…И советуйся с ними о делах,
а, решившись на что-либо,
уповай на Аллаха" [аль-Имран, 159]
Льюис Кэррол в своей знаменитой книге «Алиса в Стране Чудес» так характеризует свою героиню: «Она всегда давала себе хорошие советы, хотя и следовала им нечасто». Увы, большинство людей, как и кэролловская Алиса, сознательно пренебрегают тем положительным потенциалом, который заключен в добрых советах. А ведь каждый человек из собственного опыта знает, что добрый совет может уберечь от многих проблем. Наверняка, вспоминая тот или иной эпизод своей жизни, мы иногда внутренне восклицаем: «Ах, если бы послушался совета такого-то человека по такому-то делу, то избежал бы таких-то проблем!».
Удивительно устроена человеческая натура. Люди любят давать советы, но им крайне неприятно, когда кто-либо дает советы им. Душа и шайтан подталкивают нас на неприятие чужих советов: «Да кто он такой, чтобы давать мне советы?!», «Ты бы сначала на себя посмотрел!», «Не учи ученого!». Ну как, знакомые мысли?!А ведь если совет хорош, неважно, кто его дал.
Куда нам до халифа Умара (да будет доволен им Аллах!), который искренне благодарил своих подданных за добрые советы. И не секрет, что современные правители добрые советы принимают как личное оскорбление или оппозиционную критику.Поистине, надменный и упрямый делает всё по-своему, не слушает ничьих советов и скоро становится жертвой своих заблуждений.Немало ученых потеряли свои головы, были заточены в темницу или изгнаны из родной земли на чужбину из-за ярости сильных мира сего, которые таким образом отреагировали на добрый совет. Еще бывает так, что власть имущие записывают в свой актив наиболее ценные рацпредложения своих советников. Мол, это моя была идея, авторская…
В Священном Коране имеются примеры, когда правители советовались со своими приближенными о важнейших политических вопросах, от решения которых зависело будущее их государств. Приведем несколько примеров.
После того, как Муса (мир ему!) на первом этапе своей миссии в Египте явил Фараону чудеса от Аллаха, у египетского тирана состоялся следующий разговор со своей знатью. (Знать из народа Фараона сказала:«Воистину, он – знающий колдун» [7,109]). Фараон при виде чуда и сам понял, что перед ним не простые люди. Видимо этим и объясняется то, что он исключил силовой вариант (убийство или арест Мусы и Харуна) при переговорах с пророками Аллаха.Фараон применяет прием словесного устрашения к египетской знати и спрашивает у нее совета: а как, собственно, поступить в этой непростой ситуации?!(Он хочет вывести вас из вашей страны.Что же вы посоветуете?»[7,110]). Совет, данный Фараону его приближенными общеизвестен. (Они сказали:«Повремени с ним и его братом и разошли по городам сборщиков, чтобы они привели к тебе всех знающих колдунов»[7,111-112]).Фараон принял этот совет и потерпел сокрушительное поражение в день соревнования колдунов с пророком Мусой (мир ему!).
А ведь несколько десятилетий назад Фараон (до сих пор нет единого мнения, был ли этот фараон тем же фараоном, который утоп в море, преследуя пророка Мусу (мир ему!) и его народ или же был его предшественником) послушался доброго совета своей жены, которая посоветовала оставить найденного в реке мальчика в семье Фараона.(Жена Фараона сказала: «Вот услада очей для меня и тебя. Не убивайте его! Быть может, он принесет нам пользу, или же мы усыновим его»[28,9]). Да и сама жена Фараона, праведница Асия также приняла добрый совет маленькой девочки, которая посоветовала ей хорошую кормилицу для найденного ребенка. (Мы запретили ему брать грудь кормилиц, пока она (сестра Мусы) не сказала:«Показать ли вам семью, которая будет заботиться о нем для вас и будет желать ему добра?»[28,12]). Скорее всего, на решение Фараона и его жены оставить мальчика (согласитесь, не лучше было ли для Фараона усыновить или воспитать мальчика из числа ближайших родственников, представителей знати или верховного жречества) во дворце повлияли чудесные обстоятельства (а древние египтяне были крайне суеверными людьми), которые сопровождали находку. Во-первых, мальчик не утонул в реке, во-вторых, течение прибило деревянную корзину с младенцем прямо в то место, где купалась жена Фараона. Видимо были и другие причины. Но факт остается фактом: Муса остался во дворце Фараона, в то время когда египетский армейский геноцид уничтожал младенцев мужского пола из числа егосоплеменников.
Вообще в жизни пророка Мусы (мир ему!) было немало примеров, когда добрые советы серьезно выручали его из различных жизненных передряг.Вспомним, что когда он вторично вмешался в драку еврея с египтянином, то ему добрым советом помог один человек. Возможно, это был тот самый «верующий из числа семьи Фараона»[40,28], о котором упоминается в Коране.(С окраины города второпях пришел мужчина и сказал:«О Муса (Моисей)! Знать договаривается о том, чтобы убить тебя. Уходи! Воистину, я даю тебе добрый совет» [28,20]). Несомненно, этот совет спас Мусе (мир ему!) жизнь, после чего он экстренно эмигрировал в Мадйан. В землях мадйанитов Мусе (мир ему!) снова происходит помощь вследствие доброго совета. На этот раз одна из сестер, которым он напоил скот, советует своему отцу нанять его в работники.(Одна из двух женщин сказала: «Отец мой! Найми его, ведь лучшим из тех, кого ты наймешь, будет тот, кто силен и заслуживает доверия»[28,26]).Таким образом, политэмигрант Муса (мир ему!) приобрел на чужбине гостеприимный кров и новых родственников.
