени бану кайнука, за право торговли на котором приходилось платить какую-то пошлину. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует!), справедливо считая ее незаконной наживой, решил противопоставить этому базару свой беспошлинный рынок. Сначала он установил на базаре бану кайнука шатер, объявив его рынком мусульман, но когда Ка’б бин аль-Ашраф, шейх другого иудейского племени бану ан-надир, повалил его, подрезав веревки, то Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) выбрал другое место в пределах владений арабского племени бану са’ида, на котором постепенно сложился центральный рынок Медины. Надо ли говорить, что появление нового торгового центра было встречено всеми местными иудеями весьма враждебно.
Мирное сосуществование четырех элементов: мухаджиров, ауситов, хазраджитов и иудеев – было невозможно без четырехстороннего соглашения, получившее условное название в исторической науке как «Мединская конституция». Анализ основных положений «Мединской конституции» как важного исторического документа начальной стадии ислама требует написания отдельной статьи, которую, мы надеемся, опубликуем в течение этого года.
Р.S. Всем мусульманам необходимо внимательно и основательно изучать жизнеописание Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!), чтобы черпать из этого источника мудрости примеры разрешения конфликтных ситуаций, что поможет нам уберечься от многих бед и напастей.