Поведение Йусуфа в Египте вызывает чувство глубокого уважения и восхищения. Любимец своего отца, брошенный озлобившимися баратьями в глубокий колодец, проданный впоследствии в рабство, Йусуф проходит чреду тяжелых испытаний, перенося страдания и мучения, учась извлекать из них урок и обогащать суровым опытом свой дух, развивая в себе чувство мудрого понимания людей и превратностей жизни.
Еще совсем недавно, сын одного из шейхов пустыни, который пас с братьями стада своего отца оказывается в столице главного и самого могущественного государства того времени – Древнем Египте. Неведомый мир, в который он отныне вступал, еще неясная жизнь смуглых и обильных числом обитателей Египта, впечатляющая роскошь ее городов не сломили дух Йусуфа, а наоборот усилили его стремление к распространению добра. Сын пророка Йакуба (мир ему!) был твердо убежден, что Аллах испытывает его и готовит ему великое будущее. «Твой Господь изберет тебя, научит тебя толковать сны и одарит совершенной милостью тебя и род Йакуба (Иакова), подобно тому, как еще раньше Он одарил совершенной милостью твоих отцов Ибрахима (Авраама) и Исхака (Исаака). Воистину, твой Господь – Знающий, Мудрый» [Йусуф, 6]. Он знал, что в будущем обязательно встретит своих братьев и напомнит им о том, что они сделали с ним. «Мы внушили ему: «Ты непременно напомнишь им об этом поступке, когда они даже не узнают тебя» [Йусуф, 15].
Его собранность и целеустремленность, а равно его искусство в счете и письме помогали ему сносить тяготы рабства, а его открытая человечность, искренняя доброжелательность и нечеловеческая красота – открывали ему сердца людей, позволяя выдержать тяжкие испытания, выпавшие ему на долю.
По воле Аллаха, Йусуф попадает в дом к египетскому вельможе (библ. Потифар), который был одним из ведущих сановников при дворе царя Египта. Прекрасный, расторопный, сообразительный и доброжелательный раб Йусуф, обладающий вдобавок выдающимися административными способностями и умением располагать к себе людей, быстро выдвинулся и сравнительно скоро занял место управляющего домом вельможи и стал его правой рукой. «Когда Йусуф (Иосиф) достиг зрелого возраста, Мы даровали ему умение принимать решения и знание. Так Мы вознаграждаем творящих добро» [Йусуф, 22]. Египетский вельможа был добрым, мудрым, порядочным и справедливым человеком. Он относился к Йусуфу как к человеку, а не как к рабу. «Тот житель Египта, который купил Йусуфа (Иосифа), сказал своей жене: «Относись к нему хорошо. Быть может, он принесет нам пользу, или же мы усыновим его». Так Мы утвердили Йусуфа (Иосифа) на земле и научили его толкованию снов. Аллах властен вершить Свои дела, однако большинство людей не ведает об этом» [Йусуф, 21]. И благодарный Йусуф также был верным и честным помощником своему господину. Чистоту и глубину этой верности еще предстоит проверить жене вельможи при попытки его соблазнения. «Женщина, в доме которой он жил, стала соблазнять его, заперла двери и сказала: «Иди ко мне». Он сказал: «Упаси Аллах! Ведь он – мой господин, обеспечивший мне прекрасную жизнь. Воистину, беззаконники не преуспеют» [Йусуф, 23].
