Йусуф в Египте

По­ве­де­ние Йу­су­фа в Егип­те вы­зы­ва­ет чувст­во глу­бо­ко­го ува­же­ния и вос­хи­ще­ния. Лю­би­мец сво­е­го от­ца, бро­шен­ный озло­бив­ши­ми­ся ба­рать­я­ми в глу­бо­кий ко­ло­дец, про­дан­ный впо­следст­вии в рабст­во, Йу­суф про­хо­дит чре­ду тя­же­лых ис­пы­та­ний, пе­ре­но­ся стра­да­ния и му­че­ния, учась из­вле­кать из них урок и обо­га­щать су­ро­вым опы­том свой дух, раз­ви­вая в се­бе чувст­во муд­ро­го по­ни­ма­ния лю­дей и пре­врат­нос­тей жиз­ни.

Еще со­всем не­дав­но, сын од­но­го из шей­хов пу­с­ты­ни, ко­то­рый пас с брать­я­ми ста­да сво­е­го от­ца ока­зы­ва­ет­ся в сто­ли­це глав­но­го и са­мо­го мо­гу­щест­вен­но­го го­су­дар­ст­ва то­го вре­ме­ни – Древ­нем Егип­те. Не­ве­до­мый мир, в ко­то­рый он от­ны­не всту­пал, еще не­яс­ная жизнь смуг­лых и обиль­ных чис­лом оби­та­те­лей Егип­та, впе­чат­ля­ю­щая рос­кошь ее го­ро­дов не сло­ми­ли дух Йу­су­фа, а на­обо­рот уси­ли­ли его стрем­ле­ние к рас­прост­ра­не­нию добра. Сын про­ро­ка Йа­ку­ба (мир ему!) был твер­до убеж­ден, что Ал­лах ис­пы­ты­ва­ет его и го­то­вит ему ве­ли­кое бу­ду­щее. «Твой Гос­подь из­бе­рет те­бя, на­учит те­бя тол­ко­вать сны и ода­рит со­вер­шен­ной ми­лостью те­бя и род Йа­ку­ба (Иа­ко­ва), по­доб­но то­му, как еще рань­ше Он ода­рил со­вер­шен­ной ми­лостью тво­их от­цов Иб­ра­хи­ма (Ав­раама) и Ис­ха­ка (Иса­а­ка). Во­ис­ти­ну, твой Гос­подь – Зна­ю­щий, Муд­рый» [Йу­суф, 6]. Он знал, что в бу­ду­щем обя­за­тель­но встре­тит сво­их брать­ев и на­пом­нит им о том, что они сде­ла­ли с ним. «Мы вну­ши­ли ему: «Ты не­пре­мен­но на­пом­нишь им об этом по­ступ­ке, ког­да они да­же не узна­ют те­бя» [Йу­суф, 15].

Его со­бран­ность и це­ле­уст­рем­лен­ность, а рав­но его ис­кус­ст­во в сче­те и пись­ме по­мо­га­ли ему сно­сить тя­го­ты рабст­ва, а его от­кры­тая че­ло­веч­ность, ис­крен­няя до­бро­же­ла­тель­ность и не­че­ло­ве­чес­кая кра­со­та – от­кры­ва­ли ему серд­ца лю­дей, по­зво­ляя вы­дер­жать тяж­кие ис­пы­та­ния, вы­пав­шие ему на до­лю.

