Говоря об истории арабского языка, мы имели в виду историю общеарабского (классического языка). Однако особенностью арабского всегда была его диалектная разветвленность. С VI—VII веков н. э. известны племенные диалекты, которые на основе фонетических особенностей делились на западные и восточные группы. Впоследствии племенное членение сменилось социально-территориальным: выделялись диалекты кочевников и диалекты оседлого населения (городские и сельские).
Современные диалекты арабского языка делятся на две большие группы по географическому признаку: западную (магрибскую) и восточную (машрикскую), куда входят четыре подгруппы: аравийская, египетско-суданская, месопотамская и центрально-арабская. Арабские диалекты Средней Азии также относят к восточной группе диалектов. Все эти подгруппы диалектов с лингвистической точки зрения фактически являются отдельными языками.
Всего же существует около 14 диалектов и вариантов арабского языка, среди них: египетский диалект арабского языка, магрибский диалект (на котором говорят в Марокко и Алжире), левантинский арабский, иракский арабский и диалекты Персидского залива. Другие разновидности включают в себя: диалект хасания (Hassaniya), на котором говорят в странах Западной Сахары, нажди (Najdi) арабский, хиджази (Hijazi) арабский и т. д. На андалусском (Andalusi) арабском и сикуло-арабском (Siculo) диалектах говорили в Испании, Иберии и на Сицилии в эпоху крестовых походов и торговли между материками в XVIII—XVII веках. Мальтийский арабский — это отдельный язык, который очень похож на тунисский диалект арабского, но является единственной разновидностью семитских языков, где используется латинский алфавит.
Основной особенностью диалектов является то, что все они стремятся упростить литературный арабский язык — его словарный состав, лексику и произношение. Считается, что человек, владеющий литературным арабским (аль-фусха), не будет иметь языковых проблем в странах, где официальным языком является арабский, но это не совсем так. Литературный арабский язык — это язык правительства, СМИ, литературы, Интернета, но не язык простого общения. В разговорной речи в каждой стране используется определенный диалект арабского языка, и лучший способ выучить тот или иной диалект — это провести длительное время в стране, где он используется, ведь учебных пособий по диалектам практически не издается (особо это касается менее популярных диалектов), да и язык, а особенно разговорный, — это живая, постоянно развивающаяся материя.
Явление параллельного существования двух форм языка, различающихся структурой и противопоставленных друг другу как «высокий» и «низкий», носит название диглоссии. В ситуации диглоссии выбор той или иной формы языка зависит не от того, какая из них лучше позволяет достичь сиюминутных целей коммуникации, а от предмета речи или от ситуации общения. Это означает, что одна форма используется при разговоре о вещах серьезных и возвышенных, а также в официальной и торжественной обстановке (литературный язык), вторая — во всех остальных (разговорный язык — диалект). Подобная диглоссия характерна для всех слоев общества. В настоящее время такая ситуация, наблюдаемая во всем арабском мире, признается достаточно серьезной проблемой. В целом языковая ситуация в современном арабском мире характеризуется сложной динамикой. В результате экономической и политической интеграции в каждой из арабских стран формируется некий местный язык (койне), служащий для общения носителей разных диалектов. При общении на государственном уровне, усилении хозяйственных и культурных связей между регионами формируются и более общие формы койне — региональные бытовые разговорные языки. И кроме этого, в последние годы в процессе взаимодействия литературного и разговорного языков возникает «средний» язык, в котором отсутствуют некоторые грамматические признаки арабского литературного языка.
Источник http://www.al-bab.com