Хадж
Хадж — это неукоснительная обязанность, выполнение которой не терпит отлагательства со стороны того, кто в состоянии его совершить. Если человеку надлежит совершить хадж, а он его перенёс с первого года, когда был в состоянии это сделать, на более позднее время, то тем самым он взял на себя грех за его перенос, ибо сказано посланником (да благословит его Аллаh и приветствует!):
"Спешите совершить хадж: ведь никто из вас не знает, что может помешать ему"
(этот хадис приводит имам Ахмад).
Аль-Куртуби отмечает: "Наши улемы говорят: "Этот аят (аят 97 из суры 3) подразумевает собой то, что если человек умер, не совершив хаджа, но будучи в состоянии это сделать, то на него распространяются угрозы Аллаhа и он не будет вознагражден, если за него совершит хадж кто-либо другой, т.к. если бы хадж другого человека освобождал его от обязанности совершить хадж при жизни, то тогда эти угрозы не распространялись бы на него, а Аллаh лучше знает".
А Сайд бин Джубейр говорит: "Я не стану молиться за того из своих соседей, который умрёт, имев возможность совершить хадж, но не сделав этого".
День стояния на Арафате
Это в 9-й день месяца зуль-Хиджа, на кануне большого праздника Ид-аль-Адха (Курбан байрам) когда Аллаh особенно щедр к Своим рабам и когда вечером того же дня Он хвалится перед Своими ангелами паломниками, стоящими на Арафате, говоря: "Посмотрите на Моих рабов с растрепанными волосами и покрытых пылью!"
(этот хадис с неплохим иснадом приводит Ахмад).
И никогда шайтан не выглядит столь жалким, маленьким, презренным, как в День стояния на Арафате и в день битвы при Бадре в силу особой щедрости и расположения Аллаха к Своим рабам, избавляя их в огромном количестве от Огня и прощая.
Аиша бинт-ас-Сиддик, да будет доволен ими обоими Аллаh, рассказывала, что посланник Аллаха (да благословит его Аллаh и приветствует!), сказал:"Никогда Аллаh так не избавляет Своих рабов от Огня, как в День стояния на Арафате. Он приближается, является им, затем хвалится ими перед ангелами, говоря: "Что они хотят?!"" (этот хадис приводит Муслим).
Рузейн добавляет: "Свидетельствуйте, Мои ангелы, что я простил им"
(Аль-Мунзири, "Ат-таргиб ва-т-тархиб").
Это великая милость за то, как усердно паломники молят Аллаhа Всевышнего сердцами, преисполненными благоговения, руками, простертыми вверх в просьбе, устами, не знающими устали, в мольбе, искренне надеясь на Наимилостивейшего из Милостевейших.
Тем, кто не совершает хадж в этот день предписано желательно совершать пост чтобы тоже заслужить награждения Всевышнего, так как в достоверным сборнике Муслима приводится что однажды посланнику Аллаhа (да благословит его Аллаh и приветствует!) задали вопрос о соблюдении поста в день стояния на Арафате и он сказал: “(Пост в этот день) служит искуплением (мелких) грехов прошедшего и последующего года”
Ид аль-Адха — Курбан байрам, Праздник жертвоприношения
Это самый большой из двух основных праздников, который знаменует ежегодное окончание Хаджа. Он выпадает на десятое число месяца Зуль-хиджа, примерно через два месяца после Ида аль-Фитр.
В это время те, кто отправился в хадж, завершают выполнение своих ритуалов в Мине приношением в жертву животного (хотя это не является обязанностью каждого паломника) и выходом из состояния ихрама.
Для остальных мусульман, где бы они не были, предписывается принести в жертву животное, если на то есть возможность. Обряд жертвоприношения нужно совершать не раньше завершения праздничной молитвы и праздничной проповеди (хутбы), которые должны состояться сразу после восхода солнца и не позже трёх дней после этого. Выполнение этого обряда является сунной (т.е. не обязательным) но сильно поощряется, так как Пророк (мир ему и благословение Аллаhа) говорил, что награждение за принесение в жертву животного будет засчитано в размере количества волосков жертвенного животного.
Этот обряд совершается в память о том, как Пророк Ибраhим (Авраам) по приказу Бога принес в жертву овцу вместо своего сына Исмаила. Пример Пророка Ибраhим (мир ему) вспоминается по этому случаю как образец всецелого повиновения и подчинения Богу для мусульман всех времен.
Интересно отметить, что и в Библии Господь Бог предписывает приносить в жертву Ему животных в день Пасхи: "И заколи Пасху Господу, Богу твоему из мелкого и крупного скота на месте, которое изберёт Господь, чтобы пребывало там Его имя…"
(Библия, Второзаконие, гл. 16, ст. 2, 3).
Жертвенные животные
Не обязательно, чтобы жертвенное животное было бараном: это может быть бык, верблюд или их женские особи. Один баран в жертву не более чем за одну семью, он должен быть не менее годовалого возраста, бык – не более чем за семь семей, он должен быть не менее двухгодовалого возраста. Также необходимо, чтобы животное было целое, т.е. без явных повреждений, без изъянов: не слепое, не хромое, не истощённое и т.д.
Обряд убоя
Для того, чтобы мясо вышеперечисленных животных стало разрешённым (халяль), необходимо соблюдение определённого ритуала: перерезание шейных артерий, пищевода и дыхательных путей, упоминание имени Всевышнего ("Бисмилляhи, Аллаhу акбар").
Желательно также соблюдение следующих условий:
а) Совершить данную процедуру в дневное время;
б) Аккуратно положить животное на левый бок;
в) Расположить животное так, чтобы оно мордой было направлено в сторону Каабы.
г) Хорошо наточить нож (только не перед самим животным) чтобы не подвергать животное к лишним мучениям. Так как Сообщается, что Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Однажды посланник Аллаха проходивший мимо человека, который точил свой нож, поставив ногу на морду овцы, тогда как она смотрела на него, спросил этого человека: " Ты что же, хочешь умертвить её дважды?! Почему ты не наточил свой нож до того, как повалить её на землю?!"»
(Аль-Хаким)
Что же потом делают с умерщвленным животным?
Его мясо желательно разделить на три равные части: одна — для употребления в семье, вторая — для раздачи друзьям и соседям, третья же — для раздачи бедным для употребления в пищу; те части, которые предназначены для раздачи, раздаются в виде сырого мяса. Такая раздача мяса представляет собой особое пожертвование, совершаемое вместо денежного подаяния; благодаря этому Ид аль-Адха является одним из случаев, во многих местах, пожалуй, единственным, когда бедняки получают к своему столу мясо.
Источник: www.islam.by