Имам Аль-Бухари, гордость мусульманского мира (к 1200-летию со дня рождения)


Стеклянный фонарь в центре внутреннего дворика мемориального комплекса имама Аль-Бухари

В истории человеческой цивилизации есть личности, выдающаяся деятельность которых становится частью общемирового процесса развития духовности. В их трудах воплощается все наиболее ценное из предшествующего опыта, и они определяют движение научной мысли и духовной культуры общества на многие века вперед.

Вот уже двенадцать веков исламский мир с глубоким уважением и трепетом рассматривает и изучает имама Аль-Бухари, его труды считает величайшими достижениями богословской мысли. Он уроженец города Бухары, наиболее выдающийся из всех хадисоведов всего мусульманского мира.

Хадисоведение возникло во второй половине VIII в., получило свое развитие и в последующие века, став вскоре одним из основных источников шариата (мусульманского права) и исторической науки на мусульманском Востоке.

Хадис – множественное число «ахадис», дословно «новость», «известие», «рассказ». Это наука, содержащая предания о жизни и деятельности Пророка Мухаммада, его изречения, наставления и указания, охватывающая практически все стороны мусульманского мира. В них приводятся также сведения о родственниках, близких и сподвижниках Пророка. Люди, занимавшиеся сбором и критикой хадисов, назывались мухаддисами.

Аль-Бухари оставил человечеству несравненное наследие. Его называли «Имам всех имамов в мире», «Султан правоверных в науке о хадисах». Всемирное признание имаму Аль-Бухари принесла его титаническая работа «Аль-Джами ас-Сахих» – сборник достоверных хадисов. Кроме этого главного труда, имам Аль-Бухари создал 23 трактата и книг. Большинство из них сохранились до наших дней и неоднократно издавались во многих странах мира. Кроме этого, опубликовано около ста комментариев и пояснений на арабском языке к «Сахих Аль-Бухари».

Говоря о численности хадисов, вошедших в труд «Сахих Аль-Бухари», Ибн Хаджар аль-Аскалани, редактировавший этот труд сообщает, что общая численность хадисов, вошедших в основную работу имама Аль-Бухари, наряду с повторяющимися составила 9087. В это число не входят хадисы о сподвижниках и последователях Пророка Мухаммада»1.

Основная работа имама Аль-Бухари «Ас-Сахих» современниками была признана выдающимся руководством по фикху и к Х в. заняла первое место среди собраний суннитской традиции. Хадисы считаются вторыми после Корана источниками права, на них основана Сунна, они содержат значительную часть принципов идей Ислама.

Автор второго по значению среди мухаддисов имам Муслим так обращался к Аль-Бухари: «О, мастер мастеров, султан мухаддисов, лекарь хадисов! Позвольте поцеловать ваши следы». Эти слова показывают, насколько было велико признание и уважение к нему великих современников. Такое отношение к имаму Аль-Бухари сохранилось до наших дней со стороны мухаддисов и верующих.

Во время жизни имама Аль-Бухари Бухара находилась в управлении наместника Тахиридов, пришедших к власти в 821 г. Основатель династии – Тахир б. Хусайн. Его сын Абдаллах б. Тахир укрепил политическую и административную власть в Хорасане и Мавераннахре, наладил сельское хозяйство, водопользование, упорядочил налоговую систему. Глава династии Тахир б. Хусайн писал своему сыну: «Помни, что богатство не приносит прибыли, когда оно умножается и копится в казне, а, напротив растет, прибавляется тогда, когда тратится на нужды подданных, на уплату им должного и на освобождение их от забот, – вот этим достигается благоденствие народных масс, это служит украшением для правителей, этим достигается процветание эпохи, этим обретается слава и могущество… Вместе с тем благодаря этому получишь большую возможность собирать подлежащую сбору земельную подать, умножится взимаемый тобой поземельный налог и возрастет твое богатство и тем самым ты получишь силы для того, чтобы привязать к себе войско и удовлетворить народные массы, изливая на них свои дары»2.

При Тахиридах в Бухаре происходит подъем ремесла и сельского хозяйства. Развиваются наука, культура, правители покровительствуют поэтам и ученым.

