Добрый совет

…И со­ве­туй­ся с ни­ми о де­лах,
а, ре­шив­шись на что-ли­бо,
упо­вай на Ал­ла­ха" [аль-Им­ран, 159]

Лью­ис Кэр­рол в сво­ей зна­ме­ни­той кни­ге «Али­са в Стра­не Чу­дес» так ха­рак­те­ри­зу­ет свою ге­ро­и­ню: «Она всег­да да­ва­ла се­бе хо­ро­шие со­ве­ты, хо­тя и сле­до­ва­ла им не­час­то». Увы, боль­шин­ст­во лю­дей, как и кэ­рол­лов­ская Али­са, со­зна­тель­но пре­не­бре­га­ют тем по­ло­жи­тель­ным по­тен­ци­а­лом, ко­то­рый за­клю­чен в добрых со­ве­тах. А ведь каж­дый че­ло­век из соб­ст­вен­но­го опы­та зна­ет, что добрый со­вет мо­жет убе­речь от мно­гих про­блем. На­вер­ня­ка, вспо­ми­ная тот или иной эпи­зод сво­ей жиз­ни, мы иног­да внут­рен­не вос­кли­ца­ем: «Ах, если бы по­слу­шал­ся со­ве­та та­ко­го-то че­ло­ве­ка по та­ко­му-то де­лу, то из­бе­жал бы та­ких-то про­блем!».

Уди­ви­тель­но устро­е­на че­ло­ве­чес­кая на­ту­ра. Лю­ди лю­бят да­вать со­ве­ты, но им край­не не­при­ят­но, ког­да кто-ли­бо да­ет со­ве­ты им. Ду­ша и шай­тан под­тал­ки­ва­ют нас на не­при­я­тие чу­жих со­ве­тов: «Да кто он та­кой, что­бы да­вать мне со­ве­ты?!», «Ты бы сна­ча­ла на се­бя по­смот­рел!», «Не учи уче­но­го!». Ну как, зна­ко­мые мыс­ли?!А ведь если со­вет хо­рош, не­важ­но, кто его дал.

Ку­да нам до ха­ли­фа Ума­ра (да бу­дет до­во­лен им Ал­лах!), ко­то­рый ис­крен­не бла­го­да­рил сво­их под­дан­ных за добрые со­ве­ты. И не сек­рет, что со­вре­мен­ные пра­ви­те­ли добрые со­ве­ты при­ни­ма­ют как лич­ное оскор­бле­ние или оп­по­зи­ци­он­ную кри­ти­ку.По­ис­ти­не, над­мен­ный и упря­мый де­ла­ет всё по-сво­е­му, не слу­ша­ет ни­чьих со­ве­тов и ско­ро ста­но­вит­ся жерт­вой сво­их за­блуж­де­ний.Не­ма­ло уче­ных по­те­ря­ли свои го­ло­вы, бы­ли за­то­че­ны в тем­ни­цу или из­гна­ны из род­ной зем­ли на чуж­би­ну из-за ярос­ти силь­ных ми­ра се­го, ко­то­рые та­ким об­ра­зом от­ре­а­ги­ро­ва­ли на добрый со­вет. Еще бы­ва­ет так, что власть иму­щие за­пи­сы­ва­ют в свой ак­тив на­ибо­лее цен­ные рац­п­ред­ло­же­ния сво­их со­вет­ни­ков. Мол, это моя бы­ла идея, ав­тор­ская…

В Свя­щен­ном Ко­ра­не име­ют­ся при­ме­ры, ког­да пра­ви­те­ли со­ве­то­ва­лись со сво­и­ми при­бли­жен­ны­ми о важ­ней­ших по­ли­ти­чес­ких во­про­сах, от ре­ше­ния ко­то­рых за­ви­се­ло бу­ду­щее их го­су­дарств. При­ве­дем не­сколь­ко при­ме­ров.

