Альфият или тысячники в арабской поэтической литературе

Ты­сяч­ник – это один из мно­го­чис­лен­ных ви­дов сти­хос­ло­же­ния.
Нет той араб­ской на­уч­ной ли­те­ра­ту­ры, где не со­дер­жал бы в се­бе ак­ку­рат­но риф­мо­ван­ный ты­сяч­ник. К при­ме­ру, тя­сяч­ни­ки ши­ро­ко дек­ла­ми­ро­ва­лись пред­ста­ви­те­ля­ми мно­гих на­уч­ных дис­цип­лин как ха­ди­со­ве­де­ние, усуль-фикх, грам­ма­ти­ка, крас­но­ре­чие и дру­гие на­уки. Эти уди­ви­тель­ные  по­э­ти­чес­кие сти­хи  на­зы­ва­лись од­но­имен­но, так как кол­ли­чест­во их строк не ред­ко пре­вы­ша­ло ты­ся­чу.
Од­ной из ос­нов­ных при­чин воз­ник­но­ве­ния ты­сяч­ни­ков бы­ло их лег­кое из­ло­же­ние да­вав­шее воз­мож­ность его быст­ро­му за­уч­ва­нию уче­ни­ка­ми.
До се­год­неш­не­го дня к нам до­шли мно­жест­во ра­лич­ных ты­сяч­ни­ков, ав­то­ра­ми ко­то­рых бы­ли об­ра­зо­ван­ней­шие уле­мы сво­е­го вре­ме­ни. До­ста­точ­но упо­мя­нуть не­ко­то­рых из них:

  • «Ты­сяч­ник ибн Си­ны» (ум. 980 г.),  о ка­но­нах ме­ди­ци­ны;
  • «Ты­сяч­ник Ибн Му­ти аз-За­ва­ви» (ум. 1273 г.) в об­лас­ти грам­ма­ти­ки;
  • «Ты­сяч­ник Ибн Ма­ли­ка» (ум. 1273 г.) и «Ты­сяч­ник аль-Ира­ки» (ум. 1404 г.) в об­лас­ти клас­си­фи­ка­ции ха­ди­сов;
  • «Ты­сяч­ник ибн аль-Бар­ма­ви» (ум. 1427 г.) в об­лас­ти ис­лам­ской юрис­пру­ден­ции;
  • «Ты­сяч­ник аль-Ка­ба­ка­би» (ум. 1446 г.) в об­лас­ти фи­ло­ло­гии;
  • А так­же пе­ру из­вест­но­му ис­лам­ско­му уче­но­му как Ас-Су­ю­ти (ум. 1505 г.) пре­над­ле­жат два ты­сяч­ни­ка в об­лас­ти ха­ди­со­ве­де­ния и грам­ма­ти­ки.

