Аль-Газали – один из самых выдающихся мыслителей средневекового Востока

Абу Ха­мид Му­хам­мад аль-Га­за­ли ат-Ту­си (1058 — 1111) – зна­ме­ни­тый му­суль­ман­ский уче­ный, пра­во­вед. Его на­зы­ва­ли «Худ­ж­жат аль-ис­лам» (До­вод ис­ла­ма), «Му­хий ад-дин» (Ожи­ви­тель ве­ры), «Муд­жад­дид» (Об­но­ви­тель ис­ла­ма). Ав­тор бо­лее 1000 книг и трак­та­тов.

Аль-Га­за­ли ро­дил­ся в 1058 го­ду в Ту­се (иран­ская про­вин­ция Хо­ра­сан). Его отец был нег­ра­мот­ным ре­мес­лен­ни­ком, за­ни­мав­шим­ся пря­де­ни­ем и про­да­жей шерс­ти. Он был на­бож­ным му­суль­ма­ни­ном и час­то по­се­щал со­бра­ния уче­ных-пра­во­ве­дов (фа­ки­хов). Не­за­дол­го до сво­ей смер­ти он за­ве­щал сво­е­му со­се­ду взять на вос­пи­та­ние его сы­но­вей Абу Ха­ми­да и Ах­ма­да, млад­ше­го бра­та аль-Га­за­ли. Че­рез не­ко­то­рое вре­мя со­сед от­дал этих брать­ев учить­ся в мед­ре­се. Пос­ле уче­бы в мед­ре­се аль-Га­за­ли пу­те­шест­ву­ет по стра­нам и го­ро­дам ми­ра ис­ла­ма в по­ис­ках зна­ний. Боль­шую роль в жиз­ни аль-Га­за­ли сыг­ра­ло зна­ком­ст­во с ви­зи­рем Ма­лик-ша­ха Сельд­жу­ки – зна­ме­ни­тым Ни­зам аль-Муль­ком. В 1091 г. Ни­зам аль-Мульк на­зна­ча­ет аль-Га­за­ли на про­фес­сор­скую долж­ность в мед­ре­се «Ни­за­мийа» в Баг­да­де. Но тя­га к уве­ли­че­нию сво­их зна­ний по­буж­да­ет аль-Га­за­ли по­ки­нуть Баг­дад. Марш­рут его пу­те­шест­вий об­ши­рен: Да­маск, Иеру­са­лим, Хев­рон, Мек­ка, Ме­ди­на, Джур­джа­ни, Ни­ша­пур, Тус, Ха­ма­дан и др. Пос­ле пу­те­шест­вий аль-Га­за­ли пре­по­да­ет не­ко­то­рое вре­мя в мед­ре­се «Ни­за­мийа» в Ни­ша­пу­ре, но по­том уда­ля­ет­ся в род­ной Тус. Ря­дом с его до­мом бы­ло по­стро­е­но мед­ре­се, где он за­ни­мал­ся обу­че­ни­ем сту­ден­тов обыч­ным ре­ли­ги­оз­ным зна­ни­ям. Он умер в 1111 го­ду в Ту­се.

Глав­ный труд его жиз­ни – «Воз­рож­де­ние ре­ли­ги­оз­ных на­ук». Цель это­го тру­да – за­щи­та ис­ла­ма от уче­ний, под­ры­ва­ю­щих его устои, и обе­ре­же­ние про­с­тых ве­ру­ю­щих от фи­ло­со­фии и спе­ку­ля­тив­но­го бо­го­сло­вия (ка­лам), ко­то­рые па­губ­но воз­дейст­ву­ют на их не­под­го­тов­лен­ные умы и вво­дят их в со­блаз­ны. В этой кни­ге уче­ный пред­ста­вил по­зи­тив­ную аль­тер­на­ти­ву «дур­ным лю­дям», из­ло­жил свое уче­ние в ви­де це­лост­ной ре­ли­ги­оз­но-пра­во­вой кон­цеп­ции и осо­бых форм ре­ли­ги­оз­ной прак­ти­ки, при­спо­соб­лен­ных к об­щеп­ри­ня­тым по­треб­нос­тям каж­до­го ве­ру­ю­ще­го. «Воз­рож­де­ние ре­ли­ги­оз­ных на­ук»

Од­на из глав­ных на­уч­ных за­слуг аль-Га­за­ли – сис­те­ма­ти­за­ция всех до­сти­же­ний ве­ли­кой му­суль­ман­ской ци­ви­ли­за­ции за пять ве­ков. Его тру­ды ис­сле­до­ва­ли мно­гие вы­да­ю­щи­е­ся уче­ные – ан-На­ва­ви, ибн Аса­кир, ибн аль-Джа­у­зи, аз-За­ха­би, ибн Рушд, ибн Тей­мия, аз-Зу­бай­ди и др.

Со­вре­мен­ные уче­ные, в том чис­ле и хрис­ти­ан­ские, при­зна­ют, что аль-Га­за­ли внес ог­ром­ный вклад в ми­ро­вую тео­ло­ги­чес­кую и фи­ло­соф­скую мысль. Вли­я­ние его тру­дов мож­но за­ме­тить в сред­не­ве­ко­вой хрис­ти­ан­ской тео­ло­гии Фо­мы Ак­вин­ско­го и фи­ло­соф­ской кон­цеп­ции Ге­ге­ля.

По ма­те­ри­а­лам: Воз­рож­де­ние ре­ли­ги­оз­ных на­ук. Т. 1., ч. 1. М., 2007.



Оставить ответ