Имам Аль-Бухари, полное имя, Абу Абдаллах Мухаммад б. Исмаил б. Ибрахим б. Аль-Мугира б. Бардазбех б. Базазбех аль-Джуфи, известен под почетным прозвищем – «имам аль-мухаддисин» (имам предводитель мухаддисов) и «амир аль-муминин фи-ль-хадис» (амир правоверных по хадисам).

Родословная имама Аль-Бухари, как видно из имен его предков, восходит не к арабам3. Прадед имама аль-Мугира был зороастрийцем, принял Ислам в VIII в. при содействии арабского наместника Бухары Йамана аль-Джуфи. По обычаям того времени, тот, кто принимал Ислам от кого-либо, вел от него свою родословную. Письменные источники не содержат точных указаний на этническую принадлежность имама Аль-Бухари. Однако, анализируя их, можно с уверенностью полагать, что далекий предок имама Аль-Бухари был представителем местного населения Бухары, согдийцем или тюрком, исповедовавшим зороастризм. Иранское происхождение Аль-Бухари исключается, так как иранцы, пришедшие в Бухару в составе арабов, уже исповедовали Ислам и носили мусульманские имена4.

Отец имама Аль-Бухари Исмаил, именуемый также Абу-ль-Хасаном, был в свое время великим мухаддисом и занимался торговлей. Имам Аль-Бухари в своем произведении «ат-Тарих аль-Кабир». («Большая история») дает полноценные биографические данные о своем отце5. Он был набожным человеком, строго придерживался правил шариата. Историк Ахийд б. Хафас свидетельствует, что перед смертью Абу-ль-Хасан сказал ему так: «Я не испытываю сомнений ни в одном своем дирхеме, ни в своем имуществе, что обладаю ими нечестным или нечистым путем»9.

Мать имама Аль-Бухари была набожной и рассудительной женщиной, обладавшей чудодейственной силой, чистотой и целомудрием. Абу Али аль-Гасани отмечает, что имам Аль-Бухари в детстве был незрячим, так как повредил глаз. Благочестивая мать увидела во сне Пророка Ибрахима, который сказал ей: «Благодаря твоим многочисленным молитвам и обращениям к Аллаху он возвратил твоему сыну полноценное зрение». Пробудившись от сна, она увидела, что глаза ее сына полны света и он окончательно прозрел.

Имам Аль-Бухари родился 13 дня месяца шавваль, после пятничной молитвы в 194 г.х. (20–21 июля 810 г.) в городе Бухаре. Дата рождения имама Аль-Бухари приведена точно благодаря тому, что его отец собственноручно произвел запись этого события. Его воспитанием занималась исключительно мать. В раннем возрасте имам Аль-Бухари проявил интерес к изучению и заучиванию хадисов. Секретарь имама Аль-Бухари – Абу Джафар Мухаммад б. Абу Хатам аль-Варрак писал: «Когда я услышал о том, как Аль-Бухари говорил о своем желании заучить хадисы еще в период своего обучения в начальной школе, то я спросил у него, сколько же тогда ему было лет, и он мне ответил, что тогда ему было 10 лет или меньше того»10.

Одним из первых его учителей был известный ученый Бухары, знаток науки о хадисах ад-Дахили. Не достигший 10 лет, обучаясь в начальной школе, Аль-Бухари проявил интерес к заучиванию хадисов. В 11 лет Аль-Бухари начал на занятиях поправлять своего учителя. По мере взросления он не только заучивал хадисы наизусть, но и классифицировал их. Секретарь Ибн Абу Хатам аль-Варрак писал со слов Аль-Бухари: «Когда мне стукнуло 16 лет, то в начале я наизусть заучил книгу Ибн аль-Мубарака и Вакия и лишь после этого узнал людей, имевших собственное мнение. Затем вместе со старшим братом Ахмадом и матерью я отправился в хадж». Потом мать с братом Ахмадом вернулись в Бухару, а он остался в благословенной Мекке, где брал уроки по хадисоведению.