Од­на­ко в араб­ском ми­ре, ког­да речь за­тра­ги­ва­ет­ся о ты­сяч­ни­ках, то мо­мен­таль­но в го­ло­ве воз­ни­ка­ет пред­став­ле­ние  о ты­сяч­ни­ке Ибн Ма­ли­ка на­пи­сан­ным им в об­лас­ти араб­ской грам­ма­ти­ки. На­вер­но нет ни од­но­го че­ло­ве­ка в ми­ре, ко­то­рый глу­бо­ко изу­чая араб­скую грам­ма­ти­ку не стал­ки­вал­ся с ты­сяч­ни­ком Ибн Ма­ли­ка. Он очень ле­гок в за­учи­ва­нии и знав­ший наиз­усть ты­сяч­ник Ибн Ма­ли­ка с лег­костью  мог при­во­дить в ка­чест­ве грам­ма­ти­чес­ко­го до­во­да ту или иную стро­ку.
Ибн Ма­лик, пол­ное имя ко­то­ро­го Му­хам­мад бин Аб­дул­ла бин Ма­лик ат-Та­ий (1203 г.) ро­дил­ся в го­ро­де Джай­я­не в серд­це Ан­да­лу­сии (ны­неш­ней Ис­па­нии) ког­да она пе­ре­жи­ва­ла свои не луч­шие го­ды в следст­вии при­тес­не­ний не­му­суль­ман. Его пер­вые го­ды жиз­ни не из­вест­ны и ис­то­рию его био­гра­фии мож­но на­чать пос­ле его пе­ре­ез­да на вос­ток, ког­да Ан­да­лу­сия пол­ностью па­ла.
Не ис­клю­че­но, что Ибн Ма­лик уже в дест­ве знал наиз­усть Ко­ран. Еще до его уче­бы в ха­ла­ка­тах (круж­ках) он знал ос­но­вы араб­ской фи­ло­ло­гии. Ис­то­рик Аль-Ма­кир­рий в сво­ем тру­де «нафх ат-тай­иб» упо­мя­нул име­на не­ко­то­рых шей­хов, у ко­то­рых Ибн Ма­лик брал уро­ки. Араб­скую фи­ло­ло­гию он брал у зна­ме­ни­тых ан­да­лус­ских  ос­но­во­полж­ни­ков фи­ло­ло­гии  то­го вре­ме­ни как Са­би­та бин Ха­яр и Ах­ма­да бин На­ва­ра.
Пе­ре­ехав в Да­маск Ибн Ма­лик про­дол­жа­ет уче­бу у са­мых вид­ных пред­ста­ви­те­лей грам­ма­ти­ки то­го вре­ме­ни, сре­ди ко­то­рых бы­ли Ильм ад-Дин ас-Са­ха­ви, Мук­рим бин Му­хам­мад аль-Ку­ра­ший и аль-Хас­сан бин ас-Са­бах. Пе­ре­брав­шись в Алеп­по он про­дол­жа­ет брать уро­ки у ка­ри­фе­ев араб­ской фи­ло­ли­гии.
Еще при жиз­ни Ибн Ма­лик был ве­ли­ким учен­ным, к ко­тор­му съез­жа­лись лю­ди со всех кон­цов ис­лам­ско­го ми­ра в по­ис­ках фун­да­мен­таль­ных зна­нии в об­лас­ти грам­ма­ти­ки араб­ск­го язы­ка. И по­ис­ти­не нуж­но ска­зать, что Ибн Ма­лик до­стиг вы­со­чай­ших вер­шин в сво­ей на­уке, где ни­кто не был ему рав­ным. Буть он на­шим со­врем­ме­ни­ком, он бы по пра­ву вла­дел са­ном док­то­ра фи­ло­ло­гии. Ибн Ма­лик к то­му же был ис­скус­сным по­этом ара­бис­ти­ки.
В рас­све­те сво­ей сла­вы Ибн Ма­лик не­ко­то­рое вре­мя да­ет уро­ки в Ха­ме, за­тем пе­ре­би­ра­ет­ся в Ка­ир, где бу­ду­чи из­вест­ным встре­ча­ет­ся с уле­ма­ми и шей­ха­ми аль-Аз­ха­ра. За­тем, пос­ле не­ко­то­ро­го вре­ме­ни, он сно­ва воз­вра­ща­ет­ся в Да­маск, где имея свою ка­фед­ру да­ет лек­ции при оме­яд­кой со­бор­ной ме­че­ти. Со­вер­шен­но спра­вед­ли­во он на­зн­ча­ет­ся ди­рек­то­ром шко­лы аль-Аа­ди­ли­ят аль-Куб­ра, от­ли­чав­ша­я­ся силь­ны­ми вы­пуск­ни­ка­ми араб­ской фи­ло­ло­гии.
До кон­ца свой жиз­ни, Ибн Ма­лик пи­шет раз­лич­ные тру­ды и да­ет лек­ции сво­им слу­ша­те­лям.
Он ухо­дит из жиз­ни (в 1274 г. ) в пре­клон­ном воз­рас­те, оста­вив пос­ле се­бя ко­лос­саль­ное на­сле­дие для по­сле­ду­ю­щих ара­бис­тов всех по­ко­ле­ний.



Оставить ответ