Бойкот

molbaВ ис­то­рии ис­ла­ма име­ет­ся не­ма­ло тра­ги­чес­ких стра­ниц. Бу­ду­чи ис­тин­ной ре­ли­ги­ей Ал­ла­ха, ис­лам с пер­вых сво­их ша­гов стал­ки­ва­ет­ся с про­ис­ка­ми мо­гу­щест­вен­ных вра­гов. И по­доб­ных вра­гов ста­но­вит­ся все боль­ше и боль­ше. А зна­чит, и боль­ше льет­ся кро­ви му­суль­ман по все­му бе­ло­му све­ту. Но как го­во­рил в бит­ве при Уху­де Умар бин аль-Хат­таб Абу Суфь­я­ну: «На­ши по­гиб­шие ока­жут­ся в Раю, а ва­ши – в Ог­не!». Ведь, в са­мом де­ле, да­же са­мые мо­гу­щест­вен­ные из не­добро­же­ла­те­лей ис­ла­ма – смерт­ные лю­ди, ко­то­рых ждет су­ро­вый спрос за их бес­чин­ст­ва и жес­то­кость.

В этой статье бу­дет рас­смот­ре­на од­на из тра­ги­чес­ких стра­ниц ис­ла­ма – ис­то­рия бой­ко­та. Это со­бы­тие до­воль­но под­роб­но осве­ще­но в раз­лич­ных жиз­не­опи­са­ни­ях про­ро­ка, по­это­му мы огра­ни­чим­ся его крат­ким из­ло­же­ни­ем.

Как мы зна­ем из жиз­не­опи­са­ния про­ро­ка (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет!) боль­шую под­держ­ку и за­щи­ту ему ока­зы­вал со­стра­да­тель­ный дя­дя – Абу Та­либ, ко­то­рый хо­тя и не раз­де­лял убеж­де­ний пле­мян­ни­ка и сво­е­го сы­на Али, но и не счи­тал воз­мож­ным ос­та­вить их без сво­е­го по­кро­ви­тель­ст­ва. Знат­ные мно­го­бож­ни­ки не­од­но­крат­но об­ра­ща­лись к не­му с прось­бой или уго­мо­нить пле­мян­ни­ка или от­ка­зать в по­кро­ви­тель­ст­ве, но их тре­бо­ва­ния и прось­бы не да­ва­ли же­ла­е­мо­го ре­зуль­та­та. Ста­рый Абу Та­либ про­яв­лял не­ве­ро­ят­ную ре­ши­мость и про­дол­жал за­щи­щать про­ро­ка Му­хам­ма­да (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет!), не­смот­ря на все про­ис­ки ата­ки «от­цов го­ро­да».

Не имея воз­мож­нос­ти при­ме­нить си­лу про­тив кла­на ха­ши­ми­тов, от­цы го­ро­да по­шли на бес­пре­це­дент­ную ме­ру. Они объ­яви­ли ха­ши­ми­там бой­кот и под­пи­са­ли не­спра­вед­ли­вый до­го­вор, по ко­то­ро­му обя­зы­ва­лись не иметь де­ла с ха­ши­ми­та­ми (не всту­пать с ни­ми в бра­ки, ни­че­го им не про­да­вать и ни­че­го у них не по­ку­пать). Гра­мо­та для наи­луч­ше­го со­хра­не­ния и при­да­ния ле­ги­тим­нос­ти бы­ла по­ме­ще­на в Ка­а­бу.

