Абу Али ал-Хасан ибн ал-Хайсам ал-Басри /965, Басра – 1039, Каир/ — выдающийся ученый арабского Востока. Благодаря своим способностям он занимал в родной Басре должность визиря. Однако любовь к науке побудила его оставить политическую карьеру. Средневековый сирийский ученый ибн Аби Усайби упоминает в своем «Источнике сведений о различных классах врачей» 92 сочинения ибн ал-Хайсама, из них 89 посвящены математике, астрономии, оптике и механике.
Ибн ал-Хайсам пытался доказать пятый постулат Евклида. Доказательство его было ошибочно, но он впервые рассмотрел так называемый «четырехугольник Ламберта», у которого три внутренних угла — прямые. Он сформулировал три возможных варианта для четвертого угла: острый, прямой, тупой. Обсуждение этих трех гипотез многократно возникало в позднейших исследованиях пятого постулата.
В трактате «Об измерении параболического тела» ибн ал-Хайсам приводит формулы для суммы последовательных квадратов, кубов и четвертых степеней, и ряд других формул для сумм рядов. С помощью этих формул он приводит вычисление, равносильное вычислению определенного интеграла.
В трактате «Об изопериметрических фигурах» ибн ал-Хайсам сделал попытку доказать, что круг имеет самую большую площадь из всех фигур равного периметра, а шар – самый большой объем из всех тел с равными поверхностями.
Ему принадлежат также сочинения «О квадратуре круга», «Об измерении шара», «О построении семиугольника», «О построении пятиугольника, вписанного в квадрат», «О свойствах высоты треугольника», «О циркуле для конических сечений», «Об извлечении кубического корня», «О параболе», «О гиперболе», «О магическом квадрате». Известно также, что он применял геометрические методы к решению уравнений 4-й степени.
Ученого часто именуют «отцом оптики». Ему принадлежит фундаментальный труд «Книга оптики» в 7-ми книгах. В области физиологической оптики он дает описание строения глаза и на опытной основе доказывает ошибочность теорий Платона и Евклида о свете как о лучах, которые испускаются глазом и «ощупывают» предметы. Ибн ал-Хайсам выдвинул свою теорию, согласно которой «естественный свет и цветные лучи влияют на глаз», а «зрительный образ получается при помощи лучей, которые испускаются видимыми телами и попадают в глаз». Он считал, что каждой точке наблюдаемого предмета можно поставить в соответствие некоторую воспринимающую точку глаза. Он даже дал правильное представление бинокулярного зрения. Наконец, он высказал предположение о конечности скорости света.
Среди опытов, проведенных ученым, выделяются опыты с камерой-обскурой, опыты по преломлению света и эксперименты с различными видами зеркал.
В XII веке его «Книга оптики» была переведена на латинский язык под названием «Сокровище оптики» («Opticae thesaurus») и оказала большое влияние на развитие оптики в Европе. Исследователь составил также ряд трактатов о зажигательных стеклах и трактаты «О свете Луны», «О гало и радуге», «О свойствах теней».
Велик вклад ибн ал-Хайсама и в астрономическую науку. Его перу принадлежит ряд сочинений по астрономии: «О свете светил», «О формах затмений», «О движении Луны», «О часовых линиях», «О сущности следов, видимых на поверхности Луны», «Об определении азимута киблы», «Об определении меридиана по одной тени», «О горизонтальных солнечных часах», «О различиях в высотах светил», «О способах наблюдений», «Об определении расстояния между двумя городами с помощью геометрии» и др.
В «Книге о форме мира» ибн ал-Хайсам развивает излагавшуюся ал-Фаргани и ал-Хазином идею о массивных эфирных орбитах планет.
Ученый по праву считается одним из основоположников экспериментального метода в науке. Тщательные эксперименты он сочетал со строгим математическим доказательством своих выводов.
Интересные факты: Однажды фатимидский халиф Египта ал-Хаким /996-1021/ узнав о том, ибн ал-Хайсам составил проект регулирования вод Нила с помощью плотины южнее города Асуан, пригласил его в Египет. Но, прибыв на место, ученый убедился, что современный уровень технических средств не позволяет реализовать этот проект (Справка: строительство Асуанской плотины стало возможным только в середине XX века). Халиф разгневался на него и конфисковал имущество, а самого ученого подверг домашнему аресту. Зная жестокость ал-Хакима, ученый был вынужден притворяться сумасшедшим, чтобы сохранить свою жизнь. Чтобы иметь средства к существованию, он несколько лет переписывал книги по математике и точным наукам, и только после смерти халифа смог вернуться к нормальной жизни. Оставшуюся жизнь он прожил в почете, занимаясь науками и умер в Каире в 1039 году.
В средневековой Европе он известен под именем «аль-Хазен» («Alhazen»). В честь него назван кратер на Луне.
По материалам: Матвиевская Г.П., Розенфельд Б.А. Математики и астрономы мусульманского средневековья и их труды (VIII-XVII вв.). т.2. М., «Наука», 1983.