Ибн Хальдун – основоположник арабской социальной истории

Аб­дур­рах­ман Абу Зейд ибн Му­хам­мад /27 мая 1332, Ту­нис – 17 мар­та 1406, Ка­ир/ — араб­ский ис­то­рик, со­ци­аль­ный мыс­ли­тель. Его ро­ди­те­ли – вы­ход­цы из Ан­да­лу­сии. Изу­чал в Ту­ни­се Ко­ран, ха­ди­сы, фикх, грам­ма­ти­ку. Слу­жил у сул­та­на Абу Ина­на в Фе­се. В 1362 го­ду уез­жа­ет в Ис­па­нию, где со­ста­вил трак­тат о ло­ги­ке и по по­ру­че­нию сул­та­на Гра­на­ды вел пе­ре­го­во­ры о ми­ре с Дон-Пед­ро Кас­тиль­ским. Поз­же был пись­мо­во­ди­те­лем у вла­де­те­лей Ту­ни­са и Фе­са. С 1382 го­да жил в Ка­и­ре, был там вер­хов­ным судь­ей и пре­по­да­вал ре­ли­ги­оз­ные на­уки. Из-за сво­ей чест­нос­ти имел мно­го вра­гов: его не­сколь­ко раз сме­ща­ли, а по­том опять при­зы­ва­ли на долж­ность. Имел дру­жес­кие от­но­ше­ние с Та­мер­ла­ном.

В ис­то­рию ис­ла­ма он во­шел как зна­ме­ни­тый ис­то­рик. Глав­ная кни­га – «Кни­га на­зи­де­тель­ных при­ме­ров по ис­то­рии ара­бов, пер­сов, бер­бе­ров и на­ро­дов, жив­ших с ни­ми на зем­ле» («Ки­таб ал-Ибар»). «Ки­таб ал-Ибар» со­сто­ит из 4-х час­тей: 1) «Му­кад­ди­ма», 2) ис­то­рия от со­зда­ния ми­ра до про­ро­ка Му­хам­ма­да, 3) ара­бы в Аф­ри­ке и Ис­па­нии и бер­бе­ры, 4) мел­кие му­суль­ман­ские ди­нас­тии Егип­та и Азии.

Пер­вая часть это­го тру­да — «Му­кад­ди­ма» яв­ля­ет­ся са­мос­то­я­тель­ной ра­бо­той. Она вклю­ча­ет в се­бя сле­ду­ю­щий круг во­про­сов: 1) смысл ис­то­рии, зна­че­ние ис­то­ри­чес­кой кри­ти­ки и ее при­емы, ис­точ­ни­ки ис­то­ри­чес­ких оши­бок, 2) гео­гра­фи­чес­кий об­зор зем­но­го ша­ра, мыс­ли о фи­зи­чес­ком и нравст­вен­ном вли­я­нии кли­ма­та и поч­вы на лю­дей, 3) спо­со­бы по­зна­ния ис­ти­ны; эво­лю­ция форм се­мей­ной, об­щест­вен­ной и го­су­дар­ст­вен­ной жиз­ни, 4) раз­ви­тие эко­но­ми­чес­кое и умст­вен­ное, 5) раз­ло­же­ние го­су­дар­ст­ва, 6) зна­че­ние тру­да в бла­го­сос­то­я­нии го­су­дар­ст­ва, 7) об­зор раз­лич­ных от­рас­лей ре­ме­сел и ис­кус­ств, 8) клас­си­фи­ка­ция на­ук.

Вос­хи­ще­ние уче­ных «Му­кад­ди­мой» ибн Халь­ду­на не уга­са­ет и по сей день. Вы­ска­зан­ные в ней идеи – од­на из ос­нов со­вре­мен­ной кли­о­ди­на­ми­ки.



Оставить ответ