Но и в этой тя­же­лой си­ту­а­ции свет­лым лу­чом для про­ро­ка (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет!) ста­но­вит­ся под­держ­ка род­ст­вен­ни­ков. Судь­бу ха­ши­ми­тов добро­воль­но раз­де­ли­ли ба­ну ал-мут­та­либ. Те и дру­гие ос­та­ви­ли свои до­ма, на­хо­див­ши­е­ся в раз­ных рай­о­нах го­ро­да, и скон­цент­ри­ро­ва­лись на его юго-вос­точ­ной окра­и­не, око­ло до­ма Абу Та­ли­ба. К ним при­со­еди­ни­лись не­ко­то­рые му­суль­ма­не из дру­гих ро­дов (на­при­мер, мах­зу­мит Абу Са­ла­ма бин Аб­да­ла­сад, сын до­че­ри Абу Та­ли­ба, вы­шед­шей за­муж за мах­зу­ми­та). Ес­тест­вен­но, что Абу Ла­хаб остал­ся на сто­ро­не про­тив­ни­ков про­ро­ка (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет!), в ко­то­рый раз под­твер­див из­вест­ную по­сло­ви­цу: «В семье не без уро­да».

Бой­кот был очень тя­же­лым ис­пы­та­ни­ем. Эта был не прос­то бой­кот, а пол­но­мас­штаб­ная оса­да, так как не­ве­ру­ю­щие ку­рай­ши­ты ску­па­ли по за­вы­шен­ным це­нам все про­до­воль­ст­вие, при­во­зи­мое на про­да­жу в Мек­ку. Ку­рай­ши­ты не мог­ли не знать, что в ре­зуль­та­те ис­кус­ст­вен­но со­здан­но­го го­ло­да, бу­дут уми­рать лю­ди – жи­те­ли свя­щен­ной Мек­ки. Со слов Аб­дал­ла­ха бин ал-Аб­ба­са со­об­ща­ет­ся, что во вре­мя бой­ко­та не­сколь­ко че­ло­век умер­ли от го­ло­да. Боль­шую по­мощь осаж­ден­ным в спа­се­нии от это­го го­ло­да при­нес пле­мян­ник Ха­дид­жы (да бу­дет до­во­лен ею Ал­лах!), ко­то­рый вре­мя от вре­ме­ни снаб­жал свою тет­ку за­па­са­ми пше­ни­цы.

Бой­кот за­тя­нул­ся поч­ти на три го­да, но не до­стиг сво­ей це­ли – ро­ди­чи не ли­ши­ли про­ро­ка сво­ей под­держ­ки, хо­тя боль­шин­ст­во из них не раз­де­ля­ло его убеж­де­ний. Не­ес­тест­вен­ная си­ту­а­ция в го­ро­де не мог­ла про­дол­жать­ся до бес­ко­неч­нос­ти, тем бо­лее что сре­ди мек­кан­цев, имев­ших род­ст­вен­ни­ков сре­ди бой­ко­ти­ру­е­мых, ста­ло про­яв­лять­ся не­до­воль­ст­во тя­го­та­ми, ко­то­рые пе­ре­жи­ва­ет род­ня. На­ко­нец, не­сколь­ко вли­я­тель­ных лиц из раз­ных ро­дов взя­ли на се­бя га­ран­тию не­при­кос­но­вен­нос­ти и по­кро­ви­тель­ст­ва (джи­вар) и по­ло­жи­ли ко­нец бой­ко­ту.

По­ло­же­ние его на­столь­ко тя­же­лым, что да­же сам Абу Ла­хаб, став­ший те­перь гла­вой ро­да ха­ши­ми­тов обе­щал ему свою за­щи­ту и по­кро­ви­тель­ст­во. Не­сколь­ко дней все бы­ло спо­кой­но, но за­тем вра­ги про­ро­ка (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет!) под­би­ли Абу Ла­ха­ба спро­сить, ка­ко­ва, по его мне­нию, судь­ба Абд аль-Мут­та­ли­ба, на что про­рок (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет!) от­ве­тил: «Он – в Ог­не». Раз­гне­ван­ный Абу Ла­хаб ли­шил его сво­е­го по­кро­ви­тель­ст­ва. Ли­шив­шись под­держ­ки ро­да, про­рок (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет!) ока­зал­ся как бы вне за­ко­на и даль­ней­шее пре­бы­ва­ние в Мек­ке гро­зи­ло для не­го смер­тель­ной опас­ностью.

