Абу Хамид Мухаммад аль-Газали ат-Туси (1058 — 1111) – знаменитый мусульманский ученый, правовед. Его называли «Худжжат аль-ислам» (Довод ислама), «Мухий ад-дин» (Оживитель веры), «Муджаддид» (Обновитель ислама). Автор более 1000 книг и трактатов.
Аль-Газали родился в 1058 году в Тусе (иранская провинция Хорасан). Его отец был неграмотным ремесленником, занимавшимся прядением и продажей шерсти. Он был набожным мусульманином и часто посещал собрания ученых-правоведов (факихов). Незадолго до своей смерти он завещал своему соседу взять на воспитание его сыновей Абу Хамида и Ахмада, младшего брата аль-Газали. Через некоторое время сосед отдал этих братьев учиться в медресе. После учебы в медресе аль-Газали путешествует по странам и городам мира ислама в поисках знаний. Большую роль в жизни аль-Газали сыграло знакомство с визирем Малик-шаха Сельджуки – знаменитым Низам аль-Мульком. В 1091 г. Низам аль-Мульк назначает аль-Газали на профессорскую должность в медресе «Низамийа» в Багдаде. Но тяга к увеличению своих знаний побуждает аль-Газали покинуть Багдад. Маршрут его путешествий обширен: Дамаск, Иерусалим, Хеврон, Мекка, Медина, Джурджани, Нишапур, Тус, Хамадан и др. После путешествий аль-Газали преподает некоторое время в медресе «Низамийа» в Нишапуре, но потом удаляется в родной Тус. Рядом с его домом было построено медресе, где он занимался обучением студентов обычным религиозным знаниям. Он умер в 1111 году в Тусе.
Главный труд его жизни – «Возрождение религиозных наук». Цель этого труда – защита ислама от учений, подрывающих его устои, и обережение простых верующих от философии и спекулятивного богословия (калам), которые пагубно воздействуют на их неподготовленные умы и вводят их в соблазны. В этой книге ученый представил позитивную альтернативу «дурным людям», изложил свое учение в виде целостной религиозно-правовой концепции и особых форм религиозной практики, приспособленных к общепринятым потребностям каждого верующего. «Возрождение религиозных наук»
Одна из главных научных заслуг аль-Газали – систематизация всех достижений великой мусульманской цивилизации за пять веков. Его труды исследовали многие выдающиеся ученые – ан-Навави, ибн Асакир, ибн аль-Джаузи, аз-Захаби, ибн Рушд, ибн Теймия, аз-Зубайди и др.
Современные ученые, в том числе и христианские, признают, что аль-Газали внес огромный вклад в мировую теологическую и философскую мысль. Влияние его трудов можно заметить в средневековой христианской теологии Фомы Аквинского и философской концепции Гегеля.
По материалам: Возрождение религиозных наук. Т. 1., ч. 1. М., 2007.