Бухарский ученый Салим б. Муджахид сообщает: «Как-то однажды я пошел в гости к своему другу Мухаммаду б. Саламу аль-Байканди, который мне сказал, что если бы я пришел пораньше, то застал бы юношу, знающего наизусть 70 тыс. хадисов». В ту минуту я вышел обратно и, нагнав того юношу спросил: «Это ты, который знает наизусть 70 тыс. хадисов?» – на что тот мне ответил: «Да я знаю и больше». И далее он продолжал: «Я не веду повествования о хадисах до тех пор, пока не установлю точную дату рождения и кончины сподвижников Пророка и их последователей, а также места их обитанияРавным образом о хадисах сподвижников Пророка и их последователей я повествую, исходя из соответствия с хадисами Корана и Пророка Мухаммада»11.

В 827 г. ему исполнилось 18 лет, когда он прибыл в Медину и стал брать уроки по хадисоведению у Ибрахима б. аль-Мунзира, Абдулазиза б. Абдаллаха аль-Увайси и других. Работая над хадисами, имам аль-Бухари посетил все известные города и страны исламского мира: Хиджаз, Мекку, Медину, Таиф, Джидду, Басру, Куфу, Багдад, Миср, Мерв, Нишапур, Рей, и т. д. Целью посещения этих городов было изучение хадисов и общение со многими учеными. Он постоянно совершенствовал свои знания. Аль-Хатиб аль-Багдади, автор «Истории Багдада», отмечает, что имам Аль-Бухари якобы говорил: «Я записал тысячи, а возможно, и более хадисов, опираясь на высказывания шейхов и улемов, в моей книге нет ни одного хадиса без иснада (достоверной цепи передатчиков)»12.

Историки приводят сведения и об учителях имама Аль-Бухари. Ученый аль-Исфахани (922–1005) посвятил учителям имама Аль-Бухари небольшое специальное исследование. В нем в алфавитном порядке приводятся полные имена повествователей, хадисов, точные данные о месте и дате их рождения, указываются из прозвища, дата и место их смерти. В этом сочинении приводятся сведения о 306 рассказчиках, от которых Аль-Бухари слышал хадисы13. На самом деле рассказчиков было намного больше.

Восхищаясь глубокими научными познаниями имама Аль-Бухари, известный мухаддис того времени Муслим б. аль-Хаджжадж говорил ему так: «Вас могут не признать только завистники. Я уверен, что такого великого ученого, как вы, больше нет в мире».

Современники имама Аль-Бухари высоко ценили его научные познания и умения выявлять дефекты и изъяны в хадисах. Приведем один пример. Имам Ат-Тирмизи писал: «Свои мысли и суждения о хадисах, рассказчиках, их историях по поводу дефектов изъянов в хадисах я подчеркнул из книги имама Аль-Бухари “Китаб ат-Тарих” и многое я перенял во время совместных научных диспутов с Аль-Бухари». Он также писал: «Я не встречал в жизни такого ученого, как Исмаил Аль-Бухари, который так глубоко и тонко разбирался бы в различных изъянах, имеющихся в хадисах, и умел установить их первоначальный источник».

На протяжении всей своей жизни имам Аль-Бухари постоянно оказывал помощь в научном, а по возможности и в материальном плане тем, кто в ней нуждался. Он помогал ученым, учителям, мухаддисам. Занимаясь, как и его отец, торговлей, имам Аль-Бухари из своего ежемесячного дохода пятьсот дирхемов обязательно раздавал бедным, неимущим, нуждающимся. Сам же довольствовался малым, старался избегать излишних затрат. Имам Аль-Бухари был человеком честным, с открытой душой, благочестивым и набожным, далеким от пересудов и сплетен. Он писал: « С того момента, как я узнал, что сплетни и пересуды – дело грязное, я ни о ком не говорил ничего предосудительного».

