Однажды в стародавние времена из города Мерв выехали два путника. Старшего из них звали Ахмад, а младший был его учеником по имени Закария. Они направлялись в сторону седого Каспия, для того чтобы призвать диких кочевников к религии Аллаха. Вот уже десять лет путешествовали они на чужбине, странствуя из города в город, из одной страны в другую, пересекая моря и пустыни, ночуя, где придётся – на голой земле у скудного пастушеского костра, или в тесном караван-сарае, или в шумной чайхане, среди лежащих вповалку бедных людей. Все десять лет путешествия этих всадников были потрачены не впустую, так как в каждом населенном пункте они призывали людей на путь истины, как это уже было сказано выше…
На своём пути путники присоединились к большому купеческому каравану. Наконец, взору путников предстали темно-голубые очертания Каспийского моря. Хрипло кричали измученные жаждой и зноем караванщики, верблюды прибавили шагу: солнце уже садилось, и надо было спешить, чтобы вовремя успеть до ближайшего селения. Хвала Аллаху, успели вовремя.
Селение было небольшое – дворов около семидесяти, как определил проницательный Ахмад, окинув взглядом веселую зелень садов и виноградников, кажущимися удивительным чудом в этом песчаном регионе.
Ахмад и Закария привязали своих верблюдов к дереву у одной маленькой и бедной чайханы. Между тем хозяин чайханы, бойкий и приветливый Шарип, уже разжигал костер. Жалобно блеяли бараны, которых уже потащили на убой. В чайхане собралось много людей. Измученные от долгого пути по раскаленной пустыни люди радовались возможности отдохнуть в прохладной тени.
Наконец один из местных жителей обратился к караванщикам:
— Мир вам, о путники! Мы, жители этого селения, просим рассказать нам что-нибудь о знаменитых людях нашей религии.
Услышав эти слова, взоры караванщиков устремились на пожилого Ахмада, как бы приглашая его ответить на просьбу сельчан. Ахмад задумался несколько минут и сказал:
— Я расскажу вам удивительную и правдивую историю про сподвижника Пророка, которого звали Му’саб бин ‘Умайр аль-‘Абдари.
Услышав это имя, люди, сидящие в чайхане, затаили свое дыхание, будто на их плечи приземлились птицы.
«Однажды в Благословенной Мекке жил юноша из очень богатой и знатной семьи. У него были самая лучшая и богатая одежда среди мекканской молодежи. Его миск был настолько дорогой, что мекканцы по этому запаху узнавали, что здесь недавно проходил Му’саб бин ‘Умайр.
В это время в Мекке наш любимый Посланник Аллаха призывал людей к исламу. И на его призыв ответил Му’саб бин ‘Умайр, который был очень похож внешностью на Пророка. После принятия ислама он некоторое время скрывал это от родных. Но родные всё же узнали об этом и держали его под домашним арестом. Позже они лишили его права наследования и изгнали из дома, не дав ему никаких средств существования. Спасаясь от гонений, он некоторое время провел в Эфиопии. Но скоро случилось нечто, что позволило, по воле Аллаха, вписать имя Му’саба бин ‘Умайра в историю ислама, как одного из его лучших представителей…
Однажды июльской ночью 620 года, Пророк вышел вместе с Абу Бакром и ‘Али и пришел стоянкам жителей Йасриба, которые приехали в Мекку с намерением совершить хадж. Их было шесть человек. Жители Йасриба часто слышали от иудеев, которые жили в их городе, что в это время к людям будет направлен один из пророков. Кроме того, иудеи говорили: "Уже скоро он появится, а мы последуем за ним и вместе с ним истребим вас, как были истреблены народы прошлого".
Подойдя к ним, Пророк спросил: "Кто вы?". Они ответили: "Мы из племени хазрадж". Пророк спросил: "Вы из числа союзников иудеев?". Они ответили: "Да". Пророк предложил: "Не присядете ли вы, чтобы я поговорил с вами? ". Они сказали: "Да", и сели вместе с ним. После этого он объяснил этим людям, в чем состоит суть ислама и его призыва, призвал их к Всемогущему и Великому Аллаху и прочитал им некоторые аяты Корана. Выслушав его, они стали говорить друг другу: "О люди, клянёмся Аллахом, вы знаете, что это и есть тот пророк, которым угрожали нам иудеи, так не допустите же, чтобы они опередили вас, поспешите ответить на его призыв и примите ислам!".
