Средневековая арабская медицина

Ме­ди­ци­на как об­ласть прак­ти­чес­ких зна­ний, вы­со­ко це­ни­лась в му­суль­ман­ском ми­ре. Услу­га­ми вра­чей-ино­вер­цев му­суль­ман­ские пра­ви­те­ли поль­зо­ва­лись и в Да­мас­ке, и в Баг­да­де, и в дру­гих цент­рах. Ме­ди­цин­ские со­чи­не­ния пе­ре­во­ди­ли осо­бен­но охот­но. Толь­ко от ран­не­го пе­ри­о­да из­вест­ны име­на 131 вра­ча, из ко­то­рых мно­гие вы­сту­па­ют как ав­то­ры со­чи­не­ний, ци­ти­ру­е­мых или со­хра­нив­ших­ся в ру­ко­пи­сях. Боль­шой по­пу­ляр­ностью поль­зо­ва­лись пе­ре­во­ды Га­ле­на и Гип­по­кра­та (или псев­до­э­пи­гра­фы под их име­на­ми), тру­ды вра­чей и пе­ре­вод­чи­ков IX в.

Пер­вым круп­ным уче­ным, ко­то­рый за­ни­мал­ся са­мос­то­я­тель­ной ис­сле­до­ва­тель­ской ра­бо­той и кли­ни­чес­кой прак­ти­кой в Рее и Баг­да­де, был Абу Бакр Му­хам­мад ибн За­ка­рийа ар-Ра­зи (ум. в 925 г.). Его ме­ди­цин­ская эн­цик­ло­пе­дия «Все­объ­ем­лю­щий» (ал-Ха­ви) объ­еди­ня­ла в се­бе со­дер­жа­ние мно­гих де­сят­ков мо­но­гра­фий и трак­та­тов ан­тич­ных, ви­зан­тий­ских, ин­дий­ских, си­рий­ских, пер­сид­ских ав­то­ров, ров­но как опыт вра­чей Джун­ди­ша­пу­ра и Баг­да­да, а так­же его собст­вен­ную прак­ти­ку; ему при­над­ле­жит еще ряд мо­но­гра­фий. Впо­следст­вии про­сла­ви­лись Али ал-Мад­жу­си (X в.), Ибн Джаз­ла, Ибн Бут­лан, Ибн Си­на (XI в.) и его уче­ни­ки и ком­мен­та­то­ры, Ибн ал-Бай­тар. Да­уд ал-Мау­си­ли, Ибн ан-На­фис.

Ос­нов­ные ти­пы ме­ди­цин­ских тру­дов: эн­цик­ло­пе­дии; трак­та­ты об от­дель­ных бо­лез­нях, их симп­то­мах и ле­че­нии, об об­щих свойст­вах че­ло­ве­чес­ко­го ор­га­низ­ма (тем­пе­ра­мен­тах и пр.); ал­фа­вит­ные пе­реч­ни ле­карств и сна­до­бий, трав, ма­зей; крат­кие ком­пен­дии – прак­ти­чес­кие ру­ко­водст­ва для вра­чей; ру­ко­водст­ва по на­род­ной ме­ди­ци­не, под­креп­лен­ные ссыл­ка­ми на про­ро­ка.

По зоо­ло­гии и ве­те­ри­на­рии ав­то­ри­тет­ны­ми счи­та­лись тру­ды Гип­по­кра­та, Арис­то­те­ля и Апол­ло­ния Ти­ан­ско­го, ве­ро­ят­нее все­го – псев­до­э­пи­гра­фы под их име­на­ми, по­явив­ши­е­ся еще в эл­ли­нис­ти­чес­кую эпо­ху, а так­же со­чи­не­ния араб­ских фи­ло­ло­гов в жан­ре те­ма­ти­чес­ких сло­ва­рей; боль­шой ма­те­ри­ал све­ден ал-Джа­хи­зом в его се­ми­том­ной «Кни­ге о жи­вот­ных» и позд­ней ком­пи­ля­ции ад-Да­ми­ри с ана­ло­гич­ным на­зва­ни­ем. Тру­ды по ве­те­ри­на­рии рас­смат­ри­ва­ют в ос­нов­ном во­про­сы ле­че­ния верб­лю­дов и ко­ней. В Ле­нин­град­ском от­де­ле­нии Ин­сти­ту­та вос­то­ко­ве­де­ния АН СССР есть уни­каль­ная ру­ко­пись трак­та­та ал-Хад­ж­жад­жа ибн Хай­са­мы (ко­нец VIII – на­ча­ло IX в.) о со­дер­жа­нии и ле­че­нии охот­ничь­их птиц; она про­ис­хо­дит из Ка­и­ра и да­ти­ро­ва­на 1292 г.

Араб­ская бо­та­ни­ка тес­но свя­за­на с фар­ма­ког­но­зи­ей и на­чи­на­ет­ся с пе­ре­во­да тру­да Дио­с­ко­ри­да (I в. н. э.) «О ле­кар­ст­вен­ных средст­вах», вы­пол­нен­но­го триж­ды: в Баг­да­де в се­ре­ди­не IX в., в Кор­до­ве спус­тя сто­ле­тие и сно­ва в Ира­ке в XII в. Опи­са­ния рас­те­ний с точ­ки зре­ния их ле­чеб­ных свойств встре­ча­ют­ся в мно­го­чис­лен­ных ме­ди­цин­ских со­чи­не­ни­ях. Ав­то­ром пер­во­го бо­та­ни­ко-фи­ло­ло­ги­чес­ко­го со­чи­не­ния был, ви­ди­мо, Абу Ха­ни­фа ад-Ди­на­ва­ри (ум. в 895 г.). В том же пла­не ал­фа­вит­ные пе­реч­ни рас­те­ний с их опи­са­ни­ем со­став­ля­ли и дру­гие уче­ные в раз­ные пе­ри­о­ды.



Оставить ответ