Средневековая арабская философия

Если все пред­шест­ву­ю­щие раз­де­лы пись­мен­нос­ти бе­рут ис­то­ки в уст­ной араб­ской сло­вес­нос­ти и со­ци­аль­но-идео­ло­ги­чес­ком опы­те ран­ней ис­лам­ской об­щи­ны, то ряд от­рас­лей книж­но­го зна­ния вос­хо­дит к со­вер­шен­но дру­гим кор­ням – к иран­ской и ви­зан­тий­ской куль­ту­ре и к тем ком­по­нен­там, из ко­то­рых они обе скла­ды­ва­лись, а так­же к куль­ту­рам тех ма­лых кон­фес­си­о­на­ль­ных и эт­ни­чес­ких групп, ко­то­рые ужи­ва­лись на тер­ри­то­рии Ха­ли­фа­та, как преж­де на тер­ри­то­рии Ира­на и быв­ших ви­зан­тий­ских про­вин­ций. Эти от­рас­ли зна­ния пе­ре­шли к ара­бам глав­ным об­ра­зом пу­тем пря­мых пе­ре­во­дов пись­мен­ных па­мят­ни­ков с дру­гих язы­ков.

Сю­да от­но­сят­ся преж­де все­го фи­ло­со­фия (араб. фал­са­фа) с ее от­ветвле­ни­я­ми, да­лее – гео­гра­фия, ма­те­ма­ти­ка и аст­ро­но­мия, те­о­рия му­зы­ки, ал­хи­мия и про­чие ок­культ­ные зна­ния, ме­ди­ци­на, ве­те­ри­на­рия, фар­ма­ког­но­зия, бо­та­ни­ка, зоо­ло­гия, ми­не­ра­ло­гия и не­ко­то­рые дру­гие.
Не­об­хо­ди­мо еще раз под­черк­нуть, что пе­ре­вод­ные со­чи­не­ния не­дол­го име­ли хож­де­ние в том ви­де, как они вы­шли из-под пе­ра пе­ре­вод­чи­ков, в ред­ких слу­ча­ях жи­ли мно­го ве­ков. В боль­шин­ст­ве сво­ем они под­вер­га­лись пе­ре­ра­бот­ке с до­бав­ле­ни­ем ара­бо-му­суль­ман­ско­го опы­та, ин­кор­по­ри­ро­ва­лись в но­вые кни­ги, ко­то­рые в кон­це кон­цов и вы­тес­ня­ли их из об­ра­ще­ния. Од­на­ко па­мять о раз­ном про­ис­хож­де­нии двух групп на­ук не ис­чез­ла, их де­ле­ние на свои и чу­жие, ара­бо-му­суль­ман­ские и ино­зем­ные (или «на­ука древ­них»), ос­та­ва­лось в си­ле. «На­уки древ­них» бы­ли адап­ти­ро­ва­ны в раз­ном объ­еме и раз­ра­ба­ты­ва­лись в даль­ней­шем с раз­ной сте­пенью ин­тен­сив­нос­ти, в за­ви­си­мос­ти от это­го каж­дая из них со­ста­ви­ла бо­лее или ме­нее об­шир­ный раз­дел араб­ской пись­мен­нос­ти.