Они относились к числу здравомыслящих жителей Йасриба, обессиленных только недавно закончившейся гражданской войной, события которой были еще свежи в их памяти. Теперь у них появилась надежда, что его призыв положит конец войнам, и они сказали: "Поистине, мы покинули наших соплеменников, ибо нет другого народа, людей которого разделяла бы столь сильная злоба и вражда, но, может быть, Аллах объединит их через тебя, мы же придём к ним, призовём их к твоему делу и предложим им принять эту религию, которую согласны принять мы сами, и если Аллах действительно объединит их через тебя, ты станешь для нас самым дорогим человеком!".
Вернувшись в Йасриб, эти люди принесли туда с собой послание ислама, как и обещали Пророку…
В следующий сезон паломничества 621 году, в Мекку прибывает группа людей, которые хотели совершить хадж. Их было двенадцать человек. Среди них было пятеро из тех шести людей, которые за год до этого установили контакт с Пророком. Эти люди встретились с Пророком, в ‘Акабе, что находится в долине Мина. И принесли ему клятву. Посланник Аллаха сказал: "Подойдите и поклянитесь мне в том, что вы не будете поклоняться никому и ничему наряду с Аллахом, не будете воровать, прелюбодействовать и убивать ваших детей, и не будете распространять ложь, измышляемую вашими сердцами, и не ослушаетесь меня в том, касается одобряемого шариатом. Того из вас, кто сдержит эту клятву, наградит Аллах, тому, кто нарушит что-нибудь из этого и будет наказан в этом мире, это наказание послужит искуплением, а относительно того, кто нарушит что-нибудь, после чего Аллах покроет его грех, Аллах и будет принимать решение, и если пожелает, то накажет его, если пожелает иного, то простит его"».
Ахмад на какое-то время стал хранить молчание. Слушатели нетерпеливо закашляли, намекая Ахмаду, что неплохо было бы продолжить эту удивительную историю. Глаза Ахмада сверкнули огнём, и он продолжил свое повествование:
«После принесения этой клятвы и завершения сезона паломничества Пророк направил в Йасриб с теми, кто принёс эту клятву, своего первого представителя, чтобы он научил живших там мусульман законам ислама, помог им понять суть их религии и занялся её распространением среди тех, кто продолжал придерживаться многобожия. Для этой цели он выбрал еще совсем молодого Му’саба бин ‘Умайра, который относился к числу первых принявших эту религию.
Му’саб бин ‘Умайр был непростой мусульманин, помимо тех качеств, которые я упомянул выше, он знал еще и знал Коран наизусть. Приехав в Медину, он поселился у Ас’ада бин Зурары, и они с усердием и воодушевлением взялись за дело распространения ислама.
В один прекрасный день Ас’ад бин Зурара вышел с ним из дома и они направились к домам, где жили люди из родов бану ‘абд аль-ашхаль и бану зафар. По дороге они зашли в пальмовую рощу, принадлежавшую роду бану зафар, сели у колодца Марак и вокруг них собрались люди из числа новообращенных мусульман. В то время Са’д бин Му’аз и Усайд бин Худайр (которые впоследствии станут одними из лучших сподвижников Пророка), являвшиеся вождями и относившиеся к роду бану ‘абд аль-ашхаль, все еще оставались многобожниками. Когда они узнали о встрече мусульман, Са’д сказал Усайду: "Ступай к этим двоим, которые явились сюда, чтобы дурачить слабых среди нас, прикрикни на них и запрети приходить к нашим домам. Дело в том, что Ас’ад бин Зурара является сыном моей тётки, а я же не хочу портить отношения со своим двоюродным братом, и если бы не это, я не обратился к тебе с такой просьбой".