Ра­зум­ный че­ло­век из этой ис­то­рии мо­жет взять мно­жест­во уро­ков. Мы же хо­те­ли бы ос­та­но­вить­ся на во­про­се под­дер­жа­ния род­ст­вен­ных свя­зей. В на­ше не­лег­кое вре­мя, мы яв­ля­ем­ся сви­де­те­ля­ми то­го, с ка­кой лег­костью раз­ры­ва­ют­ся род­ст­вен­ные свя­зи (не­да­ром это яв­ля­ет­ся од­ним из ма­лых при­зна­ков при­бли­же­ния Суд­но­го дня). В этой свя­зи, каж­до­му му­суль­ма­ни­ну не­об­хо­ди­мо стре­мить­ся под­дер­жи­вать род­ст­вен­ные свя­зи. Опыт по­ка­зы­ва­ет, что в на­шей жиз­ни встре­ча­ют­ся мно­жест­во си­ту­а­ций, ког­да, по во­ле Ал­ла­ха, толь­ко род­ст­вен­ни­ки спо­соб­ны вы­ру­чить нас из боль­шой бе­ды. С дру­гой сто­ро­ны мы долж­ны до­но­сить ис­ти­ну ис­ла­ма, в пер­вую оче­редь, для сво­их бли­жай­ших род­ст­вен­ни­ков – «…и уве­ще­вай сво­их бли­жай­ших род­ст­вен­ни­ков…» [По­эты, 214].

При­зыв под­держ­ки род­ст­вен­ных свя­зей со­дер­жит­ся и во мно­жест­ве ха­ди­сов. До­ста­точ­но вни­ма­тель­но про­чи­тать их в раз­лич­ных сбор­ни­ках ха­ди­сов. И если силь­но­му му­суль­ма­ни­ну на долж­ном уров­не под­дер­жи­вать род­ст­вен­ные свя­зи по­мо­га­ет его глу­бо­кая ве­ра в Ал­ла­ха, то му­суль­ман, ко­то­рые еще не до­стиг­ли боль­ших вы­сот в сле­до­ва­нии Ко­ра­ну и Сун­не про­ро­ка (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет!) в этом во­про­се мо­жет серь­ез­но сти­му­ли­ро­вать ни­жес­ле­ду­ю­щий ха­дис.

Пе­ре­да­ют со слов Ана­са (да бу­дет до­во­лен им Ал­лах!), что по­слан­ник Ал­ла­ха (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет!) ска­зал: «Пусть (че­ло­век), же­ла­ю­щий, что­бы удел его был уве­ли­чен, а срок жиз­ни про­длён, под­дер­жи­ва­ет свя­зи со сво­и­ми род­ст­вен­ни­ка­ми» [аль-Бу­ха­ри; Мус­лим].

P.S. Один из са­мых мас­штаб­ных бой­ко­тов не­дав­не­го вре­ме­ни был ор­га­ни­зо­ван в араб­ских стра­нах про­тив дат­ских про­дук­тов пи­та­ния в 2006 го­ду, в ре­зуль­та­те зна­ме­ни­то­го ка­ри­ка­тур­но­го скан­да­ла. Де­ло до­шло до то­го, что ве­ду­щие дат­ские про­из­во­ди­те­ли пи­та­ния, по­те­ряв­шие араб­ский ры­нок, бук­валь­но взвы­ли к сво­е­му пра­ви­тель­ст­ву с тре­бо­ва­ни­ем стро­жай­ше­го на­ка­за­ния хо­зя­ев СМИ, ко­то­рые на­пе­ча­та­ли ка­ри­ка­ту­ры, по­ро­ча­щие про­ро­ка ис­ла­ма (да бла­го­сло­вит его Ал­лах и при­вет­ст­ву­ет!).



Оставить ответ