Хиджра (переселение) пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!) или части сподвижников в Эфиопию – не простая перемена места обитания (здесь тем более не уместен термин «бегство», который пытаются внедрить в историческую науку некоторые востоковеды). Хиджра, на наш взгляд, означает полный разрыв с системой неверия на определенной местности (в т.ч. разрыв с ее носителями, включая родственников, друзей, соседей и проч.) и переход под защиту новой системы взаимоотношений или укрытие в заповедной территории с целью сохранения своей религии. Например, известно о переселении пророка Ибрахима и его племянника Лута (мир им обоим!) – выходцев из иракского города Ур, находившегося на западном берегу Евфрата близ Куфы.
Как известно из жизнеописания Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) после окончания первого этапа призыва к исламу («тайный призыв») на первых мусульман обрушивается нарастающая волна ярости неверующих жителей Мекки. Естественно, что в таких условиях Мекка стала, мягко говоря, неподходящим местом для реализации исламского призыва. Более того, перед Пророком (да благословит его Аллах и приветствует!) и его сподвижниками остро встал вопрос выживания среди окружавшего их океана неверия и вражды. В этих обстоятельствах Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!), по воле Аллахе, принимает гениальное решение в полном соответствии с тактикой и стратегией военного искусства. Он предлагает части своих сподвижников совершить переселение в Эфиопию. Причем, главным здесь было не спасение мусульман от мучений, которые причиняли им многобожники. Главным было то, что в случае уничтожения ядра зарождающей исламской общины в Мекке (а позже и на территории Аравийского полуострова), автономная колония эфиопских мусульман-эмигрантов могла бы (по крайней мере, попыталась бы) продолжить реализацию исламского призыва. Именно этим и объясняется тот факт, что, несмотря на возникновение исламского города-государства Медины и целого ряда военно-политических побед мусульман на территории Аравийского полуострова, второй поток мусульман-переселенцев из Эфиопии возвращается на родину несколькими группами, причем основная группа эфиопских переселенцев возвратилась в родные земли во время похода на Хайбар (7 век хиджры). Значит, они возвратились на территорию Аравийского полуострова спустя 12-13 лет после вынужденного переселения. Для зарождающейся мусульманской общины это весьма солидный срок, напомним, что пророческая деятельность Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!) длилась всего 23 года.
По мнению ряда исследователей, теоретическим обоснованием эфиопской эмиграции служит кораническая история о юношах, оказавшихся в пещере («Раз вы отреклись от них и от того, чему они поклоняются помимо Аллаха, то укройтесь в пещере, и ваш Господь одарит вас Своей милостью и окажет покровительство в вашем деле» [аль-Кахф, 16]) и аят о просторности земли Аллаха: «…Земля Аллаха обширна. Воистину, терпеливым их награда воздастся полностью безо всякого счета» [аз-Зумар, 10], которые были ниспосланы во время нарастающих гонений на мусульман в Мекке.
Все вышеуказанные факторы побудили Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) сказать своим сподвижникам: «Если вы уйдете в Эфиопию, то там царь не притесняет никого, и эта земля правды, оставайтесь там до тех пор, пока Аллах не найдет вам облегчения от этой беды». Также эти слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) подтверждают то, что он проявлял живой интерес к положению дел в иностранных государствах.
В этой связи, сделаем небольшой экскурс в историю торговых взаимоотношений между курайшитами и эфиопами. Мекканское предание говорит, что на рубеже VI-VII вв. четыре сына Абд Манафа торговали с разными странами, причем старший – Абд Шамс – с царем абиссинцев (Аксума). Имеются и другие свидетельства того, что в начале VII в. мекканские курайшиты вели активную торговую деятельность в столице Эфиопии Аксуме. Известный мусульманский историк ат-Табари пишет в своих сочинениях: «И была Земля абиссинцев (т.е. Эфиопия) местом торговли для курайшитов, торговавших в ней, находя изобилие средств существования, и безопасность, и хорошее место торговли». Курайшиты вели торговые дела в Эфиопии традиционно в зимнее время (см. толкования суры «Курайш»).
Аксумская цивилизация (в Эфиопии) внесла большую роль развитие цивилизации исламской. Еще в IV – в начале VII вв. аксумская цивилизация внесла свой вклад в религиозное и политико-идеологическое движение на Ближнем Востоке, подготовившее почву для раннего ислама. В этом отношении примечательно сходство религиозной терминологии христианских надписей Аксума на языке геэз, христианских, иудаистских и «неопределенно монотеистических» надписей южноаравийского Химьяра с некоторыми терминами Корана. Аксумское царство и предисламская Аравия жили общей религиозно-культурной жизнью. Также, аксумская цивилизация оказывала влияние на арабов-мусульман в 610-630 гг. посредством живших в Аравии эфиопов (как мы помним, муэдзин Билял и знаменитый воин Вахши бин Харб /убийца Хамзы и лжепророка Мусайлимы/ были выходцами из Эфиопии) и мухаджиров, временно нашедших убежище в г. Аксум.