Пос­ле то­го, как Му­са (мир ему!) на пер­вом эта­пе сво­ей мис­сии в Егип­те явил Фа­ра­о­ну чу­де­са от Ал­ла­ха, у еги­пет­ско­го ти­ра­на со­сто­ял­ся сле­ду­ю­щий раз­го­вор со сво­ей знатью. (Знать из на­ро­да Фа­ра­о­на ска­за­ла:«Во­ис­ти­ну, он – зна­ю­щий кол­дун» [7,109]). Фа­ра­он при ви­де чу­да и сам по­нял, что пе­ред ним не про­с­тые лю­ди. Ви­ди­мо этим и объ­яс­ня­ет­ся то, что он ис­клю­чил си­ло­вой ва­ри­ант (убий­ст­во или арест Му­сы и Ха­ру­на) при пе­ре­го­во­рах с про­ро­ка­ми Ал­ла­ха.Фа­ра­он при­ме­ня­ет при­ем сло­вес­но­го устра­ше­ния к еги­пет­ской зна­ти и спра­ши­ва­ет у нее со­ве­та: а как, соб­ст­вен­но, по­сту­пить в этой не­прос­той си­ту­а­ции?!(Он хо­чет вы­вес­ти вас из ва­шей стра­ны.Что же вы по­со­ве­ту­е­те?»[7,110]). Со­вет, дан­ный Фа­ра­о­ну его при­бли­жен­ны­ми об­ще­из­вес­тен. (Они ска­за­ли:«По­вре­ме­ни с ним и его бра­том и ра­зо­шли по го­ро­дам сбор­щи­ков, что­бы они при­ве­ли к те­бе всех зна­ю­щих кол­ду­нов»[7,111-112]).Фа­ра­он при­нял этот со­вет и по­тер­пел со­кру­ши­тель­ное по­ра­же­ние в день со­рев­но­ва­ния кол­ду­нов с про­ро­ком Му­сой (мир ему!).

А ведь не­сколь­ко де­ся­ти­ле­тий на­зад Фа­ра­он (до сих пор нет еди­но­го мне­ния, был ли этот фа­ра­он тем же фа­ра­о­ном, ко­то­рый утоп в мо­ре, пре­сле­дуя про­ро­ка Му­су (мир ему!) и его на­род или же был его пред­шест­вен­ни­ком) по­слу­шал­ся добро­го со­ве­та сво­ей же­ны, ко­то­рая по­со­ве­то­ва­ла ос­та­вить най­ден­но­го в ре­ке маль­чи­ка в семье Фа­ра­о­на.(Же­на Фа­ра­о­на ска­за­ла: «Вот усла­да очей для ме­ня и те­бя. Не уби­вай­те его! Быть мо­жет, он при­не­сет нам поль­зу, или же мы усы­но­вим его»[28,9]). Да и са­ма же­на Фа­ра­о­на, пра­вед­ни­ца Асия так­же при­ня­ла добрый со­вет ма­лень­кой де­воч­ки, ко­то­рая по­со­ве­то­ва­ла ей хо­ро­шую кор­ми­ли­цу для най­ден­но­го ре­бен­ка. (Мы за­пре­ти­ли ему брать грудь кор­ми­лиц, по­ка она (сест­ра Му­сы) не ска­за­ла:«По­ка­зать ли вам семью, ко­то­рая бу­дет за­бо­тить­ся о нем для вас и бу­дет же­лать ему добра?»[28,12]). Ско­рее все­го, на ре­ше­ние Фа­ра­о­на и его же­ны ос­та­вить маль­чи­ка (со­гла­си­тесь, не луч­ше бы­ло ли для Фа­ра­о­на усы­но­вить или вос­пи­тать маль­чи­ка из чис­ла бли­жай­ших род­ст­вен­ни­ков, пред­ста­ви­те­лей зна­ти или вер­хов­но­го жре­чест­ва) во двор­це по­вли­я­ли чу­дес­ные об­сто­я­тель­ст­ва (а древ­ние егип­тя­не бы­ли край­не суе­вер­ны­ми людь­ми), ко­то­рые со­про­вож­да­ли на­ход­ку. Во-пер­вых, маль­чик не уто­нул в ре­ке, во-вто­рых, те­че­ние при­би­ло де­ре­вян­ную кор­зи­ну с мла­ден­цем пря­мо в то мес­то, где ку­па­лась же­на Фа­ра­о­на. Ви­ди­мо бы­ли и дру­гие при­чи­ны. Но факт ос­та­ет­ся фак­том: Му­са остал­ся во двор­це Фа­ра­о­на, в то вре­мя ког­да еги­пет­ский ар­мей­ский ге­но­цид унич­то­жал мла­ден­цев муж­ско­го по­ла из чис­ла его­соп­ле­мен­ни­ков.