Если со­брать вмес­те зна­ко­мые ара­ба­ми име­на гре­чес­ких фи­ло­со­фов и на­зва­ния их со­чи­не­ний, то по­лу­чит­ся вну­ши­тель­ный пе­ре­чень; до­ми­ни­ру­ют в нем име­на Арис­то­те­ля, Пла­то­на (ко­то­ро­го не­ред­ко пу­та­ли с не­оп­ла­то­ни­ком Пло­ти­ном) и Га­ле­на. Гре­чес­кая фи­ло­со­фия бы­ла вос­при­ня­та с эн­ту­зи­аз­мом, опло­дот­во­ри­ла раз­лич­ные об­лас­ти араб­ской на­уки, ли­те­ра­ту­ры и бо­го­сло­вия, но чис­ло араб­ских соб­ст­вен­но фи­ло­соф­ских со­чи­не­ний от­но­си­тель­но не­ве­ли­ко. В осо­бен­нос­ти это бро­са­ет­ся в гла­за, ког­да мы бе­рем в ру­ки ка­та­ло­ги до­шед­ших до нас араб­ских ру­ко­пи­сей. По­дав­ля­ю­щее боль­шин­ст­во тру­дов му‛та­зи­ли­тов, ран­них му­суль­ман­ских фи­ло­со­фов-ра­ци­о­на­лис­тов, бы­ло, оче­вид­но, унич­то­же­но; час­тич­но они со­хра­ни­лись в ев­рей­ско-араб­ских ру­ко­пи­сях. Пер­вым араб­ским фи­ло­со­фом счи­та­ет­ся ал-Кин­ди (ум. ок. 870 г.); он пы­тал­ся осве­тить ши­ро­кий круг во­про­сов, ко­то­ры­ми за­ни­ма­лась гре­чес­кая на­ука. Ал-Кин­ди был со­вре­мен­ни­ком всех на­ибо­лее вы­да­ю­щих­ся пе­ре­вод­чи­ков и имел воз­мож­ность из пер­вых рук зна­ко­мить­ся с ре­зуль­та­та­ми их ра­бо­ты; он и сам знал гре­чес­кий и си­рий­ский язы­ки. Он стре­мил­ся при­ми­рить меж­ду со­бой про­ти­во­ре­чи­вые гре­чес­кие уче­ния и за­ло­жил на­прав­ле­ние, в ко­то­ром раз­ви­ва­лась вся му­суль­ман­ская фи­ло­соф­ская мысль. Сле­ду­ю­щим ша­гом бы­ло при­ми­ре­ние гре­чес­кой фи­ло­со­фии с ре­ли­ги­оз­ной док­три­ной ис­ла­ма. Вто­рым (пос­ле Арис­то­те­ля) учи­те­лем был при­знан ал-Фа­ра­би (ум. в 950 г.), про­ис­хо­див­ший из От­ра­ра в Сред­ней Азии, ав­тор ря­да фи­ло­соф­ских и со­ци­аль­но-эти­чес­ких трак­та­тов. Фи­ло­соф­ский склад ума от­ли­ча­ет ряд уче­ных IX-XII вв. Эн­цик­ло­пе­ди­чес­кий труд фи­ло­соф­ско­го ха­рак­те­ра был со­здан груп­пой ав­то­ров из Бас­ры в кон­це X в. Боль­шую из­вест­ность в сред­не­ве­ко­вой Ев­ро­пе по­лу­чи­ли фи­ло­со­фы ис­пан­ской шко­лы Ибн Бад­жа, Ибн Ту­файл и Ибн Рушд.

Пос­ле XII в. в ши­ро­ком оби­хо­де фи­ло­со­фия бы­ла пред­став­ле­на глав­ным об­ра­зом трак­та­та­ми по ло­ги­ке («Иса­го­ги» Пор­фи­рия, аш-Шам­сийа ал-Аб­ха­ри и др. с мно­го­чис­лен­ны­ми ком­мен­та­ри­я­ми), диа­лек­ти­ке, или уче­нию о дис­пу­те, эти­ке и тео­ло­гии (ка­лам). По­лу­чи­ли рас­прост­ра­не­ние так­же спе­ци­аль­ные трак­та­та о зна­нии, его поль­зе и сту­пе­нях, раз­лич­ные эн­цик­ло­пе­дии, в ко­то­рых уде­ля­лось мес­то фи­ло­соф­ским дис­цип­ли­нам, тру­ды по клас­си­фи­ка­ции и сис­те­ма­ти­за­ции на­ук, ран­ни­ми об­раз­ца­ми ко­то­рых яв­ля­ют­ся «Клю­чи на­ук» Абу Аб­дал­ла­ха Му­хам­ма­да ибн Ах­ма­да ал-Хва­риз­ми и труд Ибн Фа­ри­гу­на (оба – X в.) «Со­бра­ние на­ук».



Оставить ответ