Дружба в Исламе

По­ня­тие «друж­ба» из­вест­но с на­чаль­но­го эта­па раз­ви­тия че­ло­ве­чес­ко­го об­щест­ва. Об этом яр­ко сви­де­тель­ст­ву­ют со­хра­нив­ши­е­ся пись­мен­ные па­мят­ни­ки древ­ней­ших ци­ви­ли­за­ций. И до на­ших дней это по­ня­тие со­хра­ня­ет свое по­зи­тив­ное зна­че­ние.

Ко­неч­но, всег­да бы­ли та­кие лю­ди, ко­то­рые дру­жи­ли толь­ко ис­хо­дя из прин­ци­па вза­им­ной по­лез­нос­ти. В этой свя­зи из­вест­но вы­ска­зы­ва­ние древ­не­рим­ско­го пи­са­те­ля Ови­дия, ко­то­рый ска­зал: «лю­ди в сво­ей мас­се рас­це­ни­ва­ют дру­жест­вен­ные от­но­ше­ния толь­ко с точ­ки зре­ния вы­го­ды». Од­на­ко, по-на­ше­му мне­нию, та­кие вза­и­мо­от­но­ше­ния на­до на­зы­вать не друж­бой, а парт­нер­ст­вом.

Не­смот­ря на то, что мы мо­жем по­все­мест­но на­блю­дать фак­ты дру­жес­ко­го парт­нер­ст­ва, друж­ба про­дол­жа­ет ос­та­вать­ся од­ним из эф­фек­тив­ных ору­дий нрав­ст­вен­но­го фор­ми­ро­ва­ния че­ло­ве­ка. Хо­тя и друж­ба по­ня­тие мно­гог­ран­ное и мно­го­п­ла­но­вое, есть од­на раз­но­вид­ность друж­бы о ко­то­рой сто­ит ос­та­но­вить­ся под­роб­нее. Этот вид друж­бы – друж­ба в Ис­ла­ме.

Это раз­но­вид­ность друж­бы уни­каль­на (впро­чем, как и все свя­зан­ное с ре­ли­ги­ей Ал­ла­ха). По­стро­е­ние друж­бы на ос­но­ве ис­ла­ма при­во­дит дру­зей к вы­иг­ры­шу в этой и по­след­ней жиз­нях. И, ко­неч­но же, в этой друж­бе нет ме­с­та для ко­рыст­ных ин­те­ре­сов и про­чих ви­дов рас­чет­ли­вос­ти. По­то­му что эта друж­ба на­пря­мую свя­за­на с по­кло­не­ни­ем Все­выш­не­му Ал­ла­ху. Ве­ру­ю­щие лю­бят друг дру­га ра­ди до­воль­ст­ва Ал­ла­ха, сле­ду­ют в этой друж­бе Ко­ра­ну и ха­ди­сам про­ро­ка Му­хам­ма­да (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет!). Друж­ба в Ис­ла­ме – это брат­ст­во ве­ру­ю­щих, как об этом ска­за­но в Ко­ра­не: «Во­ис­ти­ну, ве­ру­ю­щие — братья. По­то­му ус­та­нав­ли­вай­те мир меж­ду брать­я­ми, бой­тесь Ал­ла­ха, — быть мо­жет, вас по­ми­лу­ют» [49,10].

Если бы лю­ди зна­ли об ис­ти­не и поль­зе друж­бы в Ис­ла­ме, они не за­ду­мы­ва­ясь бы устре­ми­лись к ре­ли­гии Ал­ла­ха. Осо­бен­но в на­ши дни, ког­да есть не­ма­ло лю­дей (и ско­рее все­го их по­дав­ля­ю­щее боль­шин­ст­во), ко­то­рые не име­ют на­сто­я­щих дру­зей. Кол­ле­ги по ра­бо­те или спор­тив­но­му за­лу, со­кур­с­ни­ки или од­но­каш­ни­ки – эта дру­гая ка­те­го­рия. Име­ют­ся то­ва­ри­щи по тем или иным увле­че­ни­ям или прос­то со­бу­тыль­ни­ки: но и это, со­гла­си­тесь, не друж­ба. Бо­лее то­го, та­кая друж­ба не при­ни­ма­ет­ся Ал­ла­хом и не при­но­сит поль­зы в Суд­ный день, ведь Ал­лах ска­зал в Ко­ра­не:

«Друг в тот день ста­но­вит­ся вра­гом дру­гу, за ис­клю­че­ни­ем бо­го­бо­яз­нен­ных» [43,67],

«В тот день без­за­кон­ник ста­нет ку­сать свои ру­ки и ска­жет: «Луч­ше бы я по­сле­до­вал пу­тем По­слан­ни­ка! О го­ре мне! Луч­ше бы я не брал та­ко­го-то се­бе в друзья! Это он отвра­тил ме­ня от На­по­ми­на­ния (Ко­ра­на) пос­ле то­го, как оно до­шло до ме­ня». Во­ис­ти­ну, са­та­на остав­ля­ет че­ло­ве­ка без под­держ­ки» [25,27-29],

«…Во­ис­ти­ну, без­за­кон­ни­ки яв­ля­ют­ся по­мощ­ни­ка­ми и друзь­я­ми друг дру­гу, а Ал­лах яв­ля­ет­ся По­кро­ви­те­лем бо­го­бо­яз­нен­ных» [45,19].

И, ко­неч­но же, друж­ба ве­ру­ю­щих при­не­сет ве­ли­кие пло­ды в День вос­кре­се­ния: «Се­ме­рых укро­ет Ал­лах в те­ни Сво­ей в тот День, ког­да не бу­дет иной те­ни, кро­ме те­ни Его: спра­вед­ли­во­го пра­ви­те­ля; юно­шу, рос­ше­го в по­кло­не­нии Все­мо­гу­ще­му и Ве­ли­ко­му Ал­ла­ху; че­ло­ве­ка, серд­це ко­то­ро­го под­ве­ше­но в ме­че­тях; [тех дво­их, ко­то­рые] лю­бят друг дру­га ра­ди Ал­ла­ха, встре­ча­ясь и рас­ста­ва­ясь [толь­ко] ра­ди Не­го; муж­чи­ну, ко­то­ро­го по­зва­ла [к се­бе воз­же­лав­шая его] знат­ная и кра­си­вая жен­щи­на и ко­то­рый ска­зал: «По­ис­ти­не, я бо­юсь Ал­ла­ха!»; то­го, кто по­да­ёт ми­ло­с­ты­ню [столь] тай­но, что его ле­вая ру­ка не ве­да­ет, сколь­ко тра­тит пра­вая, а [так­же] то­го, чьи гла­за на­пол­ня­ют­ся сле­за­ми, ког­да он в оди­но­чест­ве по­ми­на­ет Ал­ла­ха Все­выш­не­го» [Бу­ха­ри, Мус­лим].

Са­ма при­ро­да Ис­ла­ма на­прав­ля­ет ве­ру­ю­щих на еди­не­ние и со­су­щест­во­ва­ние в кол­лек­ти­ве. Ведь ве­ру­ю­щий не смо­жет при­зы­вать со­вер­шать одоб­ря­е­мое и за­пре­щать по­ри­ца­е­мое, если он бу­дет изо­ли­ро­ван от че­ло­ве­чес­ко­го об­щест­ва. В этой свя­зи об­ще­из­вес­тен ха­дис: «Ве­ру­ю­щий, ко­то­рый об­ща­ет­ся с людь­ми и тер­пит при­чи­ня­е­мые ими оби­ды, луч­ше то­го ве­ру­ю­ще­го, ко­то­рый не всту­па­ет с людь­ми в об­ще­ние и не тер­пит при­чи­ня­е­мые ими оби­ды» [ат-Тир­ми­зи].