Итак, в месяце раджаб пятого года от начала пророчества в Эфиопию отправилась первая группа сподвижников из 12 мужчин и 4 женщин. Старшим в группе был назначен Усман бин Аффан, за которого Пророк выдает свою дочь Рукаййю. Именно об Усмане и Рукаайе Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) скажет: «Они стали первой семьей, переселившейся на пути Аллаха, после Ибрахима и Лута (мир им обоим!)».
Первая группа эфиопских эмигрантов уезжала ночью, через хиджазский порт Шуайба на двух торговых судах, «которые доставили их в землю абиссинцев за полдинара» [ат-Табари]. Вероятно за полдинара с человека. В Эфиопии мусульмане-переселенцы занимались торговлей под покровительством негуса Асхамы бин аль-Абджара, императора Эфиопии. Среди мусульман оказались и бывшие христиане; некоторые из них вернулись к своей старой вере (например, муж Умм Хабибы, будущей жены Пророка).
Вскоре до переселенцев достигают неверные слухи о том, что основная масса курайшитов приняла ислам. Эта неточная информация основывалась на том, что во время чтения Пророком (да благословит его Аллах и приветствует!) суры «ан-Наджм» на территории Каабы, большое количество многобожников совершили земной поклон по примеру Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!).
Окрыленные радостной, но ложной вестью, в месяце шавваль пятого года пророчества первые переселенцы возвращаются в Хиджаз. Но вскоре перед ними предстает правдивое положение вещей; часть из них уезжает обратно, а часть — на свой страх и риск — решает войти в Мекку. Причем возвращающимся пришлось искать в Мекке покровителей из других родов, что доказывает разрыв родственных связей – один из признаков полноценной хиджры. Впрочем, в скором времени, по совету Пророка, непрекращающиеся гонения вынуждают мусульман снова эмигрировать в гостеприимную Эфиопию. Второй поток переселенцев был намного внушителен: 83 мужчин и 18 женщин. Командиром всего личного состава переселенцев в Аксуме вплоть до их возвращения на родину был назначен Джа’фар бин Абу Талиб (да будет доволен им Аллах!).
Размеры ненависти курайшитов-многобожников к мусульманам были настолько велики (возможно, они сразу поняли, что эта акция не что иное как «запасной аэродром» исламского призыва), что они послали своих представителей с богатыми подарками к негусу Асхаме и его патриархам с целью добиться выдачи мусульман-переселенцев для расправы над ними. (Подробную историю о кознях курайшитов против переселенцев в Эфиопии советуем прочитать в книге «Ар-рахик аль-махтум» профессора Сафи ар-Рахмана аль-Мубаракфури, русский перевод которого под названием «Жизнь Пророка» является самым распространенным жизнеописанием Пророка на территории СНГ).
Козни посланцев из Мекки закончились полным фиаско. Негус, несмотря на недовольство своих патриархов (уже успевших принять дорогие мекканские гостинцы), примет сторону мусульман. Этот факт говорит о том, что он был знающим и богобоязненным христианином. По милости Аллаха, во время знаменитой переписки Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!) с царями и правителями, негус Асхама не задумываясь примет ислам. По просьбе Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!), негус отправит на родину мусульман-переселенцев на двух кораблях вместе с Амром бин Умаййей ад-Дамри, который доставил в Эфиопию послание Пророка. Также негус сыграет ключевую роль в сватовстве пророка к Умм Хабибе дочери Абу Суфьяна, вдове одного из эмигрантов. Благочестивый негус умер в месяце раджаб девятого года хиджры после битвы при Табуке, а Пророк в тот же день объявил о его смерти своим сподвижникам и совершил по негусу заупокойную молитву.
После возвращения из Эфиопии основной группы мусульман (7 век хиджры), они были приравнены по своему статусу мухаджирам и получили долю добычи от похода на Хайбар, несмотря на упреки некоторых сподвижников («Мы сражались, а вы отсиживались за морем»). Впрочем, все аксумские возвращенцы активно включились в созидание молодого исламского государства, а некоторые из них пали смертью храбрых на поле боя (например, Джа’фар бин Абу Талиб «Летающий»).
Напоследок, следует отметить, что эмиграцию в Эфиопию практиковали даже враги ислама и нейтральные граждане Мекки. Некоторые из них жили в Эфиопии параллельно с мусульманами-эмигрантами. Известно, что после подчинения Мекки мусульманам, один из врагов Пророка, Икрима ибн Абу Джахль, пытался эмигрировать на судне в Эфиопию.