Во­об­ще в жиз­ни про­ро­ка Му­сы (мир ему!) бы­ло не­ма­ло при­ме­ров, ког­да добрые со­ве­ты серь­ез­но вы­ру­ча­ли его из раз­лич­ных жиз­нен­ных пе­ре­дряг.Вспом­ним, что ког­да он вто­рич­но вме­шал­ся в дра­ку ев­рея с егип­тя­ни­ном, то ему добрым со­ве­том по­мог один че­ло­век. Воз­мож­но, это был тот са­мый «ве­ру­ю­щий из чис­ла семьи Фа­ра­о­на»[40,28], о ко­то­ром упо­ми­на­ет­ся в Ко­ра­не.(С окра­и­ны го­ро­да вто­ро­пях при­шел муж­чи­на и ска­зал:«О Му­са (Мо­и­сей)! Знать до­го­ва­ри­ва­ет­ся о том, что­бы убить те­бя. Ухо­ди! Во­ис­ти­ну, я даю те­бе добрый со­вет» [28,20]). Не­со­мнен­но, этот со­вет спас Му­се (мир ему!) жизнь, пос­ле че­го он экстрен­но эмиг­ри­ро­вал в Ма­дй­ан. В зем­лях ма­дй­а­ни­тов Му­се (мир ему!) сно­ва про­ис­хо­дит по­мощь вслед­ст­вие добро­го со­ве­та. На этот раз од­на из сес­тер, ко­то­рым он на­по­ил скот, со­ве­ту­ет сво­е­му от­цу на­нять его в ра­бот­ни­ки.(Од­на из двух жен­щин ска­за­ла: «Отец мой! Най­ми его, ведь луч­шим из тех, ко­го ты най­мешь, бу­дет тот, кто си­лен и за­слу­жи­ва­ет до­ве­рия»[28,26]).Та­ким об­ра­зом, по­лит­э­миг­рант Му­са (мир ему!) при­о­брел на чуж­би­не гос­теп­ри­им­ный кров и но­вых род­ст­вен­ни­ков.