Безусловно страсть Зулейхи к нему – это серьезное испытание его веры в Аллаха. В этой непростой для него ситуации Йусуф противостоит не только знатной Зулейхе и ее страсти, он противостоит всей беспощадной египетской государственности, которая поставила закон человеческий выше Закона Аллаха. И он должен делать свой выбор, всецело уповая на Господа миров, ибо никакой иной силой он не обладал. Чистота его души и стремление не нарушить Закон Аллаха – вот тот заслон, который выдвинул против домогательств жены своего господина прекрасный Йусуф. Знание того, что Аллах постоянно наблюдает за ним помогло мухсину Йусуфу. «Она возжелала его, и он возжелал бы ее, если бы не увидел знамение своего Господа. Так Мы отвратили от него зло и мерзость. Воистину, он был из числа Наших избранных (или искренних) рабов» [Йусуф, 24]. Он не капитулирует перед стихией инстинктов. Из опыта религии своих предков-пророков, он знал, что в человеческой душе есть грань, переступать которую, оставаясь человеком, нельзя, ибо за ней разверзается бездна, которая поглощает и разрушает все высокое, достойное и благородное в человеке, открывая его внутренний мир хаосу бесчеловечности, отдавая его власти слепых инстинктов, тому низменному и жестокому, что таят они в своей стихии. (Подробнее историю о неудачной попытке соблазнения Йусуфа можно прочитать в статье «Любовный треугольник» на этом же сайте).
И в чем же, наконец, секрет легендарной красоты Йусуфа (мир ему!), которая стала причиной того, что даже знатные египтянки от восторга и удивления порезали себе руки. Бесспорно, что в первую очередь – это одна из великих милостей Аллаха пророку Йусуфу (мир ему!). Помимо этого, его красота – сочетание физически красивой внешности и внутренней духовной красоты. Красота Йусуфа – в его доброжелательной человечности, которая становилась сразу явной всем, кто останавливал на нем свой взгляд. Она – признак сохраненной фитры, которой наделен от Аллаха каждый человек. Заслуга Йусуфа в том, что он не растерял и не утратил этот драгоценный дар Аллаха в превратностях своей непростой и полной событиями жизни. Вместе с тем Йусуф не порабощен своей красотой как мифический гордый красавец Нарцисс – символ самовлюбленности.
Итак, благодетель Йусуфа после консультаций со своими домашними счел правильным на время поместить его в тюрьме. Таковы были реалии того времени, ведь информация про любовные интриги Зулейхи вышла за пределы его дома и этот скандал сулил ему нехорошие последствия. Так, многострадальный Йусуф (мир ему!) вторично попадает в яму.
Заурядное событие для Древнего Египта – дворцовые интриги – привело его в тюрьму. Благочестивый Йусуф, уже наделенный даром пророчества («Когда Йусуф (Иосиф) достиг зрелого возраста, Мы даровали ему умение принимать решения и знание. Так Мы вознаграждаем творящих добро» [Йусуф, 22]) проводил свои дни в темнице не впустую. Будучи выдающимся кризисным менеджером, он помогал начальнику тюрьмы и облегчал труд каторжан (придворного виночерпия и придворного хлебопека). Он пользовался в тюрьме большим уважением и авторитетом. Но главным его делом был призыв к религии Аллаха. «Вместе с ним в темницу попали двое юношей. Один из них сказал: «Я видел, что выжимаю виноград». Другой сказал: «Я видел, что несу на голове хлеб, который клюют птицы. Поведай нам толкование этого, ибо мы считаем тебя одним из праведников». Он сказал: «Не успеют принести еду, которой вас кормят, как еще раньше я растолкую ваши сновидения. Это – часть того, чему научил меня мой Господь. Воистину, я отрекся от религии людей, которые не веруют в Аллаха и не признают Последнюю жизнь. Я последовал за верой моих отцов Ибрахима (Авраама), Исхака (Исаака) и Йакуба (Иакова). Нам не подобает поклоняться никому, кроме Аллаха. Такова милость Аллаха к нам и к человечеству, но большинство людей неблагодарны. О мои товарищи по темнице! Множество различных богов лучше или же Аллах, Единственный, Могущественный? Помимо Него вы поклоняетесь лишь именам, которые придумали вы и ваши отцы. Аллах не ниспослал о них никакого доказательства. Решение принимает только Аллах. Он повелел, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него. Это и есть правая вера, но большая часть людей не знает этого. О мои товарищи по темнице! Один из вас будет разливать вино для своего господина, а другой будет распят, и птицы будут клевать с его головы. Дело, о котором вы спрашивали, уже предрешено» [Йусуф, 36-41].