После этого Усайд взял свое копье и направился к ним. Увидев его, Ас’ад сказал Му’сабу: "Это вождь своего племени, постарайся же найти для него наилучшие слова". Му’саб сказал: "Если он сядет, я поговорю с ним". Подойдя ближе, Усайд принялся ругать их, а потом спросил: "Что привело вас к нам и почему вы дурачите слабых из нас? Убирайтесь прочь, если хотите жить!". Му’саб сказал ему: "Может быть, ты присядешь и послушаешь, и если тебе понравится, ты согласишься с этим, если же тебе это будет ненавистно, никто не станет тебя заставлять". Усайд сказал: "Это справедливо", воткнул копье в землю и сел, а Му’саб стал говорить с ним об исламе и читать ему Коран. Потом Му’саб говорил: "И клянусь Аллахом, по лицу его мы поняли, что он примет ислам, еще до того, как он заговорил, ибо лицо его озарилось и на нём появилось выражение радости". Выслушав Му’саба, Усайд сказал: "Сколь хороши и прекрасны эти слова! Что вы делаете, когда хотите принять эту религию?".
Они сказали ему: "Ты должен совершить полное омовение и очистить свою одежду, а потом принести свидетельство истины, а потом совершить молитву в два раката", и он встал, совершил полное омовение, очистил свою одежду, принёс свидетельство, совершил молитву в два раката, а потом сказал: "Есть еще один человек — Са’д бин Му’аз . Если он последует за вами, то и все его соплеменники поступят так же, и сейчас я приведу его к вам". После этого он взял свое копье и пошел к Са’ду, находившемуся среди своих соплеменников в доме их собраний. Увидев его, Са’д сказал: "Клянусь Аллахом, он вернулся к вам уже с другим выражением лица!".
Когда Усайд вошел в дом собраний, Са’д спросил его: "Что ты сделал?". Он сказал: "Я поговорил с этими двумя и, клянусь Аллахом, ничего дурного от них не услышал, когда же я запретил им говорить, они сказали: «Мы сделаем то, чего ты желаешь». И мне сказали, что люди из племени бану Хариса направились к Ас’аду бин Зураре, чтобы убить его, потому что им известно, что он сын твоей тётки, а потом обвинить в этом тебя". Когда Са’д услышал это, он в гневе вскочил со своего места, схватил копье и направился к Му’сабу и Ас’аду, увидев же, что они спокойно сидят, он понял, что Усайд добивался только того, чтобы он послушал их слова. Тогда Са’д подошел к ним, осыпая их бранью, а потом сказал Ас’аду бин Зураре: "Клянусь Аллахом, о Абу Умама, если бы не связывало нас родство, я бы обошелся с тобой по-другому! Как ты посмел принести нам то, что нам ненавистно?!".
А до этого Ас’ад сказал Му’сабу: "Клянусь Аллахом, к тебе пришел вождь, за которым стоит его племя, и если он последует за тобой, то и каждый его соплеменник поступит так же". И Му’саб сказал Са’ду бин Му’азу: "Может быть, ты присядешь и послушаешь? Если тебе понравится, ты примешь это, если же тебе будет это ненавистно, мы не станем принуждать тебя". Са’д сказал: "Это справедливо". После этого он воткнул в землю свое копье и сел, а Му’саб предложил ему принять ислам и почитал ему Коран, а потом Му’саб говорил: "И, клянусь Аллахом, по лицу его мы поняли, что он примет ислам, еще до того, как он заговорил, поскольку лицо его озарилось и на нём появилось выражение радости". Выслушав его, Са’д спросил: "Что вы делаете, когда принимаете ислам?". Они сказали ему: "Ты должен совершить полное омовение и очистить свою одежду, а потом принести свидетельство истины, а потом совершить молитву в два раката", и он сделал это.
После этого Са’д взял свое копье и пошел к дому собраний своего племени. Увидев его, люди сказали: "Клянёмся Аллахом, он вернулся уже с другим выражением лица!".
Подойдя к ним, Са’д сказал: "О бану ‘абд аль-ашхаль, что вы скажете о моем положении среди вас?". Они сказали: "Ты – наш вождь, самый самый здравомыслящий из нас и самый спокойный из нас по характеру". Са’д сказал: "Запрещается любому из вас, будь то мужчина или женщина, говорить со мной, пока не уверуете в Аллаха и Его посланника!" – и уже к вечеру ислам приняли все мужчины и женщины его племени, за исключением одного человека по имени аль-Усайрим, который медлил с принятием ислама вплоть до битвы при Ухуде. Он принял ислам в день этой битвы, сражался и был убит, не совершив пред Аллахом ни одного земного поклона, и это о нём Пророк сказал: "Он сделал мало, а награда (будет) велика!".