При­ве­дем еще при­мер, ко­то­рый по­ка­зы­ва­ет на­ли­чие кон­струк­тив­но­го диа­ло­га меж­ду гла­вой го­су­дар­ст­ва и его при­бли­жен­ны­ми.(Она ска­за­ла: «О знать! Мне бы­ло бро­ше­но бла­го­род­ное пись­мо.Оно – от Су­лей­ма­на (Со­ло­мо­на), и в нем ска­за­но: “Во имя Ал­ла­ха, Ми­лос­ти­во­го, Ми­ло­серд­но­го!Не пре­воз­но­си­тесь пре­до мною и яви­тесь ко мне по­кор­ны­ми”».Она ска­за­ла: «О знать! По­со­ве­туй­те, как мне по­сту­пить. Я ни­ког­да не при­ни­ма­ла ре­ше­ний са­мос­то­я­тель­но, по­ка вы на­хо­ди­лись ря­дом со мной».Они ска­за­ли: «Мы об­ла­да­ем си­лой и ве­ли­кой мощью, но ре­ше­ние ос­та­ет­ся за то­бой. По­ду­май, что ты при­ка­жешь де­лать».Она ска­за­ла: «Ког­да ца­ри втор­га­ют­ся в се­ле­ние, они раз­ру­ша­ют его и пре­вра­ща­ют его са­мых слав­ных жи­те­лей в са­мых уни­жен­ных. Вот так они по­сту­па­ют. Я по­шлю им да­ры и по­смот­рю, с чем вер­нут­ся по­слы»[27,29-35]).Из ре­чи ца­ри­ца Сав­ской мы узна­ем, что она всег­да при­ни­ма­ла ре­ше­ния, толь­ко по­со­ве­то­вав­шись со сво­и­ми при­бли­жен­ны­ми. В их со­ве­те им­пли­цит­но со­дер­жит­ся го­тов­ность к вой­не, так как са­бей­цы об­ла­да­ли ве­ли­кой си­лой и мощью. Од­на­ко муд­ра­я­Бил­кис сде­ла­ла став­ку на ре­ше­ние про­бле­мы дип­ло­ма­ти­чес­ким пу­тем. И не ошиб­лась.

Вер­нем­ся сно­ва за при­ме­ра­ми в Древ­ний Еги­пет. Один из древ­них еги­пет­ских ца­рей уви­дел ве­щий сон. Царь был твер­до убеж­ден, что этот сон име­ет ис­клю­чи­тель­но важ­ный смысл. Да, вот бе­да: смысл это­го сна был для не­го не­по­ня­тен. (Царь ска­зал: «Я ви­дел, как семь то­щих ко­ров по­жи­ра­ют се­ме­рых туч­ных, а так­же семь зе­ле­ных ко­лось­ев и семь вы­сох­ших. О знат­ные лю­ди! Разъ­яс­ни­те мое ви­де­ние, если вы уме­ет тол­ко­вать сны»[12,43]).Не по­мог­ло и об­ра­ще­ние за со­ве­том к еги­пет­ской зна­ти. Они лишь бес­по­мощ­но раз­ве­ли ру­ка­ми. (Они ска­за­ли: «Это – бес­связ­ные сны! Мы не уме­ем тол­ко­вать та­кие сно­ви­де­ния»[12,43]).По­ло­же­ние спас­ло об­ра­ще­ние за со­ве­том к про­ро­ку Йу­су­фу (мир ему!), ко­то­рый разъ­яс­нил ца­рю зна­че­ние его сна, а так­же пред­ло­жил ком­плекс мер по спа­се­нию на­се­ле­ния Егип­та от пред­сто­я­щих го­лод­ных лет. (Он ска­зал: «Семь лет под­ряд вы бу­де­те усерд­но се­ять. То, что вы по­жне­те, остав­ляй­те в ко­лось­ях, за ис­клю­че­ни­ем не­боль­шо­го ко­ли­чест­ва, ко­то­рое вы бу­де­те есть. За­тем на­сту­пят семь тя­же­лых лет, ко­то­рые по­едят то, что вы при­го­то­ви­те для них, кро­ме не­боль­шо­го ко­ли­чест­ва, ко­то­рое вы сбе­ре­же­те. Вслед за ни­ми на­сту­пит год, ког­да лю­ди по­лу­чат обиль­ные дожди и бу­дут вы­жи­мать пло­ды»[12,43]). Царь Егип­та при­нял добрый со­вет про­ро­ка Йу­су­фа (мир ему!), тем са­мым предот­вра­тив про­до­воль­ст­вен­ную ка­та­стро­фу не толь­ко для сво­е­го на­ро­да, но и для окрест­ных пле­мен.