Посредством умения толкования снов, которое даровал ему Аллах, и благодаря своим выдающимся административным способностям и знаниям, он (мир ему!), по воле Аллаха, становится правой рукой египетского царя. «Царь сказал: «Приведите его ко мне. Я сделаю его своим приближенным». Побеседовав с ним, он сказал: «Сегодня при нас ты обрел положение и доверие» [Йусуф, 54]. Интересно то, что Аллах в Коране не именует египетского правителя термином «фараон» (как было принято называть всех египетских государей), а называет его «царь». Есть различные мнения того, кто был этим царем. Некоторые исследователи утверждают, что это был знаменитый религиозный реформатор Эхнатон, другие – что это был один из царей-гиксосов, правивших Египтом с 1700 до 1580 гг. до н.э., вторгшихся в страну с востока, со стороны Синайского полуострова. Главное не это, а то что этот царь понял, что никто кроме Йусуфа (мир ему!) не справится с этой сложнейшей задачей. Это понимал и сам Йусуф (мир ему!), поэтому он ходатайствует перед царем о своем назначении на пост кризисного правителя Египта. «Он сказал: «Назначь меня управлять хранилищами земли, ибо я – знающий хранитель» [Йусуф, 55].
С этого момента Йусуф (мир ему!) перестает быть человеком, приспосабливающимся к житейским обстоятельствам, он начинает сам воздействовать на жизненные условия во имя блага людей, а не во имя государственной идеи. Он в полном смысле слова становится кормильцем народов, избавляя их от голода – одного из самых страшных бедствий. «Так Мы наделили Йусуфа (Иосифа) властью на земле. Он мог поселиться там, где желал. Мы одаряем Своей милостью, кого пожелаем, и не теряем вознаграждения творящих добро» [Йусуф, 56].
Хотя и трудно сравнивать действия пророка Йусуфа и обычных людей, все же отметим, что хотя и не в таких масштабах, но история знает немало кризисных экономистов-хозяйственников, которые спасали целые страны и народы в тяжелые минуты. Взять к примеру хотя бы деятельность председателя Госплана СССР в военные годы А. Вознесенского, который сумел перестроить всю советскую экономику на рельсы военного времени и тем самым практически спас ее от уничтожения и полной разрухи.
А что же конкретно сделал Йусуф (мир ему!) для спасения Египта и окрестных народов? Предположим, что нижеследующее:
Он предпринял титанические усилия по заготовке зерна, скупал его у богачей, был весьма экономен в делах. «Он сказал: «Семь лет подряд вы будете усердно сеять. То, что вы пожнете, оставляйте в колосьях, за исключением небольшого количества, которое вы будете есть» [Йусуф, 47]. Он продолжал поступать так, как ему подсказывал расчет, а не эмоции. Йусуф (мир ему!) создает новую систему экономики, в которой большую роль играют благотворительность и меры общественного призрения. Систему, вообще ставшую возможной при наличии тотальной монополии на зерно, в условиях, когда многолетние неурожаи создали и в Египте, и в окрестных странах и мелких княжествах и султанатах нехватку хлеба, грозящую голодом. «Затем наступят семь тяжелых лет, которые поедят то, что вы приготовите для них, кроме небольшого количества, которое вы сбережете» [Йусуф, 48].
Он обогатил золотом и серебром казну Египта, продавая часть запасов пропитания соседним народам, которые страдали от голода и засухи. Ведь даже его братья совершают рискованное путешествие из Палестины в Египет с целью покупки продовольствия. Также он (мир ему!) направил массы египтян в подходящие для государства места жительства и работы.
Потом Йусуф ликвидировал крупное землевладение и земли бывших владельцев земельных угодий населил мелкими землевладельцами, ответственными перед властью, то есть государством, за качество обработки земли, что влекло за собой в конце концов не только улучшение агрикультуры, но и справедливое распределение земли между народом. Затем Йусуф обложил налогом землевладельцев, достаточно крупным, чтобы иметь свободный капитал для поддержания экономики, и достаточно умеренным, чтобы, не разоряя их и не превращая в фактических рабов или крепостных, поставить их в зависимость от государства. Таким образом, идеальная система, которую создавал Йусуф, сочетала принцип обобществления с принципом свободы отдельного собственника.