И Му’саб жил у Ас’ада бин Зурары, призывая людей к исламу, пока в каждом из домов ансаров не появились мужчины и женщины, исповедующие эту религию.
Проведя около года в Йасрибе, Му’саб бин ‘Умайр вернулся в Мекку, принёс Пророку радостные вести об успехе и рассказал ему о положении племён, живущих в Йасрибе, о том, что от них можно ожидать блага, и том, какой силой они обладают».
— А что ты еще знаешь о жизни этого героя? – с нетерпением спросили слушатели у Ахмада. Ахмад неторопливо продолжил свой рассказ:
«То, что в битве при Бадре общее командование всеми военными силами мусульман было поручено именно ему. Он в этой битве был второй человек после Пророка. Вот, уважаемые братья, какая ему была оказана честь. После этой великой битвы, он увидел своего родного брата Абу ‘Азиза бин ‘Умайра, участвовавшего в сражении против мусульман. Ему связывал руки один из ансаров, которому Му’саб сказал: "Вяжи покрепче, ибо его мать богата, и она в состоянии уплатить тебе выкуп за него". Тут Абу ‘Азиз сказал своему брату: "Так-то ты относишься ко мне?" – но Му’саб воскликнул, указывая на ансара: "Поистине, брат мой – он, а не ты"».
— А дальше? Что было с ним дальше? – раздались умоляющие голоса слушателей.
«А дальше… Прошло время. Снова мекканское войско двинулось в поход на молодое мусульманское государство. Мусульмане приняли этот бой, который вошел в историю ислама как битва при Ухуде. На этот раз Му’саб бин ‘Умайр возглавил отряд мухаджиров, а общим военным руководителем был сам Пророк. В этой битве мусульмане потеряли около семидесяти человек. Пали геройской смертью дядя Пророка Хамза, которого называли лев Аллаха, а позже господином шахидов. Пал в этой битве и наш герой — Му’саб бин ‘Умайр. Он яростно сражался против большого количества врагов, держа в правой руке знамя мусульман. После того, как эту руку ему отрубили, он подхватил знамя левой рукой и стойко сражался с врагами, пока ему не отрубили и левую руку, и тогда он упал на колени, но продолжал удерживать знамя обрубком, пока не погиб. Его убил ибн Ками’а, принявший его за Пророка, так как я уже говорил выше, что он был очень похож на Посланника Аллаха. Убив же Му’саба, он удалился к многобожникам и стал кричать: "Поистине, Мухаммад убит!"».
— А что вы знаете про его семью, о Ахмад? – спросили слушатели, которых сильно впечатлила история жизни молодого проповедника.
«У него была жена по имени Хамна бинт Джахш, которая встретила мусульманское войско после этой битвы. Пророк сообщил ей о смерти её брата ‘Абдуллаха бин Джахша, и она сказала: "Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему мы вернёмся!" – а затем обратилась к Аллаху с мольбами о прощении для него. Потом Пророк сообщил ей о смерти её дяди Хамзы бин ‘Абд аль-Мутталиба, и она произнесла те же слова, когда же Пророк сообщил ей о смерти её мужа Му’саба бин ‘Умайра, она стала громко кричать, а Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: "Поистине, муж дорог женщине!"».
— Да, удивительную мы историю выслушали, о Ахмад, — сказали, едва сдерживая плач, обитатели чайханы.
— Но это еще не всё, — загадочно улыбнулся Ахмад. Он достал из своего дорожного мешка Коран и продолжил свой рассказ: «По поводу Му’саба бин ‘Умайра был ниспослан аят Священного Корана, который я вам сейчас прочитаю: "Среди верующих есть мужи, которые верны завету, который они заключили с Аллахом. Среди них есть такие, которые уже выполнили свои обязательства, и такие, которые еще ожидают, но никак не изменяют своему завету" [аль-Ахзаб, 23]».
Ахмад окончил свое повествование, пообещав слушателям рассказать на следующий день подобную историю. Все молча разошлись по своим постелям, восхищенно покачивая головами и с нетерпением ожидая следующего вечера.