В жиз­ни на­ше­го лю­би­мо­го про­ро­ка Му­хам­ма­да (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет!) так­же бы­ло не­ма­ло слу­ча­ев, ког­да он по­лу­чал или да­вал добрые со­ве­ты. Так, во вре­мя ноч­но­го пу­те­шест­вия и воз­не­се­ния, он (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет!) по­лу­чил добрый со­вет от про­ро­ка Му­сы (мир ему!) о со­кра­ще­нии чис­ла еже­днев­ных обя­за­тель­ных мо­литв для чле­нов му­суль­ман­ской об­щи­ны.

В бит­ве при Бад­ре вой­ско му­суль­ман за­ня­ло стра­те­ги­чес­ки важ­ные по­зи­ции бла­го­да­ря добро­му со­ве­ту, ко­то­рый дал про­ро­ку (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет!) аль-Ху­баб бин аль-Мун­зир (да бу­дет до­во­лен им Ал­лах!). Этот эпи­зод опи­сан в кни­ге «Жизнь Про­ро­ка» про­фес­со­ра Са­фи ар-Рах­ма­на аль-Му­ба­рак­фу­ри: «По­слан­ник Ал­ла­ха (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет!), вмес­те со сво­им вой­ском дви­нул­ся в путь, что­бы до­стичь ко­лод­цев Бад­ра, преж­де чем это успе­ют сде­лать мно­го­бож­ни­ки, и по­ме­шать им по­дой­ти к ним. Ве­че­ром он ос­та­но­вил­ся у бли­жай­ше­го из этих ко­лод­цев, где аль-Ху­баб бин аль-Мун­зир (да бу­дет до­во­лен им Ал­лах!) спро­сил: "Опос­лан­ник Ал­ла­ха, ска­жи мне, ты за­нял эти по­зи­ции, с ко­то­рых мы не мо­жем ни на­сту­пать, ни от­сту­пать, по ве­ле­нию Ал­ла­ха или же это твое мне­ние и во­ен­ная хит­рость?" Про­рок (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет!) от­ве­тил: "Та­ко­во мое мне­ние, и это – во­ен­ная хит­рость". Аль-Ху­баб ска­зал: "Опос­лан­ник Ал­ла­ха, если так, то эта по­зи­ция не под­хо­дит. Луч­ше под­ни­ми лю­дей и да­вай по­дой­дем к са­мо­му близ­ко­му ко­лод­цу от ку­рай­ши­тов, ос­та­нем­ся на этом мес­те, за­сы­пем все осталь­ные ко­лод­цы по­за­ди нас, а там вы­ко­па­ем во­до­ем и на­пол­ним его во­дой, и ког­да мы бу­дем сра­жать­ся с эти­ми людь­ми, мы смо­жем пить, а они — нет", и по­слан­ник Ал­ла­ха (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет!) ска­зал: "Ты дал пра­виль­ный со­вет!"».

Так­же об­ще­из­вес­тен со­вет же­ны про­ро­ка Ум­м­Са­ла­мы (да бу­дет до­во­лен ею Ал­лах!) о при­не­се­нии в жерт­ву верб­лю­дов пос­ле пе­ре­ми­рия в Ху­дай­бие. Этот эпи­зод осо­бен­но им­по­ни­ру­ет му­суль­ман­кам, ко­то­рые иног­да ис­поль­зу­ют его как до­вод в сво­ей се­мей­ной прак­ти­ке.

Мы при­ве­ли не­ко­то­рые при­ме­ры о добрых со­ве­тах из Свя­щен­но­го Ко­ра­на и жиз­не­опи­са­ния про­ро­ка Му­хам­ма­да (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет!) для то­го, что­бы со­вре­мен­ные му­суль­ма­не не пре­не­бре­га­ли в сво­ей жиз­ни та­ки­ми бла­га­ми как добрые со­ве­ты. Позд­но ку­сать лок­ти «пос­ле по­жа­ра», а ведь воз­ник­шую про­бле­му мож­но бы­ло из­бе­жать пу­тем при­слу­ши­ва­ния к муд­рым со­ве­там.



Оставить ответ