По во­ле Ал­ла­ха, Йу­суф по­па­да­ет в дом к еги­пет­ско­му вель­мо­же (библ. По­ти­фар), ко­то­рый был од­ним из ве­ду­щих са­нов­ни­ков при дво­ре ца­ря Егип­та. Пре­крас­ный, рас­то­роп­ный, со­об­ра­зи­тель­ный и до­бро­же­ла­тель­ный раб Йу­суф, об­ла­да­ю­щий вдо­ба­вок вы­да­ю­щи­ми­ся ад­ми­нист­ра­тив­ны­ми спо­соб­нос­тя­ми и уме­ни­ем рас­по­ла­гать к се­бе лю­дей, быст­ро вы­дви­нул­ся и срав­ни­тель­но ско­ро за­нял мес­то управ­ля­ю­ще­го до­мом вель­мо­жи и стал его пра­вой ру­кой. «Ког­да Йу­суф (Иосиф) до­стиг зре­ло­го воз­рас­та, Мы да­ро­ва­ли ему уме­ние при­ни­мать ре­ше­ния и зна­ние. Так Мы воз­на­граж­да­ем тво­ря­щих добро» [Йу­суф, 22]. Еги­пет­ский вель­мо­жа был добрым, муд­рым, по­ря­доч­ным и спра­вед­ли­вым че­ло­ве­ком. Он от­но­сил­ся к Йу­су­фу как к че­ло­ве­ку, а не как к ра­бу. «Тот жи­тель Егип­та, ко­то­рый ку­пил Йу­су­фа (Иоси­фа), ска­зал сво­ей же­не: «От­но­сись к не­му хо­ро­шо. Быть мо­жет, он при­не­сет нам поль­зу, или же мы усы­но­вим его». Так Мы утвер­ди­ли Йу­су­фа (Иоси­фа) на зем­ле и на­учи­ли его тол­ко­ва­нию снов. Ал­лах влас­тен вер­шить Свои де­ла, од­на­ко боль­шинст­во лю­дей не ве­да­ет об этом» [Йу­суф, 21]. И бла­го­дар­ный Йу­суф так­же был вер­ным и чест­ным по­мощ­ни­ком сво­е­му гос­по­ди­ну. Чис­то­ту и глу­би­ну этой вер­нос­ти еще пред­сто­ит про­ве­рить же­не вель­мо­жи при по­пыт­ки его со­блаз­не­ния. «Жен­щи­на, в до­ме ко­то­рой он жил, ста­ла со­блаз­нять его, за­пер­ла две­ри и ска­за­ла: «Иди ко мне». Он ска­зал: «Упа­си Ал­лах! Ведь он – мой гос­по­дин, обес­пе­чив­ший мне пре­крас­ную жизнь. Во­ис­ти­ну, без­за­кон­ни­ки не пре­ус­пе­ют» [Йу­суф, 23].

Без­ус­лов­но страсть Зу­лей­хи к не­му – это серь­ез­ное ис­пы­та­ние его ве­ры в Ал­ла­ха. В этой не­прос­той для не­го си­ту­а­ции Йу­суф про­ти­во­сто­ит не толь­ко знат­ной Зу­лей­хе и ее страс­ти, он про­ти­во­сто­ит всей бес­по­щад­ной еги­пет­ской го­су­дар­ст­вен­нос­ти, ко­то­рая по­ста­ви­ла за­кон че­ло­ве­чес­кий вы­ше За­ко­на Ал­ла­ха. И он дол­жен де­лать свой вы­бор, все­це­ло упо­вая на Гос­по­да ми­ров, ибо ни­ка­кой иной си­лой он не об­ла­дал. Чис­то­та его ду­ши и стрем­ле­ние не на­ру­шить За­кон Ал­ла­ха – вот тот за­слон, ко­то­рый вы­дви­нул про­тив до­мо­га­тельств же­ны сво­е­го гос­по­ди­на пре­крас­ный Йу­суф. Зна­ние то­го, что Ал­лах по­сто­ян­но на­блю­да­ет за ним по­мог­ло мух­си­ну Йу­су­фу. «Она воз­же­ла­ла его, и он воз­же­лал бы ее, если бы не уви­дел зна­ме­ние сво­е­го Гос­по­да. Так Мы отвра­ти­ли от не­го зло и мер­зость. Во­ис­ти­ну, он был из чис­ла На­ших из­бран­ных (или ис­крен­них) ра­бов» [Йу­суф, 24]. Он не ка­пи­ту­ли­ру­ет пе­ред сти­хи­ей ин­стинк­тов. Из опы­та ре­ли­гии сво­их пред­ков-про­ро­ков, он знал, что в че­ло­ве­чес­кой ду­ше есть грань, пе­ре­сту­пать ко­то­рую, оста­ва­ясь че­ло­ве­ком, не­льзя, ибо за ней раз­вер­за­ет­ся безд­на, ко­то­рая по­гло­ща­ет и раз­ру­ша­ет все вы­со­кое, до­стой­ное и бла­го­род­ное в че­ло­ве­ке, от­кры­вая его внут­рен­ний мир ха­о­су бес­че­ло­веч­нос­ти, от­да­вая его влас­ти сле­пых ин­стинк­тов, то­му низ­мен­но­му и жес­то­ко­му, что та­ят они в сво­ей сти­хии. (Под­роб­нее ис­то­рию о не­удач­ной по­пыт­ке со­блаз­не­ния Йу­су­фа мож­но про­чи­тать в статье «Лю­бов­ный тре­уголь­ник» на этом же сай­те).

