Тысячник – это один из многочисленных видов стихосложения.
Нет той арабской научной литературы, где не содержал бы в себе аккуратно рифмованный тысячник. К примеру, тясячники широко декламировались представителями многих научных дисциплин как хадисоведение, усуль-фикх, грамматика, красноречие и другие науки. Эти удивительные поэтические стихи назывались одноименно, так как колличество их строк не редко превышало тысячу.
Одной из основных причин возникновения тысячников было их легкое изложение дававшее возможность его быстрому заучванию учениками.
До сегоднешнего дня к нам дошли множество раличных тысячников, авторами которых были образованнейшие улемы своего времени. Достаточно упомянуть некоторых из них:
-
«Тысячник ибн Сины» (ум. 980 г.), о канонах медицины;
-
«Тысячник Ибн Мути аз-Завави» (ум. 1273 г.) в области грамматики;
-
«Тысячник Ибн Малика» (ум. 1273 г.) и «Тысячник аль-Ираки» (ум. 1404 г.) в области классификации хадисов;
-
«Тысячник ибн аль-Бармави» (ум. 1427 г.) в области исламской юриспруденции;
-
«Тысячник аль-Кабакаби» (ум. 1446 г.) в области филологии;
-
А также перу известному исламскому ученому как Ас-Суюти (ум. 1505 г.) пренадлежат два тысячника в области хадисоведения и грамматики.
Однако в арабском мире, когда речь затрагивается о тысячниках, то моментально в голове возникает представление о тысячнике Ибн Малика написанным им в области арабской грамматики. Наверно нет ни одного человека в мире, который глубоко изучая арабскую грамматику не сталкивался с тысячником Ибн Малика. Он очень легок в заучивании и знавший наизусть тысячник Ибн Малика с легкостью мог приводить в качестве грамматического довода ту или иную строку.
Ибн Малик, полное имя которого Мухаммад бин Абдулла бин Малик ат-Таий (1203 г.) родился в городе Джайяне в сердце Андалусии (нынешней Испании) когда она переживала свои не лучшие годы в следствии притеснений немусульман. Его первые годы жизни не известны и историю его биографии можно начать после его переезда на восток, когда Андалусия полностью пала.
Не исключено, что Ибн Малик уже в дестве знал наизусть Коран. Еще до его учебы в халакатах (кружках) он знал основы арабской филологии. Историк Аль-Макиррий в своем труде «нафх ат-тайиб» упомянул имена некоторых шейхов, у которых Ибн Малик брал уроки. Арабскую филологию он брал у знаменитых андалусских основополжников филологии того времени как Сабита бин Хаяр и Ахмада бин Навара.
Переехав в Дамаск Ибн Малик продолжает учебу у самых видных представителей грамматики того времени, среди которых были Ильм ад-Дин ас-Сахави, Мукрим бин Мухаммад аль-Кураший и аль-Хассан бин ас-Сабах. Перебравшись в Алеппо он продолжает брать уроки у карифеев арабской филолигии.
Еще при жизни Ибн Малик был великим ученным, к которму съезжались люди со всех концов исламского мира в поисках фундаментальных знании в области грамматики арабскго языка. И поистине нужно сказать, что Ибн Малик достиг высочайших вершин в своей науке, где никто не был ему равным. Буть он нашим совреммеником, он бы по праву владел саном доктора филологии. Ибн Малик к тому же был исскуссным поэтом арабистики.
В рассвете своей славы Ибн Малик некоторое время дает уроки в Хаме, затем перебирается в Каир, где будучи известным встречается с улемами и шейхами аль-Азхара. Затем, после некоторого времени, он снова возвращается в Дамаск, где имея свою кафедру дает лекции при омеядкой соборной мечети. Совершенно справедливо он назнчается директором школы аль-Аадилият аль-Кубра, отличавшаяся сильными выпускниками арабской филологии.
До конца свой жизни, Ибн Малик пишет различные труды и дает лекции своим слушателям.
Он уходит из жизни (в 1274 г. ) в преклонном возрасте, оставив после себя колоссальное наследие для последующих арабистов всех поколений.