Приведем еще пример, который показывает наличие конструктивного диалога между главой государства и его приближенными.(Она сказала: «О знать! Мне было брошено благородное письмо.Оно – от Сулеймана (Соломона), и в нем сказано: “Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!Не превозноситесь предо мною и явитесь ко мне покорными”».Она сказала: «О знать! Посоветуйте, как мне поступить. Я никогда не принимала решений самостоятельно, пока вы находились рядом со мной».Они сказали: «Мы обладаем силой и великой мощью, но решение остается за тобой. Подумай, что ты прикажешь делать».Она сказала: «Когда цари вторгаются в селение, они разрушают его и превращают его самых славных жителей в самых униженных. Вот так они поступают. Я пошлю им дары и посмотрю, с чем вернутся послы»[27,29-35]).Из речи царица Савской мы узнаем, что она всегда принимала решения, только посоветовавшись со своими приближенными. В их совете имплицитно содержится готовность к войне, так как сабейцы обладали великой силой и мощью. Однако мудраяБилкис сделала ставку на решение проблемы дипломатическим путем. И не ошиблась.
Вернемся снова за примерами в Древний Египет. Один из древних египетских царей увидел вещий сон. Царь был твердо убежден, что этот сон имеет исключительно важный смысл. Да, вот беда: смысл этого сна был для него непонятен. (Царь сказал: «Я видел, как семь тощих коров пожирают семерых тучных, а также семь зеленых колосьев и семь высохших. О знатные люди! Разъясните мое видение, если вы умеет толковать сны»[12,43]).Не помогло и обращение за советом к египетской знати. Они лишь беспомощно развели руками. (Они сказали: «Это – бессвязные сны! Мы не умеем толковать такие сновидения»[12,43]).Положение спасло обращение за советом к пророку Йусуфу (мир ему!), который разъяснил царю значение его сна, а также предложил комплекс мер по спасению населения Египта от предстоящих голодных лет. (Он сказал: «Семь лет подряд вы будете усердно сеять. То, что вы пожнете, оставляйте в колосьях, за исключением небольшого количества, которое вы будете есть. Затем наступят семь тяжелых лет, которые поедят то, что вы приготовите для них, кроме небольшого количества, которое вы сбережете. Вслед за ними наступит год, когда люди получат обильные дожди и будут выжимать плоды»[12,43]). Царь Египта принял добрый совет пророка Йусуфа (мир ему!), тем самым предотвратив продовольственную катастрофу не только для своего народа, но и для окрестных племен.
В жизни нашего любимого пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!) также было немало случаев, когда он получал или давал добрые советы. Так, во время ночного путешествия и вознесения, он (да благословит его Аллах и приветствует!) получил добрый совет от пророка Мусы (мир ему!) о сокращении числа ежедневных обязательных молитв для членов мусульманской общины.
В битве при Бадре войско мусульман заняло стратегически важные позиции благодаря доброму совету, который дал пророку (да благословит его Аллах и приветствует!) аль-Хубаб бин аль-Мунзир (да будет доволен им Аллах!). Этот эпизод описан в книге «Жизнь Пророка» профессора Сафи ар-Рахмана аль-Мубаракфури: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!), вместе со своим войском двинулся в путь, чтобы достичь колодцев Бадра, прежде чем это успеют сделать многобожники, и помешать им подойти к ним. Вечером он остановился у ближайшего из этих колодцев, где аль-Хубаб бин аль-Мунзир (да будет доволен им Аллах!) спросил: "Опосланник Аллаха, скажи мне, ты занял эти позиции, с которых мы не можем ни наступать, ни отступать, по велению Аллаха или же это твое мнение и военная хитрость?" Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) ответил: "Таково мое мнение, и это – военная хитрость". Аль-Хубаб сказал: "Опосланник Аллаха, если так, то эта позиция не подходит. Лучше подними людей и давай подойдем к самому близкому колодцу от курайшитов, останемся на этом месте, засыпем все остальные колодцы позади нас, а там выкопаем водоем и наполним его водой, и когда мы будем сражаться с этими людьми, мы сможем пить, а они — нет", и посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: "Ты дал правильный совет!"».
Также общеизвестен совет жены пророка УммСаламы (да будет доволен ею Аллах!) о принесении в жертву верблюдов после перемирия в Худайбие. Этот эпизод особенно импонирует мусульманкам, которые иногда используют его как довод в своей семейной практике.
Мы привели некоторые примеры о добрых советах из Священного Корана и жизнеописания пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!) для того, чтобы современные мусульмане не пренебрегали в своей жизни такими благами как добрые советы. Поздно кусать локти «после пожара», а ведь возникшую проблему можно было избежать путем прислушивания к мудрым советам.