И в чем же, на­ко­нец, сек­рет ле­ген­дар­ной кра­со­ты Йу­су­фа (мир ему!), ко­то­рая ста­ла при­чи­ной то­го, что да­же знат­ные егип­тян­ки от вос­тор­га и удив­ле­ния по­ре­за­ли се­бе ру­ки. Бес­спор­но, что в пер­вую оче­редь – это од­на из ве­ли­ких ми­лос­тей Ал­ла­ха про­ро­ку Йу­су­фу (мир ему!). По­ми­мо это­го, его кра­со­та – со­че­та­ние фи­зи­чес­ки кра­си­вой внеш­нос­ти и внут­рен­ней ду­хов­ной кра­со­ты. Кра­со­та Йу­су­фа – в его до­бро­же­ла­тель­ной че­ло­веч­нос­ти, ко­то­рая ста­но­ви­лась сра­зу яв­ной всем, кто оста­нав­ли­вал на нем свой взгляд. Она – при­знак со­хра­нен­ной фит­ры, ко­то­рой на­де­лен от Ал­ла­ха каж­дый че­ло­век. За­слу­га Йу­су­фа в том, что он не рас­те­рял и не утра­тил этот дра­го­цен­ный дар Ал­ла­ха в пре­врат­нос­тях сво­ей не­прос­той и пол­ной со­бы­ти­я­ми жиз­ни. Вмес­те с тем Йу­суф не по­ра­бо­щен сво­ей кра­со­той как ми­фи­чес­кий гор­дый кра­са­вец Нар­цисс – сим­вол са­мо­в­люб­лен­нос­ти.

Итак, бла­го­де­тель Йу­су­фа пос­ле кон­суль­та­ций со сво­и­ми до­маш­ни­ми счел пра­виль­ным на вре­мя по­мес­тить его в тюрь­ме. Та­ко­вы бы­ли ре­а­лии то­го вре­ме­ни, ведь ин­фор­ма­ция про лю­бов­ные ин­три­ги Зу­лей­хи вы­шла за пре­де­лы его до­ма и этот скан­дал су­лил ему не­хо­ро­шие по­следст­вия. Так, мно­гост­ра­даль­ный Йу­суф (мир ему!) вто­рич­но по­па­да­ет в яму.

За­уряд­ное со­бы­тие для Древ­не­го Егип­та – двор­цо­вые ин­три­ги – при­ве­ло его в тюрь­му. Бла­го­чес­ти­вый Йу­суф, уже на­де­лен­ный да­ром про­ро­чест­ва («Ког­да Йу­суф (Иосиф) до­стиг зре­ло­го воз­рас­та, Мы да­ро­ва­ли ему уме­ние при­ни­мать ре­ше­ния и зна­ние. Так Мы воз­на­граж­да­ем тво­ря­щих добро» [Йу­суф, 22]) про­во­дил свои дни в тем­ни­це не впус­тую. Бу­ду­чи вы­да­ю­щим­ся кри­зис­ным ме­нед­же­ром, он по­мо­гал на­чаль­ни­ку тюрь­мы и об­лег­чал труд ка­тор­жан (при­двор­но­го ви­но­чер­пия и при­двор­но­го хле­бо­пе­ка). Он поль­зо­вал­ся в тюрь­ме боль­шим ува­же­ни­ем и ав­то­ри­те­том. Но глав­ным его де­лом был при­зыв к ре­ли­гии Ал­ла­ха. «Вмес­те с ним в тем­ни­цу по­па­ли двое юно­шей. Один из них ска­зал: «Я ви­дел, что вы­жи­маю ви­но­град». Дру­гой ска­зал: «Я ви­дел, что не­су на го­ло­ве хлеб, ко­то­рый клю­ют пти­цы. По­ве­дай нам тол­ко­ва­ние это­го, ибо мы счи­та­ем те­бя од­ним из пра­вед­ни­ков». Он ска­зал: «Не успе­ют при­нес­ти еду, ко­то­рой вас кор­мят, как еще рань­ше я рас­тол­кую ва­ши сно­ви­де­ния. Это – часть то­го, че­му на­учил ме­ня мой Гос­подь. Во­ис­ти­ну, я от­рек­ся от ре­ли­гии лю­дей, ко­то­рые не ве­ру­ют в Ал­ла­ха и не при­зна­ют По­след­нюю жизнь. Я по­сле­до­вал за ве­рой мо­их от­цов Иб­ра­хи­ма (Ав­раама), Ис­ха­ка (Иса­а­ка) и Йа­ку­ба (Иа­ко­ва). Нам не по­до­ба­ет по­кло­нять­ся ни­ко­му, кро­ме Ал­ла­ха. Та­ко­ва ми­лость Ал­ла­ха к нам и к че­ло­ве­чест­ву, но боль­шинст­во лю­дей не­бла­го­дар­ны. О мои то­ва­ри­щи по тем­ни­це! Мно­жест­во раз­лич­ных бо­гов луч­ше или же Ал­лах, Единст­вен­ный, Мо­гу­щест­вен­ный? По­ми­мо Не­го вы по­кло­ня­е­тесь лишь име­нам, ко­то­рые при­ду­ма­ли вы и ва­ши от­цы. Ал­лах не нис­по­слал о них ни­ка­ко­го до­ка­за­тельст­ва. Ре­ше­ние при­ни­ма­ет толь­ко Ал­лах. Он по­ве­лел, что­бы вы не по­кло­ня­лись ни­ко­му, кро­ме Не­го. Это и есть пра­вая ве­ра, но боль­шая часть лю­дей не зна­ет это­го. О мои то­ва­ри­щи по тем­ни­це! Один из вас бу­дет раз­ли­вать ви­но для сво­е­го гос­по­ди­на, а дру­гой бу­дет рас­пят, и пти­цы бу­дут кле­вать с его го­ло­вы. Де­ло, о ко­то­ром вы спра­ши­ва­ли, уже пред­ре­ше­но» [Йу­суф, 36-41].