В 869 г. имам Аль-Бухари возвращается на родину и активно прославляет этот город. Правитель Бухары из числа сторонников Тахиридов, по личным мотивам, начинает настраивать против Аль-Бухари жителей Мавереннахра, обвиняя его в ереси. Он стал жертвой завистников и недоброжелателей. Специально этой теме посвятил свою статью известный востоковед Ш.С. Камолиддин, в которой он резюмирует: «Хотя имам Аль-Бухари имел огромные заслуги перед наукой и обществом, он стал жертвой фанатизма, консерватизма, фундаментализма, ловко использованных в личных целях его недоброжелателями из числа высокопоставленных лиц». Узнав об интригах правителей против него, не желая противопоставлять верующих, своих сторонников и противников, Аль-Бухари произнес следующую молитву: «О Аллах, хоть мир велик, однако он стал для меня тесен, и я прошу его принять меня». Вскоре он тяжело заболел и в 256 г.х. вечером в праздник рамадан (ид аль-фитр) 30–31 августа 870 г. скончался в селении Хартанг (Челакского района) в 25 км к северу от города Самарканда.

Время для восстановления исторической справедливости по отношению к славному наследию имама Аль-Бухари наступило с обретением Узбекистаном независимости и справедливости. В 1993 г. в Бухаре состоялась конференция на тему «Имам Аль-Бухари и современность».

29 апреля 1997 г. было принято постановление правительства Республики Узбекистан «О праздновании 1225-летия со дня рождения имама Аль-Бухари по хиджре – лунному календарю». В ноябре этого же года Генеральная конференция ЮНЕСКО принимает постановление об участии в 1998 г. в праздновании памятной даты 1225-летия со дня рождения ученого Исмаила аль-Бухари. В рамках подготовки и празднования юбилея был издан сборник «Ас-Сахих» на узбекском, русском, английском, арабском языках. Жизни и деятельности имама Аль-Бухари было посвящено множество статей, очерков в газетах и журналах, тематических передач по радио и телевидению. В Хартанге был построен величественный мемориальный комплекс у гробницы имама Аль-Бухари, выполненный в традициях древнего зодчества Средней Азии. Учеными Узбекистана был подготовлен и опубликован фундаментальный труд «Имам Аль-Бухари. Свет из глубины веков».

Выступая на церемонии открытия памятного комплекса имама Аль-Бухари, президент Республики Узбекистан Ислам Абдуганиевич Каримов сказал: «Хазрат Аль-Бухари – это гордость не только узбекского народа, но и всего мусульманского мира. Жизнь этой святой личности в прямом смысле является примером научного и человеческого героизма, несгибаемой воли, символом негасимой убежденности».

Достойную лепту в увековечении памяти имама Аль-Бухари внесли и бухарцы.

До сегодняшнего дня не установлено в каком квартале, на какой улице, в каком доме родился имам Аль-Бухари в г. Бухаре. Поэтому в 1997 г. было принято решение Бухарского городского хокимията об увековечении памяти знаменитого земляка. Построен мемориал с музейной экспозицией и отдельным залом, где установлена капсула с землей, привезенной с могилы имама Аль-Бухари.

В связи с вышеизложенным был объявлен открытый конкурс среди архитекторов. По итогам конкурса, городская комиссия рекомендовала для строительства мемориального здания проект, разработанный известными архитекторами из Бухары Зоиршо Клычевым и Зебо Шариповой.

В 1998 г. мемориальное здание было сдано в эксплуатацию. Оно было построено методом хашара на пожертвования жителей и организаций Бухары. Сегодня это место – одно из любимых мест отдыха и размышлений о вечности жителей и гостей Бухары. Остановимся подробнее на архитектуре мемориального здания. Мемориал расположен по принципу традиционной организации архитектурного пространства – напротив древнего мазара мавзолея Чашма-Аюб, где недалеко по историческим сведениям имеется захоронение учителя Имама.

Аллегорические формы экспозиции мемориала идейно и планировочно взаимоувязаны с функцией здания – памяти, как места посещения и получений исторической информации от музейных экспонатов. Аскетизм наружных форм и лунные мотивы внутреннего пространства выражают определенный настрой восприятия творчества собирателя хадисов имама Аль-Бухари. Авторы проекта, отказавшись от стереотипов, имевших место при проектировании аналогичных мемориалов, чтобы подчеркнуть гений имама Аль-Бухари, приняли новаторское решение.