К со­жа­ле­нию, еще встре­ча­ют­ся му­суль­ма­не, ко­то­рые по тем или иным при­чи­нам раз­ры­ва­ют дру­жест­вен­ные от­но­ше­ния, что на­но­сит ощу­ти­мый вред имид­жу ре­ли­гии и спо­соб­ст­ву­ет рас­прост­ра­не­нию не­чес­тия. Та­ким лю­дям, не­об­хо­ди­мо на­по­ми­нать со­от­вет­ст­ву­ю­щие ая­ты из Кни­ги Ал­ла­ха и ха­ди­сы. Так, на­при­мер, про­рок Му­хам­мад ска­зал (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет!): «Вра­та Рая от­кры­ва­ют­ся по по­не­дель­ни­кам и чет­вер­гам, и Ал­лах про­ща­ет каж­до­му, кто не при­да­ет Ему ни­ко­го в со­то­ва­ри­щи; не прос­тит он толь­ко то­го, кто име­ет зло­бу по от­но­ше­нию к сво­е­му бра­ту. Триж­ды бу­дет от­дан при­каз: «Оставь этих дво­их до тех пор, по­ка они не при­ми­рят­ся»» [Мус­лим].

Во всем вы­шес­ка­зан­ном и за­клю­ча­ет­ся уни­каль­ность друж­бы в Ис­ла­ме.

Це­нить друж­бу на­до всем лю­дям. К это­му при­зы­ва­ют мно­гие зна­ме­ни­тос­ти и на­род­ная муд­рость всех стран ми­ра. В этой свя­зи, при­ве­дем кры­ла­тые сло­ва о друж­бе из на­сле­дия не­ко­то­рых зна­ме­ни­тых лю­дей про­ш­ло­го:

Друг по­зна­ет­ся в бе­де, а же­на в бед­нос­ти.

Древ­няя Ин­дия

Если не зна­ешь, ка­ко­вы твои де­ти, по­смот­ри на их дру­зей.

Сюнь-цзы

Не из­бе­гай дру­га в бе­де на­хо­дя­ще­го­ся.

Ме­нан­др

Да­же во гне­ве тай­ны дру­га сво­е­го не от­кры­вай.

Ме­нан­др

Ис­тин­ный друг по­зна­ёт­ся в не­счастье.

Эзоп

С кем по­ве­дешь­ся, от то­го и на­бе­решь­ся.

Се­не­ка

Ска­жи мне, кто твой друг, и я ска­жу, кто ты.

Гель­ве­ций

О че­ло­ве­ке су­дят по его друзь­ям.

Гра­си­ан

Друж­ба не услу­га, за неё не бла­го­да­рят.

Дер­жа­вин

Не­льзя да­ле­ко ид­ти в друж­бе, если друзья не рас­по­ло­же­ны из­ви­нять друг дру­гу не­боль­шие не­до­стат­ки.

Лаб­рюй­ер

Муд­рый друг не бро­сит дру­га, не­смот­ря на все ли­ше­ния.

Шо­та Рус­та­ве­ли

Кто в бе­де по­ки­нул дру­га, сам узна­ет го­речь бед.

Шо­та Рус­та­ве­ли

Брат мо­жет не быть дру­гом, но друг – всег­да брат.

Б. Фран­клин

Тот, кто де­ла­ет добро дру­гу, де­ла­ет добро се­бе.

Эразм Рот­тер­дам­ский

Спас­ти сво­бо­ду мож­но толь­ко че­рез брат­ст­во.

Гю­го

Лю­бя­щие по­ри­цать дру­гих не­спо­соб­ны к друж­бе.

Де­мок­рит

При еди­не­нии и ма­лое рас­тёт, при раз­до­ре и ве­ли­чай­шее рас­па­да­ет­ся.

Сал­люс­тий



Оставить ответ