По­средст­вом уме­ния тол­ко­ва­ния снов, ко­то­рое да­ро­вал ему Ал­лах, и бла­го­да­ря сво­им вы­да­ю­щим­ся ад­ми­нист­ра­тив­ным спо­соб­нос­тям и зна­ни­ям, он (мир ему!), по во­ле Ал­ла­ха, ста­но­вит­ся пра­вой ру­кой еги­пет­ско­го ца­ря. «Царь ска­зал: «При­ве­ди­те его ко мне. Я сде­лаю его сво­им при­бли­жен­ным». По­бе­се­до­вав с ним, он ска­зал: «Се­год­ня при нас ты об­рел по­ло­же­ние и до­ве­рие» [Йу­суф, 54]. Ин­те­рес­но то, что Ал­лах в Ко­ра­не не име­ну­ет еги­пет­ско­го пра­ви­те­ля тер­ми­ном «фа­ра­он» (как бы­ло при­ня­то на­зы­вать всех еги­пет­ских го­су­да­рей), а на­зы­ва­ет его «царь». Есть раз­лич­ные мне­ния то­го, кто был этим ца­рем. Не­ко­то­рые ис­сле­до­ва­те­ли утверж­да­ют, что это был зна­ме­ни­тый ре­ли­ги­оз­ный ре­фор­ма­тор Эх­на­тон, дру­гие – что это был один из ца­рей-гик­со­сов, пра­вив­ших Егип­том с 1700 до 1580 гг. до н.э., вторг­ших­ся в стра­ну с вос­то­ка, со сто­ро­ны Си­най­ско­го по­лу­ост­ро­ва. Глав­ное не это, а то что этот царь по­нял, что ни­кто кро­ме Йу­су­фа (мир ему!) не спра­вит­ся с этой слож­ней­шей за­да­чей. Это по­ни­мал и сам Йу­суф (мир ему!), по­это­му он хо­да­тайст­ву­ет пе­ред ца­рем о сво­ем на­зна­че­нии на по­ст кри­зис­но­го пра­ви­те­ля Егип­та. «Он ска­зал: «На­значь ме­ня управ­лять хра­ни­ли­ща­ми зем­ли, ибо я – зна­ю­щий хра­ни­тель» [Йу­суф, 55].  

С это­го мо­мен­та Йу­суф (мир ему!) пе­ре­ста­ет быть че­ло­ве­ком, при­спо­саб­ли­ва­ю­щим­ся к жи­тей­ским об­сто­я­тельст­вам, он на­чи­на­ет сам воз­дейст­во­вать на жиз­нен­ные усло­вия во имя бла­га лю­дей, а не во имя го­су­дар­ст­вен­ной идеи.  Он в пол­ном смыс­ле сло­ва ста­но­вит­ся кор­миль­цем на­ро­дов, из­бав­ляя их от го­ло­да – од­но­го из са­мых страш­ных бедст­вий. «Так Мы на­де­ли­ли Йу­су­фа (Иоси­фа) властью на зем­ле. Он мог по­се­лить­ся там, где же­лал. Мы ода­ря­ем Сво­ей ми­лостью, ко­го по­же­ла­ем, и не те­ря­ем воз­на­граж­де­ния тво­ря­щих добро» [Йу­суф, 56].