Объемно-планировочная композиция состоит в плане из элементов геральдики Ислама: полумесяца, восьмиконечной звезды и символической книги. Вместе знаки образуют миндалевидную форму, ориентированную на Мекку и располагаются на одной оси восток–запад с мавзолеем Чашма-Аюб. Гений великого имама, олицетворяемый в знаменитом труде массивной книгой хадисов «Аль-Джами Ас-Сахих» через метафору, располагается таким образом, что организовывает внутренний дворик, к которому посетитель поднимается по пандусу, словно по лунной дорожке. Во дворике, в эпицентре звезды, стеклянный купол-фонарь. «Книга» со стороны дворика образует своеобразную михрабную нишу и состоит из множества символических книжек-хадисов, отображающих одновременно архитектурные мотивы кладки и панджары мавзолеев Исмаила Самани и Чашма-Аюб. Затем движение следует внутрь «Луны», где располагаются экспонаты. Наружная стена музейной части – глухая; внутренняя – с пола до потолка – стеклянная, что визуально обеспечивает цельность дворового пространства вместе с куполом-фонарем и «Книгой». Сгибы полумесяца через открытые лестницы ведут вниз в святилище цокольного этажа. В стеклянном фонаре-саркофаге по центру зала в емкости, обрамленной лазурным мрамором, находится земля, привезенная из места погребения Имама, из селения Хартанг близ Самарканда. Имеется михрабная ниша. Звездчатый рельефный декор зала вместе с узкими расщелинами наружной стены искусственной подсветки от верха колонн естественного зенитного освещения со стороны михрабной стены усиливают впечатления сакральности. По внешнему периметру полумесяц украшен рельефным каллиграфическим фризом из цитат имама. С западной стороны «Книги» – каскад воды-импульсы Чистоты и Достоверности. А на торце «Книги» снаружи – надпись имени Имама.

Мост, который находится у входа в музей, считается мостом честности и чистоты. Бассейны с обеих сторон моста заполнены водой. Человек, прошедший через этот мост вверх, считается очищенным от всех грехов.

В центре композиции в виде открытой книги изображены 40 раскрытых книг. Это символ плодов 40-летнего труда имама Аль-Бухари – собрание достоверных хадисов «Аль-Джами Ас-Сахих».

Независимый Узбекистан, строя будущее, опирается на историческое и культурное наследие страны, нравственные и духовные источники – уникальный опыт наших великих предков. Имам Аль-Бухари – один из знаменитых наших земляков, который прославлял и прославляет нашу родину.


Центральное здание мемориального комплекса имама Аль-Бухари


Земля с места захоронения имама Аль-Бухари

Роберт Альмеев
http://www.idmedina.ru/

Примечания:

  1. 1 Ибн Хаджар аль-Аскалани. Хадгос-сорий. С. 465–469.
  2. Шмидт А.Э. Идеал мусульманского правителя-наместника IX в. III в. (хиджры). Бюллетень САГУ. 1925. № 8. С. 132–137.
  3. Убайдулла Уватов. Жизнь имама Аль-Бухари. Свет из глубины веков. Ташкент: Шарк, 1998. С. 42.
  4. Шамсуддин Камалиддинов. Становление и развитие хадисоведения в Центральной Азии. Свет из глубины веков. Ташкент: Шарк, 1998. С. 36.
  5. Ибн Хаджар аль-Аскалани. Мукаддимат аль-Фатх. Ар-Рияд. С. 477.
  6. Аль-Хатиб аль-Багдади. Ис-тория Багдада. Т. 2. С. 4.
  7. Аль-Исфахани. Асамий Машойих. Ар-Рияд, 1991.
  8. Ибн Хаджар аль-Аскалани. Мукаддимат аль-фатх. С. 488.
  9. Аль-Илаль ат-Тирмизи маа тухфат аль-Ахвазий Каир 1387 г.х. Т. 10. С. 467.
  10. Ибн Хаджар аль-Аскалани. Мукаддимат аль-Фах С. 485.


Оставить ответ