Становление арабской филологии. Ильм аллюга

Ильмаллюга,  наука языка (лексикология).

Эта вторая наука арабского языка по становлению после ан-нахву.

Предмет изучения: Если ан-нахву, как мы говорили в предыдущей статье, следит за правильностью окончаний слов во избежание смысловых искажений, то следует упомянуть, что существует и другой фактор искажения языка, а именно – непреднамеренное искажение смысла самих арабских слов.

Это проявлялось в двух сферах:

  1. Люди стали использовать арабские слова не по смыслу.
  2. Люди стали использовать не подходящие слова или вводить в речь новые заимствованные слова, оставляя при этом, по незнанию, слова, не утратившие силу обихода.

Утратив потенциальную способность передавать желаемое, люди стали использовать совсем не подходящие по смыслу слова, что привело к вытеснению или выпадению действующих слов из обихода.

Исходя из всего этого, возникла острая необходимость созданию той науки языка, которая могла бы устанавливать и передавать точный смысл тех или иных слов и внедрять их в обиход обратно. Такая наука появилась и стала называться ильмаллюга, т.е. наука языка или лексикология. Смысл ее в закреплении тех или иных смыслов за теми или иными конкретными словами. И на протяжении многих веков этой ей удается.

Формирование этой науки: Оно поделилось на три направления:

  1. Становление – основ лексикологии; фонетики; фиксации слов к тем или иным словам. Это направление получило название: как фикх аллюга, т.е. «понимание языка». Самый первый труд в этом направлении называется аль-хасаис, т.е. «особенности»,  принадлежащий перу Ибн аль-Джинни (Абу аль-Фатх Усман бин Амр, ум. 392 г. по хиджре). А самым авторитетным считается труд Ас-Суютий (ум. 911 г. по хиджре) аль-мазхар фи улуюм аль-арабия. К современным трудам относится дирасат фи фикх аллюга доктора Субхи Ас-Салиха. А также фикх аллюга доктора Али Абд аль-Вахида Уафий.
  2. Становление арабской лексикографии, т. е. раздела, занимающегося вопросами составления словарей и их изучения; изучающего семантическую структуру слова, особенности слов, их толкование. Труды, написанные в этой области, в общей сложности, входят в раздел под названием мааджим аллюга, т.е. «словари». Самым ранним авторитетным источником является аль-айн Халил бин Ахмада аль-Фарахидий (ум. 160 г. по хиджре). Далее, были множество трудов в этой области, отличающиеся друг от друга по сути содержания, классификаций и построений.

Что касается построения этих словарей: Есть авторы, которые разложили свои труды сообразно фонетическим делениям, как это сделал аль-Фарахидий в аль-айн, начав с буквы айн. Книга эта так и называется по имени буквы. Обычно к такому методу названия своих трудов прибегали тогдашние ученые. Есть те авторы, которые упорядочивали свои труды в алфавитном порядке конечных букв. Они так и начинали с тех слов, которые имели окончание хамза, ба и т.д. Такой метод избрали  Исмаил бин Ахмад (ум. 393 г. по хиджре) в своей книге тадж аллюга ва саххах аль-арабия «корона языка и корректировки арабского» и Ибн аль-Манзур аль-Ифрикий (ум.711 г. по хиджре) в книге лисан аль-араб «язык арабов».  Есть и те, которые придерживались традиционного построения словарной литературы, а именно по алфавитному порядку начальных букв слов. К такому методу прибег Ар-Разий в мухтар ас-саххах использовавший в качестве базы слова из словарей ас-саххаха Джаухарий и мисбаха аль-мунира аль-Файумий.

Что касается составной части: Есть авторы, которые потрудились охватить максимум арабской лексики, как это сделали аль-Халиль в аль-айн; Абу мансур аль-Азхарий (ум. 370 г.) в тахзиб аллюга; аль-Джаухарий в ас-саххах; Ибн Манзур в лисан аль-араб; Фируз аль-Абадий в аль-камус аль-мухит. Вместе с тем они еще дали обширное разъяснение каждого слова, доказывая его наличие или забвение.  Самым большим трудом из все этих признан лисан аль-араб Ибн Манзура. Современное издание его насчитывает 15 томов. Это еще раз доказывает нам о богатстве арабского языка. Есть авторы, которые акцентировали свое внимание, только на широко используемые слова.  К ним относятся: аль-алфаз Ибн Сиккита; аль-фасих Сагляба (ум. 291 г. по хиджре); мухтар ас-саххаха ар-Разий; и мисбах аль-мунир Аль-Файуми. Есть авторы, которые составляли свои словари по терминам той или иной научной дисциплины. К ним относится муфрадат фи гариб аль-коран Рагиба аль-Исфаханий (ум. 502 г. по хиджре) в области коранической лексики; ан-нихайа Ибн аль-Асира (606 г. по хиджре) в области хадисоведения; захир фи гариб альфаз аш-Шафии Ибн Мансура аль-Азхарий (ум. 370 г. по хиджре) в области мусульманского права фикха; а также тазхиб аль-асма ва аллюгат ан-Нававий (ум. 676 г. по хиджре). Есть авторы, которые составили свои труды в области риторики, как асас аль-балага Махмуда бин  Умара аль-Замахшарий (ум. 538 г. по хиджре), который также является автором общеизвестного толкования к Корану аль-кашшаф, в котором он затрагивает понятия аллегории языка. Вот собственно все те важные труды, которые стали академическими и составляют фундамент лексикологии арабского языка.

  1. Становление своего рода самостоятельного типа словарей мааджим аль-мааний. Если все предыдущие словари выстраивались в соответствии алфавитного порядка и затем давались смысловые их значения, то здесь совсем наоборот, слова выстраивались сообразно смысловому значению, а затем давались их толкования. Это схоже с классификацией, где слова поделены на категории и классы. К примеру, приводилось весомое смысловое одно слово и давалось ему полное разъяснение где и как оно применятся, сколько у него синонимов, антонимов и т.д. К такому виду словарей относятся: многотомный аль-мухассис Ибн Саида (Абу аль-Хасан бин Исмаиль аль-Андалусий, ум. 458 г. по хиджре); однотомный фикх аллюга ва сирр аль-арабия Абу Мансура ас-Саалибий (ум. 429 г. по хиджре); альфаз аль-китабия Хамзаний (Абд ар-Рахмана бин Иса, ум. 320 г. по хиджре).

Таким образом, лексикология арабского языка делится на три вида: 1) Фикх аллюга «понимание языка». 2) Мааджим аль-альфаз «словри». 3) Мааджим аль-мааний «смысловые словари».

 



Оставить ответ