Хо­тя и труд­но срав­ни­вать дейст­вия про­ро­ка Йу­су­фа и обыч­ных лю­дей, все же от­ме­тим, что хо­тя и не в та­ких мас­шта­бах, но ис­то­рия зна­ет не­ма­ло кри­зис­ных эко­но­мис­тов-хо­зяйст­вен­ни­ков, ко­то­рые спа­са­ли це­лые стра­ны и на­ро­ды в тя­же­лые ми­ну­ты. Взять к при­ме­ру хо­тя бы де­я­тель­ность пред­се­да­те­ля Гос­пла­на СССР в во­ен­ные го­ды А. Воз­не­сен­ско­го, ко­то­рый су­мел пе­ре­ст­ро­ить всю со­вет­скую эко­но­ми­ку на рель­сы во­ен­но­го вре­ме­ни и тем са­мым прак­ти­чес­ки спас ее от унич­то­же­ния и пол­ной раз­ру­хи.

А что же кон­крет­но сде­лал Йу­суф (мир ему!) для спа­се­ния Егип­та и окрест­ных на­ро­дов? Пред­по­ло­жим, что ни­жес­ле­ду­ю­щее:

Он пред­при­нял ти­та­ни­чес­кие уси­лия по за­го­тов­ке зер­на, ску­пал его у бо­га­чей, был весь­ма эко­но­мен в де­лах. «Он ска­зал: «Семь лет под­ряд вы бу­де­те усерд­но се­ять. То, что вы по­жне­те, остав­ляй­те в ко­лось­ях, за ис­клю­че­ни­ем не­боль­шо­го ко­ли­чест­ва, ко­то­рое вы бу­де­те есть» [Йу­суф, 47]. Он про­дол­жал по­сту­пать так, как ему под­ска­зы­вал рас­чет, а не эмо­ции. Йу­суф (мир ему!) со­зда­ет но­вую сис­те­му эко­но­ми­ки, в ко­то­рой боль­шую роль иг­ра­ют бла­го­тво­ри­тель­ность и ме­ры об­щест­вен­но­го при­зре­ния. Сис­те­му, во­об­ще став­шую воз­мож­ной при на­ли­чии то­таль­ной мо­но­по­лии на зер­но, в усло­ви­ях, ког­да мно­го­лет­ние не­уро­жаи со­зда­ли и в Егип­те, и в окрест­ных стра­нах и мел­ких кня­жест­вах и сул­та­на­тах не­хват­ку хле­ба, гро­зя­щую го­ло­дом. «За­тем на­сту­пят семь тя­же­лых лет, ко­то­рые по­едят то, что вы при­го­то­ви­те для них, кро­ме не­боль­шо­го ко­ли­чест­ва, ко­то­рое вы сбе­ре­же­те» [Йу­суф, 48].

Он обо­га­тил зо­ло­том и се­реб­ром каз­ну Егип­та, про­да­вая часть за­па­сов про­пи­та­ния со­сед­ним на­ро­дам, ко­то­рые стра­да­ли от го­ло­да и за­су­хи. Ведь да­же его братья со­вер­ша­ют рис­ко­ван­ное пу­те­шест­вие из Па­лес­ти­ны в Еги­пет с целью по­куп­ки про­до­вольст­вия. Так­же он (мир ему!) на­пра­вил мас­сы егип­тян в под­хо­дя­щие для го­су­дар­ст­ва ме­с­та жи­тельст­ва и ра­бо­ты.

По­том Йу­суф лик­ви­ди­ро­вал круп­ное зем­лев­ла­де­ние и зем­ли быв­ших вла­дель­цев зе­мель­ных уго­дий на­се­лил мел­ки­ми зем­лев­ла­дель­ца­ми, от­вет­ст­вен­ны­ми пе­ред властью, то есть го­су­дар­ст­вом, за ка­чест­во об­ра­бот­ки зем­ли, что влек­ло за со­бой в кон­це кон­цов не толь­ко улуч­ше­ние аг­ри­куль­ту­ры, но и спра­вед­ли­вое рас­пре­де­ле­ние зем­ли меж­ду на­ро­дом. За­тем Йу­суф об­ло­жил на­ло­гом зем­лев­ла­дель­цев, до­ста­точ­но круп­ным, что­бы иметь сво­бод­ный ка­пи­тал для под­дер­жа­ния эко­но­ми­ки, и до­ста­точ­но уме­рен­ным, что­бы, не разо­ряя их и не пре­вра­щая в фак­ти­чес­ких ра­бов или кре­пост­ных, по­ста­вить их в за­ви­си­мость от го­су­дар­ст­ва. Та­ким об­ра­зом, иде­аль­ная сис­те­ма, ко­то­рую со­зда­вал Йу­суф, со­че­та­ла прин­цип обоб­щест­вле­ния с прин­ци­пом сво­бо­ды от­дель­но­го собст­вен­ни­ка.



Оставить ответ